ВОПР Основные философские парадигмы КОНСПЕКТ
Парадигма - учение, теория, которая определяет пример, образец, модель, проведения исследования (определяет моду в науке: как исследовать? что?). в физике: механика Ньютона, теор относит Эйнштейна. В психологии: психоанализ, гуманнистич психология. В фил-ии; Ф - неоднородное явление, немонолитное учение. Сущ-ют различи конц-ии и виды Ф-ии. Основные типы:
1. Спекулятивная Ф. (спекул - умозрение, не опирающ-ся на факты, опыт, без опоры на науку. Чистое размышление н наблюдение). Платон: философ - наблюдатель времени и вечности. Представители: Аристотель, др. греки, Ф. Аквинский, Спиноза и др. Ф - величайшая наука, размышляющая над вечными вопросами бытия.
2. Научная Ф (сциентизм). Наука - основа всего в т.ч. и Ф-ии. «Ф есть наука» - такая парадигма возникает в древности, Ф - протонаука. В дальнейшем отделение фил-го знания от научного, но связь их сохраняется:
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ: 1-доказательность суждений, 2-систематизированность знаний, 3- проверяемость знания.
Методы: 1.Эмпирические: 1-индукция (обобщение фактов) и 2-ученый хорошо ориентир-ся в своей науке и не просвещен в другой. Необходимость в «дураке не холме», который бы не углублялся в науки обобщал их, создавал бы единую научную картину мира. 2.Верификация - соотнесение суждения с опытом, с фактами (те, которые стали - научные, не соотносятся - не научные, они по ту сторону истины или лжи) 3.Фальсификация, поиск фактов не подтверждающих, а опровергающих данное суждение. - Для того, чтобы определить границы для которых данно суждение истинно.Ф. как наука ->в методологию. Учение о путях достижения знания, определяет пути постижения (изучения) науки. Взаимовлияние Ф. и науки. 1) науки влияют на Ф: микшированные формы Ф ближе к психологии, социологии. Влияние экономики, биологин на ф -> появление срединных позиций Ф. 2) влияние фил-ов на науку (Эйнштейна, Гейзенберга, др). 3)каждый крупный ученый сам является философом, в любой науке существует уровень общих принципов (метотеоретический уровень). Недопустимо заключать отождествление Ф, что это наука и изоляция Ф от науки. Направлена: позитивизм, неопозитивизм, марксизм: философия науки - структурирование.
3. Аналитическая Ф. 1. Ф лингвистического анализа (анализ языка) возникла в сер 20в. Фил-ие проблемы возникают из-за неправильного использования языка (обыденного, научного и философского).Неправильное использование слов, терминов с неясным смыслом (все делают вид,что понимают, и каждый проецирует свое значение этих слов (такие слова как: свобода, дух, религия, выбор, вера, нравственность)), атмосфера тайны – одна из технологий манипуляции.3. Противостоять: всегда требоватьпояснить смысл, говорить нужно конкретно,четко и ясно. Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает. Задача Ф в прояснении языка, фраз. Большинство фил-их (метафизических) проблем научно не разрешимы (проблема) субстанции (1,2,3, ..ск-ко?).
4. Антисциентизм. Ф.-не есть наука. 1 Экзистенционализм: 1)традиционные фил-ие проблемы-абстрактные проблемы, не значимы для ювеческон личности Объектом исследования является конкретный человек. Основной вопрос Ф по Канту: проблема самоубийства (стоит ли жизнь того, чтобы жить?). 2)основания Ф не научны - это не факты, а состояния тоски, бессмысленные состояния - фил-ие состояния. Науке фил-ие знания не доступны. 3) задача Ф в обретении истины чел-го бытия; задача – стать человеком, осуществление самоактуализации личности (= спасению души).
5 Эстетическая ориентация.Эстстикос - чувственный, возвышенные чувства, ф - бытие не к науке, не к религии, а к искусству, Ф порождается возвышенными чувствами, которые определяются искусством. Философ одновременно есть художник, эстет, он воспринимает ис-во и сам порождает его. ф не рациональна, интуитивна (не доказуема, а показуема). Представители: Шестов, Къеркегор, Ницше, Шопенгауэр, Хайдегер, Ясперс, Фуко, и др. Ф дает непосредственное знание (интуитивное). Ф порождается страданиями человека, ф-оф пишет своей кровью. Страдание для художника и прекрасное творение для наблюдателя. Ф индивидуальна, отражает индивидуальную личность фил-фа
Универсальность - критерий научной Ф.
6 Практическая ориентация Ф. 1.Ф. как этика,как учение о добре и зле, нравственная ориентация (Аристотель,Кант) 2. Ф как снова соц изменений. В обществе явл-я эксплуатации, общ-о греховно. Необходимо измнение этого общ-ва, устранение соц-го эконом-го и духовного рабства, пробуждение чел-ка, основа самоактуалшация личности, освобождение чел-ка. 3. Ф как тоталитарная критика - франкфурская школа (60ые гг).
7. Трансцендентализм. - априоризм. Фил-ие истины так же как и научные аксиомы, математич и религиозные (порождается априорными трансцендентными врожденными структурами сознания. (Трансцендентные структуры сознания – основы истин: 1.Фил-их 2. Научных(матем.) 3. Религиозных.)Сознаниеà Индивидуальное,чувство,субъектàУниверсальное,чувство,объект.Представители:Платон,Декарт,И.Кант. *Образ Бога *Аксиомы геометрии *Логические максимы(нельзя одному объекту сущест-ть и несущ-ть одновременно)Трансцендентализмàясность,красота.
8. Метафизика - Учение о субстанции (субстанция - причина самой себя, трансцендентна). Метафизика противостоит науке. Формы М:материализм (субстанция-материя), идеализм (дух), религия. Субстанции - 1 материя, 2 дух и 3 Бог.
9. Религиозная Ф (РФ) и ф-фия религии (ФР). РФ не тождественно ФР. Они изучают одно и тоже, но они различны по своим основаниям: РФ опирается на догматы, а ФР - на разум, научное знание. Для ФР - Бог - символ предельных ценностей, для РФ Бог- конечная реальность, субстанция.
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА.Главная проблема – поиск первоначала, архэ («архетипы» К.Г.Юнга). Оно – основа возникновения, существования, движения, все превращается в него. Для Фалесаэто вода. Вещества - бесконечное разнообразие различных агрегатных состояний воды. Первоначало это разумное, одухотворенное. Поэтому, «мир полон богов», духов (Фалес). Фалес: «Познай самого себя».Познавая себя, психику, мы познаем мир.
Для Анаксимена первоначалом является воздух.(Он подобен эфиру в физике вплоть до нач. 20 века). Для Ферекида это первоначало – земля.
Согласно ГЕРАКЛИТУ первоначалом является огонь (для древних – это вещество).Огонь изменчив, подвижен, одухотворен.Все состоит из него, рождается, и все (Космос) сгорает в огне. («Огонь» синонимичен современному понятию «энергия». W = mc – там, где масса, там «энергия», там «психея».) Мировой пожар подобен мировому суду, являясь нравственным, духовным событием. Создается эсхатология– учение о концемира, света.
*Обожествление огня. Везде разум, жизнь, психея. Это учение - гилозоизм(«везде жизнь»). Оно тождественно др. учению – панпсихизму («везде психика»).
*Душа человека - искорка Мирового Огня. Она должна развиваться по законам Космоса, в соответствии с ЛогосомВселенной.Логос – это Закон, Принцип, Дао. Самопознание - путь познания Макрокосма.
«Принцип двух зеркал» - познание Микрокосма есть познание Макрокосма, и наоборот. *Ощущениепродуцирует темное, недифференцированное знание. Разум – светлое, отчетливое. Они находятся (подобно теории и эмпирии) в гармоничном единстве.
*Гераклит о Пифагоре: «Многознание уму не научает».
* Проводит различие между душой взрослогои душой ребенка.По мере взросления психика становится более «сухой и горячей».У ребенка (и пьяного) душа влажная. *Диалектика.1. Все течет – все изменяется (panta rei). Мир, психика – река, в которую нельзя войти дважды (ученик его Кратил: даже один раз). 2. Все явления наделены противоположными качествами и тенденциями. (Вода – чистейшая и грязнейшая. Обезьяна – прекраснейшая и безобразнейшая). 3. Противоположности переходят друг в друга. 4. Распря, борьба противоположностей – закон мира(и основа групповой динамики в соц. псих.).
У АНАКСИМАНДРАархэ носит субстанциональный хар-р. Это апейрон– неопределенный, чувственно невоспринимаемый, трансцендентный. Он – основа Космоса, общества, ( как и архетип Юнга) основа культуры, религии, восприятия, психики. Не определен, но определяет все.
ПИФАГОРЕЙЦЫ.Религиозно-этический орден (подобно культу, «секте»). О Пифагоре – мало сообщений. *П.образ жизнипредполагает иерархию ценностей: 1. прекрасное (в т.ч. наука), 2. выгодное, 3. приятное. Вставали до восхода солнца, занимались мнемоническими упражнениями. Перед сном – трижды отчет о прожитом: какой долг остался невыполненным. В основе этики– победа над страстями, культ дружбы и почитание Пифагора. *Выдающийся врач Алкмеон, представитель П.союза, открыл зрительные нервы и то что головной мозг– орган души. *Идея числа.Число – начало всего (вещественного и психического), субстанция. Рациональное число – «самое мудрое», «владеет» вещами и душами. Позднее открыто явление несоизмеримости, иррациональные числа. Скрывали. Пример: число «Пи».Неразумное, иррациональное – в основе мира и человеческой души. (Иррациональное – атрибут сатаны). Бессознательное определяет психические процессы (психоанализ З.Фрейда).
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 429;