Методы геометрического структурирования природных форм
Методы геометрического структурирования природных форм.Данные методы используются при разработке идей бионических объектов в разных видах дизайна. Суть методов состоит в том, что природные объекты, имеющие принципиально разную структуру, подвергаются дизайнерской обработке в несколько этапов.
Сначала делается натуралистичная зарисовка природного объекта. Далее эта зарисовка стилизуется. После этого полученный эскиз стилизуется еще несколько раз до получения нескольких вариантов эскизов, в каждом из которых подчеркнут определенный принцип структурирования объекта.
Проектные уровни выявления природных аналогий в архитектуре и в объектах дизайна.Уровни выявления природных аналогий в архитектуре и в объектах дизайна называются проектными, т.к. используются в ходе разработки дизайн-проектов на основе бионических форм.
В проектировании современных объектов дизайна на основе биоформ широко используются:
1. Аналогии формы дизайн-объекта и природного объекта;
2. Аналогии пропорций дизайн-объекта и биоформы.
Этапы восприятия и преобразования природной формы в объект частично уже описаны выше (методы геометрического структурирования природных форм). После геометрического структурирования природных форм дизайнер получает варианты структур, которые можно использовать в разрабатываемых объектах. Далее из полученных гармоничных структур берутся нужные элементы и дорабатываются с учетом требований заказчика, а также современных технологий и материалов. В ходе проектирования учитываются элементы функционального комплекса дизайна, особенно потребность, функция, метод, телезис, ассоциация. Важно помнить о том, что дизайн-объект разрабатывается в ходе системного проектирования, т.е. объект дизайна является элементом системы «человек – объект – среда».
Методика бионического анализа процесса формообразования. Метод тектонического анализа природных систем и объектов. Практическое применение тектонических приемов формообразования природных структур в объектах.
Методика бионического анализа процесса формообразования предполагает анализ форм дизайн-объектов с точки зрения образцов биоформ: производится поиск аналогий дизайн-объектов с природными объектами.
Например, мы видим дизайн-объект, более всего похожий на спираль раковины. Тогда мы можем условно назвать его структуру «раковина» и посмотреть, сколько же таких объектов в современном дизайне мы встретили за исследуемый период. Далее мы можем встретить объекты, которые более всего похожи на цветок, рыбу и т.п. Соответственно, их структуры и будут названы «цветок», «рыба» и т.п.
В итоге мы получим несколько групп объектов каждого вида. Одних будет больше, других – меньше, одни – уходят, другие – перспективны. Все эти выводы мы можем записать и презентовать, в т.ч. построив графики развития каждой структуры.
Материалом для исследования могут служить как готовые объекты, так и их изображения (чертежи, фотографии).
Метод структурного анализа оболочек природы и объектов.Метод структурного анализа оболочек природы и объектов необходим для понимания и выявления закономерностей строения природных объектов, что, в свою очередь, позволяет использовать выявленные закономерности в дизайн-проектировании.
Сначала анализируются выбранные объекты: делаются их натуралистичные и далее структурированные (где выделено главное, «каркас» объекта) зарисовки и производится сравнение структур природных оболочек и объектов в целом.
Поясним на примерах. В природе существует четыре вида бионических структур, которые нам интересны в плане проектирования дизайн-объектов:
1. Складчатая структура (рис. 47, 48);
2. Спиралеобразная структура оболочек (раковины, рога животных, шишки, внутреннее ухо человека и т.п.) (рис. 49, 50);
3. Структура оболочек типа «ветвление» (деревья, кораллы, структура трахеи человека и т.п.) (рис. 51, 52);
4. Модульная структура (рис. 53, 54).
Рис. 47. Складчатая структура в природе
Рис. 48. Складчатая структура в дизайне
Рис. 49. Спиралевидная структура в природе
Рис. 50. Спиралевидная структура в дизайне
Рис. 51. Структура типа «ветвление» в природе
Рис. 52. Структура типа «ветвление» в дизайне
Рис. 53. Модульная структура в природе
Рис. 54. Модульная структура в дизайне
Но только структурного анализа оболочек природы мало. Необходимо понимать, что происходит в современном дизайне исследуемого периода, каковы тенденции развития дизайна (тренды). Для этого далее применяется методика выявления закономерностей пространственно-временного преобразования природной формы в объектах. Для этого собранные зарисовки структур объектов («каркасов») анализируют с точки зрения времени возникновения этих объектов, т.е. выявляют закономерности пространственного преобразования природной формы во времени. Далее результаты исследования вносят в таблицы и строят графики изменения бионических структур. Т.к. бионические структуры анализируются чаще всего разные, то и получаем мы несколько графиков. Графики можно интерполировать и экстраполировать. Экстраполяция графиков применяется для составления прогноза развития бионических структур в дизайне.
Базовое учебное пособие:
1. Макарова Т.Л. Бионика. Практикум. – М.: МФПА, 2010. – 38 с.
Основная литература:
2. Цойх М. Бионика. – М.: Мир книги (Серия: Зачем и почему), 2007. – 48 с.
3. Бурень В. М., Бурень О. В. Биология и нанотехнология. Материалы для современной и будущей бионики. – М.: Феникс, 2006. – 125 с.
Дополнительная литература:
4. Белько Т. В. Бионические принципы проектирования костюма. Монография. М., МГТУ: 2007.
5. Бионическое моделирование костюма. Живая природа – объект дизайн-проектирования: Отчет о НИР (заключит.) /Поволжский технологический институт сервиса Государственной академии сферы быта и услуг (ПТИС ГАСБУ); Руководитель Белько Т.В. – ГР 01990003698. УДК 687.016:502(045). 1999.04.05. 84 с.
Интернет-источники:
6. http://www.vinci.ru/
7. http://www.mensh.ru/planirovka_domov_frenka_lloida_raita
8. http://www.museum.ru/N27950
9. http://www.architime.ru/architects/
10. http://www.designet.ru/
11. http://kak.ru/
12. http://rnd.cnews.ru/reviews/index_science.shtml?2003/10/24/226473
Практическое занятие 1 (аудиторно: 4 ч; самостоятельно: 6 ч).
Дата добавления: 2016-08-06; просмотров: 3883;