БОГОСЛОВИЕ ИКОНЫ С IV ПО VII ВВ


В начале 4 в ситуация в Церкви меняется. Это отразилось на искусстве. Происходят значимые изменения. Если первые три века ничего не написано об иконах, то в 4 веке у отцов вполне сформированное богословие иконы. Важным для иконоведения являются слова св.Василия Великого: “Честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу”. Эта мысль войдет в формулировки 7 Вселенского собора. Икона нас соединяет с первообразом. Это важная функция иконы. Св.Василий Великий икону сравнивал с образом императора. “Если мы называем изображение императора императором, то мы не имеем в виду двух императоров”.

Василий Великий говорит об иконе как о книге, которая ярко повествует о событиях, даже ярче, чем простое повествование. Это уподобление иконы слову и предпочтение образа. Василий Великий – один из первых богословов иконы. Св. Григорий Нисский продолжая мысли Василия, говорит о естественности изображения. Он говорит, что Бог Художник, и нас создал художниками. Икона возводит нас к смысловым сущностям. Красота мира не объясняется рациональными параметрами. Св.Григорий говорит об эмоциональном воздействии на человека изображения, это психологическое воздействие. Эти мысли во многом оговаривают богословие иконы. И Златоуст также высказывает мнение о существенном значении иконы. Св.Григорий Богослов, Афанасий и Кирилл Александрийский говорят о чудесном проявлении икон, о чудесах от икон. Эти столпы православия – защитники икон. Но наряду были и иконоборцы: Евсевий Кесарийский. Он признает наличие икон от древности, но он не признает полноты человечества во Христе, не признает воплощение Христа, соответственно и иконы. Все это предпосылки секулярного, светского искусства. Евсевий был сторонником такого светского аллегорического искусства, в то время как икона есть духовное изображение образа – возводит к первообразу. Отцы каппадокийцы – сторонники реалистической, традиционной иконографии. Важным текстом является письмо Нила Синайского к эпарху... Олимпиодор, который хотел в алтаре изобразить иконы, рыбную ловлю, охоту. Нил говорит, что это детское сознание. Это, конечно, аллегории, но если это занимает много пространства, то это отвлекает от молитвы. Это уже нехрамовое искусство. У эпарха проявляется стремление к украшению. Нил против такого украшения храма: в алтаре – лик Христа, а в храме сюжеты Ветхого и Нового Заветов, это реалистическая иконография. Преподобный Нил в начале 5 в отвергает аллегорию. Церковь постепенно вытесняет аллегорию.

 



Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2035;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.