Символика креста в раннехристианском иск-ве.
Крест – это распятие, орудие страданий Христовых, но учители Церкви, бого-словы, церковный писатели гов.нам ,что крест – это не только нек-рый де-рев.предмет, на кот. Иисус Христос был распят. Крест есть символ, и символ необы-чайно глубокий, охватывающий , по существу, весь мир. У П.Флоренского «Из бо-гословского наследия» много гов.о символике креста. Флоренский гов.о том, что Голгофа, по его мнению, есть нек-рый центр мира. «Не образно, а географически мы координируемся в пространстве в отношении Голгофы, средоточия всех средо-точий, первоначала всех координатный начал.Воистину крест – Христов.»
Т.о., голгофский Крест – это символ мира, строение мира. Свою мысль Флоренский подтверждает цитатой из Василия Великого: «По образу Креста сотво-рен весь мир. Прежде дерев.креста ворздвигнут был целому миру мысленный крест, в центре кот.соприкасаются четыре части Вселенной и сила кот., заключающаяся в центре, проходит в эти четыре части.» Дальше Флоренский приводит цитату из блаж.Иеронима: «Крест - общая для всех движений форма. Эта форма дала вид всему миру». Он тоже рассматривает крест как обобщающую форму всего живого.
«Крест есть величайший символ силы и власти Христовой, - гов. Иустин Философ.
«Амвросий Медиоланский: «Велико таинство Креста , и по нашему пред-ставлению сам мир спасается сим знамением. … И также самое небо расположено по образу сего знамения. Делясь на четыре стороны : Восток, Запад, Юг,Север, - оно как бы сдерживается четырьмя углами креста. Само положение человека с подня-тыми руками являет крест. Вот почему нам заповедуется молиться с воздетыми ру-ками, дабы мы самим движением наших членов исповедывали страсть Господню, потому что наша молитва вскоре услышана, когда и тело наше подражает Кресту».
Прот.Всеволод Шпиллер гов., что Крест –это образ любви Божией, которая предвечно существует в Самом Божестве».
Главным для христиан было то, что Крест – это орудие казни. И для языч-ников главным было то, что это орудие казни. А вся человеческая символика была второстепенной. Вот именно поэтому христиане и язычники не могли найти здесь общую почву. Крест их разделил, потому что обе стороны видели в нем прежде все-го орудие казни. И потому крест вызывал насмешки у язычников.
Одно из древнейших изображений креста в Риме 2 века, в Палатинском дворце, представляет собой трехконечный крест на стене дворца, и на этом кресте изорбражена человеч.фигура с ослиной головой. Это одно из древнейших изображе-ний креста, даже распятия. Это насмешка над христианами.
Самое древнейшее изобр.христ.Креста такое. Этот Крест дат.134г. Это так называемая Пальмирская надпись,г.Пальмира в Сирии. Там была открыта надпись с таким текстом: «Тому, имя Которого благословенно в вечности». Само изобр.креста нах.в конце надписи и перед датой,т.е., изобр. два креста. По мнению исслед. – это несомненно изобр.креста ва креста.
Представл. интерес, как соед.образ креста с образом Распятого Христа, как появл.распятие. До недавнего времени ученые считали, что распятие появ. до-вольно поздно – где-то ок.4в.Проф.Голубцов приводит очень инт.данные в по-явл.распятия в связи с борьбой против ересей. Древнейшее описание распятия сод.у Анастасия Синаита . Это 6 век. Он пишет, что сделав изобр.распятия, прикладывает к рукописи и просит перерисовать и почитать это изображение.
Была найдена гемма,дат. 2-3 вв. Она была опубл. В одном зарубеж.словаре. На этой сердоликовой гемме изобр. распятый Иисус Христос с Богоматерью и Иоанном Предтечей, с нимбом и с лучами. Тело Господа обнаженное и изогнутое.
Кресты и распятия
В этот период, как в частной христианской жизни, так и в Церкви широкое распространение (почти такое же, как во втором столетии) получил крест как символ искупления, а также нанесение крестов на лоб, рот, грудь и даже на одежду. Зачастую это использовалось и в суеверных целях. Прозвище "молящиеся кресту", которое язычники дали христианам во времена Тертуллиана, во многих случаях оправдывало себя. Теперь, когда Церковь стала царством, наряду с простыми деревянными крестами стали изготовляться серебряные и золотые кресты, иногда роскошно украшенные жемчугом и драгоценными камнями. (Форма креста была разной. Крест crux decussata имел форму "X" (он назывался крестом св. Андрея, т. к. согласно легенде апостол умер на таком кресте); cruz commissa имел форму "T"; cruz immissa имел либо форму "+" (православный крест), либо форму "†" (католический крест).
В конце рассматриваемого периода мы впервые встречаем распятие, т. е. не просто крест, а крест с распятым Спасителем. В пятом веке появились кресты с фигуркой агнца, а иногда и бюста Христа, прикреплёнными к верхней или нижней части креста. Позднее на смену им пришли кресты со скульптурным изображением Христа. Константинопольский собор (Quinisextum) в 692 году постановил в 82-ом каноне: "Отныне вместо изображения агнца на образах будет изображение Христа". Но впоследствии Восточная Церковь запретила все скульптурные изображения, в том числе и распятия, признавая только живописное изображение Христа и святых. Первые католические распятия были безвкусны и оскорбительны для религиозного чувства, но позднее, в период своего рассвета, католическое искусство сумело выразить в скульптурном изображении страдающего и умирающего Искупителя; Его величайшие и святейшие муки с высочайшим достоинством. В Средние века на распятии также размещались и другие фигурки: Дева Мария, Иоанн, солдат и кающаяся Мария Магдалина, стоящая на коленях и обнимающая крест.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2264;