Стремление к созданию единой картины мира 8 глава


– философский;

– общенаучный;

– конкретно-научный;

– технологический (конкретные методики и техники исследования).

Рассматривая методологию научного исследования, мы будем опираться на этот иерархический подход.

Философский уровень методологии

Понятие «философские основания науки» выражает фи­лософские идеи и принципы, которые содержатся в дан­ной науке (научной дисциплине, концепции и т. п.) и дают самые общие ориентиры для познавательной деятель­ности. Философские основания науки наряду с функци­ей обоснования уже добытых знании выполняют также эв­ристическую (участвуют в построении новых теорий) и методологическую функции. Являясь средством приращения нового знания, они способствуют фор­мированию новых методов научного исследования. Фи­лософские основания науки разнородны и историчны: при переходе от одного этапа развития науки к другому в ходе научных революций один их «набор» сменяется другим, но определенная преемственность при этом сохраняется. Научная картина мира – целостная система представ­лений об общих свойствах и закономерностях действитель­ности, построенная в результате обобщения и синтеза фун­даментальных научных понятий и принципов. В зависи­мости от оснований деления различают общенаучную кар­тину мира, которая включает представления о всей дей­ствительности (т. е. о природе, обществе и самом познании) и естественнонаучную картину мира. Последняя в зависимости от предмета познания может быть физи­ческой, астрономической, химической, биологической и т. п. В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина мира той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки.

Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных научных теорий и по мере развития практики и познания одни научные картины мира сменя­ются другими. Так, естественнонаучная (и прежде всего физическая) картина строилась сначала (с XVII в.) на базе классической механики, затем электродинамики, потом квантовой механики и теории относительности (с нача­ла XX в.), а сегодня на основе синергетики.

Научные картины мира выполняют эвристическую роль в процессе построения фундаментальных научных теорий. Они тесно связаны с мировоззрением, являясь одним из важных питательных источников его формирования.

Философский уровень методологии имеет место в любом научном исследовании и проявляется в выборе основного метода. Для конкретизации всеобщего философского метода рассмотрим характерные особенности диалектического и метафизического мето­дов научного исследования, учитывая, что эти философские методы достаточно широко представлены в истории философии и науке и имеют широкое применение в исследовании на современном этапе развития общества и науки.

Диалектика(от греч. dialektike – искусство вести беседу, спор) – это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В истории философии различают три основные формы диалектики.

Античная диалектика, которая была «наивной и стихийной», поскольку опиралась на житейский опыт. Она представлена в уче­ниях Гераклита (ок. 544-ок. 483 гг. до н.э.), доказывающего, что «все течет, все изменяется», Платона (429/427-347 гг. до н.э.), понимавшего диалектику как искусство диалога, Зенона (ок. 490-ок. 430 гг. до н.э.), пытавшегося выразить реальные противоречия в логике понятий, и некоторых других.

Немецкая идеалистическая диалектика была разработана И. Кан­том (1724 – 1804 гг.), И. Г. Фихте (1762 – 1814 гг.), Ф. Шеллингом (1775 – 1854 гг.) и особенно Г. Гегелем (1770 – 1831 гг.) в его работе «Наука логики». Гегель проанализировал важнейшие законы и категории диалектики, логики и теории познания, сформулировал основные принципы диалектического метода, ввел идею развития в понимание всех явлений реальной действительности.

Материалистическая диалектика, основы которой были разработаны классиками марксизма. Эта форма диалектики вобрала в себя все позитивное, что было накоплено предшествующим развити­ем философии и науки.

Определяя структуру диалектики, следует выделить ее главные элементы принципы, законы и категории.Необходимо также под­черкнуть, что элементы диалектики содержатся и в современных концепциях разных философских направлений. Так, в современной западной философии диалектические тенденции характерны для таких течений, как неогегельянство, герменевтика и др.

Диалектика представляет собой наиболее полное и всестороннее учение о развитии как о бесконечном поступательном, противоречивом, скачкообразном процессе, в котором доминирует восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному, от старого к новому. Главной характерной чертой развития является исчезновение старо­го, отжившего, и возникновение нового, прогрессивного.

Если в объективном мире происходит постоянное развитие, возникновение и исчезновение всего старого, взаимопереходы яв­лений, то понятия, категории и другие формы мышления должны быть также гибкими, подвижными, взаимосвязанными, едиными в противоположностях, чтобы правильно отражать реальную дей­ствительность.

Поэтому важнейшим принципом диалектикиявляется принцип ис­торизма, т. е. рассмотрение предметов в их развитии, самодвижении, изменении. Исторический подход к изучаемому предмету включает в себя анализ основных этапов и тенденций его возникновения, разви­тия и функционирования. Данный принцип диалектики особенно широко применяется в биологии, геологии, астрономии, гуманитар­ных и других науках.

Важное значение в научном исследовании имеет принцип всеоб­щей связи и взаимозависимости. Дело в том, что окружающий мир представляет собой единое целое, определенную систему, где каждый предмет неразрывно связан с другими предметами и все они постоян­но взаимодействуют друг с другом. При этом любой из них не только находится во взаимосвязи и взаимодействии с другими, внешними явлениями, но одновременно каждая вещь имеет в себе множество внутренних сторон, моментов, отношений, связей. Всеобщая связь и взаимозависимость явлений имеют место не только в природе и об­ществе, но и в мышлении, где связь и взаимообусловленность форм мышления понятий, суждений, категорий, теорий являются от­ражением всеобщей связи и взаимообусловленности явлений реаль­ного мира.

Из положения о всеобщей связи и взаимообусловленности всех явлений вытекает один из основных принципов диалектики – всесторонность рассмотрения предметов и явлений реальной действи­тельности.

Правильное понимание какой-либо вещи возможно лишь в том случае, если исследована вся совокупность ее внутренних и внешних сторон, связей, отношений. Чтобы действительно познать предмет глубоко и всесторонне, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и опосредствования в их системе, с вычленением главной, реша­ющей стороны. Так, общество – это сложная, развивающаяся сис­тема, включающая многообразные сферы, стороны, отношения, но главной, решающей, определяющей все другие его элементы и связи, является материальная – экономическая, производственная – сфера.

Кроме историзма, всеобщей связи и всесторонности диалектичес­кий метод включает в себя и другие принципы объективности, конкретности, детерминизма, принцип противоречивости, структур­ности и др. Они формируются на основе соответствующих законов и категорий, отражающих в своей совокупности единство объектив­ного мира в его беспрерывном развитии.

Важную роль в структуре диалектического метода играют катего­рии и законы диалектики. Категории диалектики–это такие поня­тия, которые отражают наиболее общие и существенные свойства, стороны, связи, отношения предметов и явлений реальной действи­тельности и познания.

Основные категории диалектики причина и следствие, сущность и явление, единичное и общее, содержание и форма, необходимость и случайностьи другие – являются предельно общими и поэтому при­менимы в процессе познания ко всем без исключения явлениям дей­ствительности.

Категории и законы диалектики, будучи отражением реального мира, в сознании человека по своему содержанию носят объективный характер, т. е. не являются плодом вымысла, фантазии человека, а от­ражают то, что существует в природе и обществе, независимо от воли и сознания людей. Они являются выражением всеобщих закономерно­стей природы и общества. Объект для всех категорий и законов диа­лектики один – реальный мир. Различные философские категории и законы позволяют увидеть его каждый раз с новой стороны, представ­ляют собой своеобразные его срезы.

Вместе с тем категории и законы диалектики по своей форме но­сят субъективный характер, так как носителем их является реальный субъект – человек.

Поскольку в окружающем нас мире все явления взаимосвязаны, изменяются, развиваются, то и категории, законы диалектики не­разрывно связаны между собой, представляют целостную динами­ческую систему. Это замкнутая, неизменная, открытая, гибкая, раз­вивающаяся система. В процессе все более полного и глубокого отражения реальной действительности происходит как обогащение содержания известных категорий, например «качество», «количе­ство», «движение», «развитие» и др., так и возникновение новых: «система», «структура», «элемент» и др.

Таким образом, категории и законы диалектики в их развиваю­щейся системе выражают разные аспекты, имеют разное значение:

· онтологическое – поскольку являются отражением связей и от­ношений объективной действительности в ее целостности и раз­витии, выражают ее всеобщие закономерности;

· гносеологическое – так как выступают ступенями процесса по­знания, дают его самую общую картину;

· логическое – поскольку являются формами мышления;

· методологическое – так как являются способом движения мысли от незнания к знанию, от менее глубоко знания к более глубоко­му и полному знанию;

· мировоззренческое, поскольку в них выражена определенная сис­тема взглядов на мир, которая соответствующим образом ориен­тирует людей в их жизни;

· практически-действенное, поскольку категории и законы диалек­тики есть в своей сущности всеобщие, универсальные регулятивы не только познания, но и практической деятельности людей. Диа­лектика – при определенных условиях – возвращается в практи­ку, служит методом социальных преобразований, системой всеоб­щих ориентиров общественной практики.

Всеобщая, существенная связь предметов и явлений реального мира выражается с помощью законов диалектики,главным из кото­рых являетсязакон единства и борьбы противоположностей. Он вы­ражает самое основное в развитии – его источник, каковым выступает противоречие как взаимосвязь и взаимообусловленность проти­воположностей. В свою очередь, противоположности – это такие стороны, силы, тенденции предметов и явлений реального мира, ко­торые одновременно неразрывно связаны, взаимопредполагают друг друга и в то же время взаимоисключают друг друга. К противо­положностям можно отнести, например, такие явления и процессы, как положительное и отрицательное, ассимиляция и диссимиляция (в биологии), прогресс и регресс, материальное и идеальное день и ночь и др.

Сущность рассматриваемого закона можно выразить формулой «разделение на противоположности, их борьба и разрешение». Тем самым развитие предстает как процесс возникновения, обострения и расширения многообразных противоречий, среди которых главную, определяющую роль играют внутренние противоречия того или ино­го предмета или процесса. Именно они являются решающим источ­ником их развития.

Важным законом диалектики является закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.Данный закон вскрыва­ет механизм развития, показывает, как происходит развитие, а имен­но: постепенное накопление количественных изменений в определен­ный момент с необходимостью ведут к коренным качественным пре­образованиям, к возникновению нового качества, которое в свою очередь оказывает обратное влияние на характер и темпы количе­ственных изменений. Таковы, например, переходы воды из одного агрегатного состояния в другое в зависимости от изменения темпера­туры, давления и других факторов; превращение одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра атома.

Для научного понимания направленности развития большое зна­чение имеет закон отрицания отрицания, выражающий поступатель­ный, цикличный, преемственный характер развития явлений и про­цессов реального мира. Данный закон показывает, что поступа­тельное развитие имеет форму как бы восходящей спирали (а не круга или прямой линии), повторения на высшей ступени некоторых свойств низшей, «возврат якобы к старому», но на новой основе. При этом развитие предстает как процесс, как бы повторяющий пройденное, но на более высокой ступени. Примеры цикличного развития: «ячменное зерно» (зерно – растение – новые зерна); тезис (утверждение) – антитезис (его диалектическое отрицание, а не пол­ное отбрасывание) – синтез (единство тезиса и антитезиса); тео­рия – практика – новая теория и т. д. Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль – как цепь циклов. Действия данного закона обнаруживается не в каждый момент, а лишь в целостном, относительно завершенном процессе развития.

Структурные элементы диалектики, т. е. принципы, законы и ка­тегории, не только отражают существенные всеобщие закономерные связи реальной действительности, но и в своей совокупности пред­ставляют собой диалектический метод ее познания и преобразова­ния. Будучи всеобщей методологической основой познания и прак­тики, система элементов диалектики постоянно углубляет и обога­щает свое содержание в ходе развития материальной и духовной культуры.

В процессе познания и практики часто применяют также метафи­зический метод, который является антиподом диалектического мето­да. Сущность, характерная черта метафизики как философ­ского метода мышления односторонность. Это абсолюти­зация какой-то одной (безразлично, какой именно) сторо­ны живого процесса познания или шире – любого эле­мента целого.

Термин «метафизика» был введен в I в. до н.э. Андрони­ком Родосским. Систематизируя произведения Аристотеля, он расположил «после физики» (знаний о природе) те из них, в которых речь шла о первых родах сущего, о бытии са­мом по себе, т. е. те, которые были «первой философией» – наукой о первых причинах, о первой сущности и началах.

На современном уровне развития философского зна­ния можно выделить три основных значения понятия «ме­тафизика».

1. Философия как наука о всеобщем, первым прообразом которой было учение Аристотеля о якобы высших, недо­ступных органам чувств, лишь умозрительно постигаемых и неизменных началах всего существующего, обязательных для всех наук. Аристотель считал метафизику самой ценной из наук – учением о первых родах сущего, о первых причи­нах. Изучение же «телесного», единичных чувственно-вос­принимаемых вещей – это «есть дело физики и второй фи­лософии», т. е. дело частных (естественных) наук.

2. Особая философская наука –онтология, учение о бы­тии как таковом, независимо от его частных видов и в от­влечении от проблем гносеологии и логики. Она широко распространилась примерно в XVII в., когда метафизика в данном ее значении была тесно связана с естественнонауч­ным и гуманитарным знанием (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.). Однако позднее эта связь стала ослабевать, а затем окончательно утратилась.

3. Определенный философский способ мышления (позна­ния), противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Именно об этом аспекте понятия «метафизика» дальше и будет идти речь.

Самая характерная, существенная черта метафизики – односто­ронность, абсолютизация одной из сторон процесса познания. Мета­физика (как и диалектика) никогда не была чем-то раз и навсегда данным, она изменялась, выступала в различных исторических фор­мах, среди которых можно выделить две основные.

Старая метафизика была характерна для философии и науки XVII – XIX вв. (метафизический материализм, натурфилософия, фи­лософия истории и т. д.). Специфика этой формы метафизики – от­рицание всеобщей связи и развития, отсутствие целостного систем­ного взгляда на мир, мышление по принципу «или – или», убежде­ние в окончательной завершенности всех мировых связей.

Старый метафизический способ мышления имел объективную основу своего появления – необходимость объяснения частностей, отдельных элементов целого, для чего эти стороны должны были быть вырваны (мысленно, конечно) из целого и рассмотрены изо­лированно от других сторон, вне связи с ними и вне развития.

Укрепление идеи развития на рубеже XIX – XX вв. под влиянием фактов действительности и ее широкое распространение привело к возникновению новой метафизики, ставшей главенствующей в XX в.

Новая метафизика в отличие от старой не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие, – это было бы абсурдно в эпоху гро­мадных достижений науки и общественной практики. Особенность антидиалектики в новой форме – сосредоточение усилий на поисках различных вариантов интерпретации развития, которое стало пони­маться следующим образом: как простой, всеобщий и вечный рост, увеличение или, наоборот, уменьшение, т.е. как количественные из­менения; или же только как качественные изменения, цепь сплошных скачков; как повторение, как процесс, имеющий строго линейную направленность («развитие по прямой линии»); как вечное движение по кругу, без возникновения нового (концепция «круговорота»); как движение, из которого изымается его сущность – противоречие; как только прогресс, т. е. как восхождение от низшего к высшему, от про­стого к сложному. Возможны и другие, в том числе и смешанные, ин­терпретации развития, связи и взаимодействия.

Основные виды метафизики могут быть выделены по различным основаниям. Так, метафизическим, антидиалектическим может быть как метод познания, так и способ практической деятельности – бю­рократизм, консерватизм, волюнтаризм и другие односторонние действия.

Метафизический способ познания имеет разновидности, обуслов­ленные абсолютизацией отдельных моментов, форм, этапов познава­тельного процесса: идеализм, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, догматизм, релятивизм, софистика, эклектика и др. Последние две зародились еще в Древней Греции и использовались для обоснова­ния заведомо ложного. В подтверждение можно привести знаменитый ан­тичный софизм: «Что ты не терял, то имеешь; ты не терял рога, зна­чит ты имеешь рога». Софистика и эклектика являются, пожалуй, наиболее коварными и хитрыми разновидностями антидиалектичес­кого способа мышления. Они и сегодня широко используются для доказательства алогичных выводов и противоправных дел, особен­но в сфере политики.

Еще одним философским направлением, соответствующем философскому уровню методологии является герменевтика.

«Герменевтика» (от гр. hermeneia –«толкование, объяснение») учение, в рамках которого понимание рассматривается как особая методологическая процедура, как систематически развернутое вхождение в изучаемые культурно-исторические образования.

С точки зрения герменевтики исследователь социально-культурных феноменов должен, прежде всего, понять значение изучаемых явлений.

Для обеспечения некоторого минимального понимания социального феномена (ритуала, общественного образования и т.п.) исследователю необходимо самому в определенном смысле участвовать в том, что он собирается познавать, т.е. разделять с другими участниками данную форму жизни (освоить контекст их намерений, установок, норм, ценностей, представлений и т.п.).

Положение о том, что понимание как особая методологическая про­цедура, как систематически развернутое вхождение в изучаемые культур­но-исторические образования есть основа гуманитарного познания, и было подробно развито в философско-методологическом учении, получившем название «герменевтика».

В прежние века герменевтикой называли искусство историко-филологи­ческого толкования текстов. Фридрих Шлейермахер(1768 – 1834 гг.) внес вклад в становление герменевтики как общей теории понимания и интер­претации вообще. Его заслугой, помимо прочего, является то, что он показал сложный циклический характер достижения понимания (герменевтический круг), когда исследователь при изучении культурного феномена (скажем, исторического текста) наделяет его части смыслом посредством введения предположений о смысле цельного феномена и, наоборот, движется к пониманию целого путем изучения его частей. Ф. Шлейермахер впервые высказал идею о том, что в историко-филологическом толковании для понимания культурного памятника необходимо понимать целостную индивидуальность автора. Интерпретатор должен обладать «созвучно­стью» своего состояния внутреннему миру другой личности.

Позже Вильгельм Дильтей (1833 – 1911 гг.) выдвинул герменевтику на роль общей ме­тодологии гуманитарного познания. Он придал искусству интерпрета­ции акцентированный интуитивно-психологический смысл. С его точки зрения понимание базируется на эмпатии, сопереживании. В поздних ра­ботах В. Дильтей пытался выйти к более объективистской позиции, к изу­чению устойчивых культурно-исторических структур, но так и не преодо­лел исходные субъективистские рамки.

Обобщенный проект обоснования гуманитарных наук, связан­ный с именами В. Дильтея, И. Дройзена, Г. Зиммеля и другими, стали называть герменевтическим. Его первоначальными чертами были:

интуитивизм (основой методологии являются интуитивные акты по­нимания);

психологизм (содержанием актов понимания является внутренний мир в психологическом смысле, или область переживаний);

антипозитивизм (естественнонаучные образцы научности неприме­нимы к гуманитарному познанию).

Дальнейшее развитие герменевтики связано с именем Ханса-Георга Гадамера (1900 – 2002 гг.), в частности с его работой«Истина и метод» (1960). Он открыл современный этап раз­работки герменевтикикак общей философской концепции понимания. Главный акцент Х-Г. Гадамер делает на тезисе о том, что понимание есть первичный и изначальный способ человеческого существования. Понима­ние, по Х-Г. Гадамеру, – это фундаментальная категория. Быть человеком – значит, понимать. Понимание – это универсальная характеристика, от­носящаяся ко всем формам жизнедеятельности человека.

В своем учении (в котором он следует идеям своего учителя, крупнейшего немецкого философа М. Хайдеггера) Х-Г. Гадамер пы­тается преодолеть односторонний когнитивистский, познавательный уклон всей западной рационалистической философии. Он помещает феномен понимания в гораздо более широкий контекст: пониманиерастворяется в необозримой совокупности повседневных знаний, практических уме­ний, нормативной компетентности, коммуникативных навыков и т.п. Феномену понимания Х-Г. Гадамер придает не методологический, а бы­тийный(онтологический) характер. Поэтому представление о чисто по­знавательном интересе наук выступает лишь частью первичного умения жить в мире – того базисного умения, которым мы уже обла­даем по определению.

Из всеохватывающей герменевтики Х-Г. Гадамера следует пересмотр само­го вопроса о различии естественнонаучного и гуманитарного метода: гу­манитарным наукам нет нужды отстаивать свою самобытность перед лицом естествознания. Тем более они не нуждаются в заимствовании объективного метода у точных наук, не должны подражать им. И. Гадамер осуществляет подведение игуманитарных, иестественных наук под одно основание под базис исходного общего понимания мира, неустранимо укорененного в традиции, языке, общности жизни и не поддаю­щегося полной рациональной реконструкции. Х-Г. Гадамер указывает, что естественные науки тожеукоренены в том же самом начальном «запасе» понимания, что они тожеинтерпретативны, хотя это видно не столь явно ввиду их объективированности. Важно, что в непосредственной близости к этому исходному массиву понима­ния, к его хранилищам, находится именно гуманитарная традиция – лите­ратура, искусство, исторические сказания, мораль, жизненная мудрость. Именно поэтому Х-Г. Гадамер напоминает нам о важности классического гумани­тарного образования.

В совокупности актов интерпретации переплетаются и понимание феномена, и его объяснение. Таким образом, герменевтика в своем развитии прошла длинный путь, становясь особой философией познания.

Общенаучный уровень методологии

К общенаучным подходам в методологии можно отнести системный подход, который является наиболее используемым в современных исследованиях.

Система (греч. – целое) – общенаучное понятие, выра­жающее совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, образующих определен­ную целостность, единство. Типы систем весьма многооб­разны: материальные и духовные, неорганические и живые, механические и органические, биологические и социальные, статичные и динамичные, открытые и замкнутые и т. д. Любая система представляет собой множество разнообраз­ных элементов, обладающих структурой и организацией.

Структура: а) совокупность устойчивых связей объек­та, обеспечивающих его целостность и тождественность са­мому себе; б) относительно устойчивый способ (закон) связи элементов того или иного сложного целого.

Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Системный подход – совокупность общенаучных методологических принципов, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. К числу основных требований системного подхода:

1) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов;

2) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры;

3) исследование механизма взаимодействия системы и среды;

4) изучение характера иерархичности, присущей данной системе;

5) обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы;

6) рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.

Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности развивающегося объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Важным понятием системного подхода является понятие «самоорганизация». Данное понятие характеризует процесс создания, воспроизведения или совершенствования организации сложной, открытой, динамичной, саморазвивающейся системы, связи между элементами которой имеют не жесткий, а вероятностный характер (живая клетка, организм, биологическая популяция, человеческий коллектив и т.п.),

В современной науке самоорганизующиеся системы являются специальным предметом исследования синергетики – общенаучной теории самоорганизации, ориентированной на поиск законов любой природы природных, социальных, познавательных.

Структурно-функциональный или структурный метод строится на основе выделения в целостных системах их структуры – совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их роли (функций) относительно друг друга.

Структура понимается как нечто инвариантное (неизменное) при определенных преобразованиях, а функция как «назначение» каждого из элементов данной системы (функции какого-либо биологического органа, функции государства, функции теории и т.д.).

Основные требования процедуры структурно-функционального метода (который часто рассматривается как разновидность системного подхода):

1) изучение строения, структуры системного объекта;

2) исследование его элементов и их функциональных характеристик;

3) анализ изменения этих элементов и их функций;

4) рассмотрение развития (истории) системного объекта в целом;

5) представление объекта как гармонически функционирующей системы, все элементы которой «работают» на поддержание этой гармонии.

В последнее время синергетика интенсивно развивается и проникает во все сферы научного знания в качестве общенаучного основания. Основные понятия синер­гетики «порядок», «хаос», «нелинейность», «неопределенность», «нестабильность», «диссипативные структуры», «бифуркация» и др. Синергетические понятия тесно связаны и переплетаются с рядом фи­лософских категорий, особенно таких, как «бытие», «развитие», «ста­новление», «время», «целое», «случайность», «возможность» и т. д.

Сам термин «синергетика» древнегреческого происхождения, означает содействие, соучастие, или содействующий, помогающий. Наиболее часто он употребляется в значении: согласованное действие, непрерывное сотрудничество, совместное использование.

В 1973 г. немецкий ученый Герман Хакен (р. 1927 г.) выступил на первой конференции, посвященной проблемам самоорганизации, что положило начало новой дисциплине синергетике. Г. Хакен обратил внимание на то, что во многих дисциплинах, от астрофизики до социологии, мы часто наблюдаем, как кооперация отдельных частей системы приводит к макроскопическим структурам или функциям. Синергетика в ее нынешнем состоянии фокусирует внимание на таких ситуациях, в которых структуры или функции систем переживают критические изменения на уровне макромасштабов. Синергетику особо интересует вопрос о том, как именно подсистемы или части производят изменения, всецело обусловленные процессами самоорганизации. Парадоксальным кажется то, что при переходе от неупорядоченного состояния к состоянию порядка все эти системы ведут себя схожим образом.



Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 381;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.032 сек.