Принципы символизма Д. Мережковского
Д. Мережковский (1866-1941) не обладал даром первооткрывателя-любомудра, способностью оригинального мыслителя (как близкий ему В.В. Розанов), он принимал уже сложившиеся концепции и интерпретировал их. Но в течение полувека привлекал всеобщее внимание как художник и мыслитель. Основные его работы: "Христос и Антихрист" и "Царство зверя".
Принципы символизма провозглашены Мережковским в лекциях "О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы". Ведущая идея работы выражена в заглавии. Анализируя состояние русской литературы, Мережковский рассматривает одновременно и причины упадка культуры. Последняя представляется Мережковскому как инструмент поддержания общественной стабильности и гармонии. Подобно В.Соловьеву и некоторым западным философам, Мережковский под культурой подразумевает религию, философию, литературу и искусство. Переживаемый обществом социально-политический кризис воспринимается им как глобальная катастрофа культуры. Вину за это он возлагает на материализм и позитивизм, которые, как он полагает, разлагают веру, духовность и традиции.
Возрождение культуры Мережковский связывает с "новыми течениями", то есть с декадентством и символизмом. Поэтому новая культура рождается в России и как преодоление упадка, и как осознание того, что в период, предшествовавший ему, культура переживала фазу бурного расцвета. Символизм обязан продолжить традиции великого XIX века.
Мережковский делает обзор символической литературы и говорит о задачах, которые ей предстоит решить: закончить переходный период и утвердить новые принципы культуры. Он очерчивает основные направления этого перехода: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности. Первый элемент заключается в религиозном антипозитивистском идеализме. Третий – "жадность к неиспытанному, погоня за неуловимыми оттенками, за темным и бессознательным в нашей чувствительности".
Центральным является второй элемент, символ, которому Мережковский впервые пытается дать определение: "Символы должны естественно и невольно выливаться из глубины действительности. Если же автор искусственно их придумывает, чтобы выразить какую-нибудь идею, они превращаются в мертвые аллегории". Символами Мережковского были и "характеры", такие как Дон Кихот, Гамлет.
Символизм, по мнению Мережковского, значителен тем, что объединяет "в художественном изображении мир явлений с миром божества", и поэтому, "победив декадентство, с его наивно банальными химерами и его демоническим пустословием", символистская поэзия восстанавливает "связь с религиозным сознанием", открывая вечное в мире явлений. Последняя функция символизма приобретает для Мережковского особое значение, поскольку стержнем всей его жизни были религиозная вера и мистицизм.
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 1874;