Г.В.Ф. Гегель. Истоки и тайна его философии
Некоторые авторы истоком и тайной гегелевской философии считают его "Феноменологию духа" (1807). С таким утверждением надо согласиться, ибо все последующие работы Гегеля оказываются лишь разработкой и детализацией идей, изложенных в "Феноменологии духа". Поэтому представляется, что познание (хотя бы схематично) этой гегелевской работы подвинет нас в уяснении других работ Гегеля.
Предметом "Феноменологии духа" является описание поступательного движения от самой низшей ступени, чувственной достоверности, до высшей – абсолютного знания.
В начале своего развития сознание находится в плену иллюзий, будто оно имеет дело с чуждыми ему, противостоящими ему, находящимися вне его предметами. Иначе говоря, диалектическое тождество объекта и субъекта характеризуется тем, что субъект еще не знает, что он же является и объектом. В конце развития, на ступени абсолютного знания, различие между объектом и субъектом исчезает. Здесь субъект осознает, что он же является и объектом. Так Гегель, во-первых, создает монистическую философию и, во-вторых, пытается логическим путем доказать истинность объективного идеализма.
В "Феноменологии духа" Гегель рассматривает все явления в становлении, в развитии, опирающемся на предшествующие ему формы. Каждая новая ступень и форма не уничтожают старые, но сохраняют их в себе в качестве определенного фундамента. Поэтому все развитие выступает как единый, целостный процесс. Гегель прав, когда связывает друг с другом и со всеми формами жизни природные и общественные явления. Но поскольку целое принимает у него форму духа, постольку реальный исторический процесс у него поставлен с ног на голову, мистифицирован.
В "Феноменологии духа" исторический путь познания рассматривается Гегелем троекратно и каждый раз в новой плоскости. Исходный путь этого процесса – сознание индивида, которое противостоит предмету. На этой ступени сознание еще не знает ни своей природы, ни сущности предмета. Оно воспринимает всю прошедшую историю в зеркале своего индивидуального развития. Проходя этот путь второй раз, сознание постигает свою общественную природу и поднимается до осознания сущности истории. Оно теперь сознает, что история есть результат совместной деятельности индивидов. Но оно еще не поднимается до окончательного понимания прошедшей истории. Теперь дух должен бросить взгляд назад, оглянуться на весь пройденный путь и понять его в его абсолютной истинности. Это и есть третья ступень движения сознания от естественного состояния до научного знания. Дух вспоминает пройденные этапы и систематизирует все, что происходило в прошлом.
В соответствии с троекратным движением духа "Феноменология духа" подразделяется на три основных отдела.
Первый включает в себя главы: сознание, самосознание, разум. Здесь сознание движется от чувственной достоверности к познанию разумной действительности.
Второй – это развитие духа. Здесь кратко излагаются отдельные этапы истории (Древняя Греция, Древний Рим, Французская революция ХVIII в. и др.).
Третий – это становление эстетического (художественного), религиозного и философского знания. Здесь Гегель фактически говорит об истории форм общественного сознания.
Все эти разделы можно классифицировать иначе. Первый раздел рассматривает вопросы "субъективного духа", второй – "объективного духа", третий – "абсолютного духа". Первый раздел выступает в качестве тезиса, второй – антитезиса, а третий – их синтеза. Таким образом, уже в делении "Феноменологии духа" на определенные разделы проявляется знаменитая гегелевская триада, в рамки которой он загонял все известные ему факты. Если же эти факты не соответствовали триаде, то Гегель заявлял: тем хуже для фактов.
На ступени субъективного духа сознание имеет предметный характер. Гегель постоянно говорит о взаимоотношении сознания и предмета. Непосредственным образом индивидуального сознания является чувственная достоверность. Тут сознанию кажется, что чувственная достоверность является самой конкретной и истинной формой знания. Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть это мнение, сознание производит опыт: что есть "это" или "здесь" или "теперь". Оно отвечает: "это" и "здесь" – дом; "теперь" – ночь. Но через некоторое время, говорит Гегель, "это", если я повернусь, будет уже не "дом", а, скажем, "дерево", а по прошествии времени "теперь" станет "днем". Поэтому "здесь", "это", "теперь" – самые общие абстракции, а не конкретные определения явлений, вещей. Чувственная достоверность противоречива. Она не дает истинного знания. И сознание поднимается на следующую ступень – на ступень восприятия. Оно тоже исходит из чувственного материала, но не ограничивается ощущениями, обонянием, вкусом и т.д. На ступени восприятия сознание ставит чувственное в отношение ко всеобщему. Основное противоречие воспринимающего сознания состоит в том, полагает Гегель, что происходит смешение единичного и общего. Это противоречие разрешается тем, что сознание углубляется в постижение сущности, которая не имеет чувственного характера. Она есть чистое понятие. Здесь сознание вступает в царство рассудка как новая ступень индивидуального сознания. Когда рассудок, благодаря своей деятельности, проходит через образы силы и закона, в котором рассудок становится предметом сознания, тогда появляется новая ступень – самосознание. Это уже царство истины и достоверность самого себя. Самосознание, пройдя ряд ступеней, возвышается до разума. Оно удостоверилось "в самом себе как в реальности, или в том, что вся действительность есть не что иное, как оно; его мышление непосредственно само есть действительность: – оно, следовательно, относится к ней как идеализм" (23. Т.4. С.124).
Говоря о самосознании, Гегель верно отмечает, что сознание должно быть признано другим сознанием, то есть другим человеком, другими людьми. Иначе: человек может сознавать себя в качестве человека только в обществе: "Самосознание... есть только как нечто признанное" (23. Т.4. С.99).
В разделе, посвященном анализу соотношения рабского и господского сознания, Гегель высказывает интересную мысль о том, что во взаимоотношениях этих двух видов сознания рабское сознание есть сознание трудящееся, производительное, созидающее, в то время как господское – потребительское. Отсюда следует, что господское сознание – это ничто, сознание зависимое, пассивное, консервирующее человеческую историю, а рабское сознание является действительной исторической силой. "Господин, который поставил между вещью и собою раба, встречается благодаря этому только с несамостоятельностью вещи и потребляет ее полностью; сторону же самостоятельности вещи он предоставляет рабу, который ее обрабатывает" (23. Т.4. С.103).
Гегель считает, что именно в рабстве заключено начало свободы. Поскольку раб трудится на господина, постольку его труд выходит за пределы его (раба) собственной единичности и содержит в себе вожделение другого. В результате этого он по своей ценности стоит выше господина, который остается во власти своего себялюбия, удовлетворение которого зависит от раба. Но однако раб не свободен, он подчинен воле господина. Но "чувство ничтожности себялюбия, привычка к повиновению – необходимый момент в развитии каждого человека. Не испытав на себе этого принуждения, ломающего своеволие личности, никто не может стать свободным, разумным и способным повелевать" (22. Т.3. С.246).
Развитие самосознания, по Гегелю, начинается с рабского сознания. Затем оно возвышается до стоического и скептического (Гегель здесь имеет в виду течения древнегреческой философии: стоицизм и скептицизм). Последнее раздваивается из-за внутренних противоречий, и возникает несчастное сознание (христианское сознание). Последнее тоже внутренне противоречиво. С одной стороны, христианин утверждает, что мир лежит во зле, а с другой – объявляет его божественным творением. Противоречиво и представление о человеке: он грешен, но в то же время причастен к Богу. Несмотря на это несчастное сознание достигает ступени разума, который есть не что иное, как общественное сознание, как ступень развития духа.
Второй раздел "Феноменологии духа" начинается с главы "Дух". Схематически этот раздел можно представить так: 1) истинный дух и нравственность. Здесь Гегель говорит о древнегреческой демократии и ее падении; о Древнем Риме; о правовых отношениях и др.; 2) отчужденный от себя дух; образование. Здесь рассматриваются причины падения феодализма; борьба просвещения с верой; характеризуется Французская революция; 3) уверенный в себе дух; моральность. Здесь Гегель обращается к истории Германии.
Глава "Истинный дух, нравственность" анализирует "неотчужденный" мир античности. Здесь мир – мир гармоничный, человеческий. Но он пал. Возникла Римская империя как одна из первых исторических форм отчуждения. Здесь человек выступает как правовой субъект, как "личность". В главе "Отчужденный от себя дух, образование" Гегель характеризует абсолютизм на примере истории Франции. Первыми признаками отчужденного духа являются государство и богатство как следствия человеческой деятельности. Из их анализа Гегель выводит "благородное сознание" и "низкое сознание". Первое положительно относится к государству и богатству; второе отвергает их. Благородное сознание – это сознание дворянское. Сначала оно характеризуется "героизмом служения", а затем "становится героизмом лести".
Низкое сознание – это сознание тех, кто ненавидит господина, кто всегда готов на восстание. Далее эти два сознания "извращают" друг друга. Между ними исчезает различие и возникает "разорванное сознание", которое пересматривает все ранее считавшееся незыблемыми ценности – добро и зло, благородное и низкое и т.д. В конечном итоге "разорванное сознание" переходит в просвещение, в свою очередь вступающее в борьбу с религией. Эта борьба характерна для всей предреволюционной истории Франции.
Французская революция, по Гегелю, – это закономерный и исторически необходимый процесс. Гегель оправдывает все явления этой революции, но отмечает односторонность ее принципов. Критикуя абстрактное равенство якобинцев, Гегель замечает, что единственным результатом этого равенства является смерть – самая холодная плоская смерть, имеющая не больше значения, чем разрубание кочана капусты или проглатывание воды.
Следующий этап развития духа приходится на историю Германии. Немецкая реформация ценится Гегелем выше Французской революции. В "Философии истории" он говорит: "...Принцип, исходящий из того, что оковы могут быть сброшены с права и свободы без освобождения совести, что революция возможна без реформации, ошибочен" (21. Т.8. С.419).
Последний раздел "Феноменологии духа" посвящен анализу "абсолютного духа". Здесь Гегель рассматривает формы общественного сознания: искусство, религию, философию, каждая из которых является моментом становления "абсолютного духа". Задача абсолютного духа – обозреть весь пройденный путь развития сознания от чувственной достоверности до ступени абсолютного знания. Абсолютная идея познает себя в философии, в частности, в философии самого Гегеля. Теперь оказывается, что для познания истины нужно только одно: изучать гегелевскую философскую систему.
Таким образом, "Феноменология духа" – это программа работы Гегеля, которая была реализована в его последующих сочинениях.
Гегелевская философия после смерти ее создателя долгое время будоражила умы его сторонников и последователей, которые разделились на два лагеря: на старогегельянцев и младогегельянцев. Она подверглась основательной критике. И одним из ее критиков был Л.Фейербах, к краткому изложению философских воззрений которого мы приступаем.
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 1922;