Л. Фейербах. Антропологический материализм
В 1841 г. выходит в свет книга Л. Фейербаха "Сущность христианства", сделавшая его широко известным мыслителем. Отношение к ней с самого начала было двойственное. Одни видели в ней символ борьбы с суеверием и деспотизмом и приветствовали ее и автора; другие организовывали травлю Л. Фейербаха.
Атеизм Фейербаха есть не только продолжение атеизма французских материалистов ХVIII в., но и углубление в темы религии. Он не отрицает, что религия возникает лишь во тьме невежества и обмана. Но этого, считает он, явно недостаточно. Разгадку веры надо искать в глубинах человеческой психики. Тайна религии лежит в антропологии. Поэтому надо изучать самого человека, его чувства, его сознание.
Человек чувствует всю свою жизнь ограниченность, конечность, беспомощность, бессилие по отношению ко внешним и не подвластным ему силам, влияющим на его бытие. Человек зависим от природы. Она угрожает ему, полна неожиданностей, опасностей. Но она же его питает, одевает и т.д. Она порождает у него чувство зависимости и надежды. Поэтому природа становится первым объектом обожествления, но "не природа вообще или как таковая, а природа данной страны составляет предмет религиозного почитания, ибо только данной стране обязан я своей жизнью, своим существом" (114. Т.2. С.534).
Чувство зависимости немыслимо без существующих человеческих потребностей, требующих удовлетворения. Все потребности могут быть сведены к одному стремлению – к счастью. Чувство зависимости связано с тем, что может дать и отнять счастье. Оно есть стремление уйти от существующих или возможных в будущем бед. Человек устремлен к получению того добра, которого он желает. Возникает пропасть между действительностью и желанием, между целью и ее осуществлением. Возникает сильное воображение, вера, превращающие "субъективное в объективное, представляемое в действительное, желаемое в осуществленное" (114. Т.2. С.772). Но сам человек сделать это не в силах. За него должны потрудиться боги если не в настоящем, то хотя бы в будущем. Фейербах пишет, что "Бог есть стремление человека к счастью, нашедшее свое удовлетворение в фантазии" (114. Т.2. С.772).
По мысли Фейербаха, сила фантазии, воображения тем сильнее, необузданнее, чем более велико невежество человека, благодаря которому (невежеству) растет божественное всемогущество. Чем слабее знание и сила человека, тем больше он верит в чудо. Но вера в чудеса – это неверие в свои силы, в свои возможности и тем сильнее вера в сверхъестественное осуществление неосуществимых желаний. Самым чудесным чудом является бессмертие. Человек знает, что он смертен, и не хочет с этим примириться. Бессмертие выводит человека за пределы ограниченности его существования. Поэтому бессмертие обычно и с полным правом образует главную составную часть религии и философии религии. И Фейербах переворачивает религиозное положение о соотношении Бога и бессмертия: "Человек, – пишет он, – не потому верит в бессмертие, что верит в бога, но он верит в бога потому, что верит в бессмертие, потому, что без веры в бога нельзя обосновать веру в бессмертие" (114. Т.2. С.789).
Осуществив логический (философский) анализ богатого фактического материала, Фейербах приходит к утверждению, что не бог создал человека, а человек создал бога по образу и подобию своему. Он наделил бога своей человеческой сущностью. "Бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо" (114. Т.2. С.320). Бог есть разум, вынесенный за пределы индивидуальности и телесности; разум, мыслимый сам в себе, утверждающий и выражающий себя в качестве высшей сущности.
Религия обедняет человека. На место отношения "человек – бог" Фейербах ставит новое отношение "человек – человек". Отвергая ортодоксальную религию, он создает новую – "религию любви". Мы должны на место любви к богу поставить любовь к человеку как единственную истинную религию. С помощью религии Фейербах пытается преодолеть человеческое себялюбие. Быть без религии – значит, думать только о себе; иметь религию – значит думать о других.
Критика Фейербахом религии оставила заметный след в развитии философского свободомыслия. Она оказала сильнейшее воздействие на современников, заявлявших, что, прочитав "Сущность христианства", они прошли через очистительный "огненный ручей" (перевод фамилии Фейербаха: Feuer – огонь, Bach – ручей).
В конце 30-х годов ХIХ в. Фейербах сводит счеты со своей идеалистической совестью, критикует гегельянство и переходит на материалистические позиции. Философия, по его мнению, должна полностью очиститься от ложных исходных положений идеализма и сделать своим реальным принципом саму сущность человека. Он выдвигает индивидуум в качестве центрального пункта философии. Но этот индивидуум – не абстрактное идеалистическое Я, сознание или самосознание, а действительный субъект, действительное Я, которому противостоит действительное ТЫ, другой субъект, другое Я. Я – это человек, обладающий телом и мыслящей головой. "Только чувственные существа воздействуют друг на друга. Я есть Я – для самого себя, и одновременно Я – ТЫ для другого" (114. Т.1. С.183).
Человек есть дитя природы. Его дух и тело неразрывно связаны друг с другом. Тело первично, дух вторичен. Откуда орган, то есть тело, оттуда и его функция, то есть дух. Сущность человека состоит в его реальной целостности, а не в призрачном и абстрактном духе. "Все философии, все религии, все учреждения, которые противоречат этому принципу, не только в корне ошибочны, но и пагубны" (114. Т.1. С.232).
Фейербах создает новую философию антропологического материализма, которая "превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку" (114. Т.1. С.202).
Природа материальна, телесна, чувственна. Она не сотворена, а всегда была и есть. Причина природы лежит в ней самой. Она предшествовала разуму, духу. Философия должна начинать не с духа, как это делает идеализм, а с природы. Природа многообразна, доступна человеку, познающему ее посредством своих органов чувств. Природа существует не только объективно. Она имеет свои закономерности. "В природе управляют не боги, а только естественные силы, естественные законы, естественные элементы и существа" (114. Т.2. С.645). Они отражаются в мышлении человека: "Законы действительности представляют собою также законы мышления" (114. Т.1. С.194).
Природа существует во времени и пространстве. Последние – не априорные формы чувственного созерцания, как утверждал Кант, а коренные формы бытия. "Пространство и время составляют формы бытия всего сущего. Только существование в пространстве и времени есть существование. Отрицание пространства и времени есть только отрицание их границ, а не их сущности. Вневременное ощущение, вневременная воля, вневременная мысль, вневременное существо – все это фикции" (114. Т.1. С.122-123).
Фейербах является сторонником эволюционного взгляда на возникновение жизни на Земле.
Материальное и идеальное неразделимы. Мышление связано с мозгом. "...Что для меня, или субъективно, есть чисто духовный, нематериальный, нечувственный акт, то само по себе, или объективно, есть материальный, чувственный акт" (114. Т.1. С.213-214).
Касаясь вопросов познания, следует отметить, что Фейербах рассматривает познание как процесс: "То, чего мы еще не познали, познают наши потомки" (114. Т.2. С.639). Он оптимист и эмпирик. "Совершенно законно эмпиризм усматривает источник наших идей в чувствах" (114. Т.1. С.190). Но главным, самым существенным чувственным объектом для человека является сам человек. Только во взгляде человека на человека загорается свет сознания и ума.
Мышление фактически не имеет в себе ничего, что не находилось бы в ощущениях. Роль разума состоит в том, что он берет в связи то, что чувства представляют разрозненно. Чувственная вещь только тогда становится объектом разума, когда он получает материал чувственных данных. "Чувствами... читаем мы книгу природы, но понимаем ее не чувствами" (114. Т.1. С.271).
Роль чувственного познания ограничена, поскольку оно имеет дело с отдельными, единичными явлениями. Разум выходит за пределы единичности. Он обобщает то, что получено субъектом посредством его органов чувств. Но субъект, человек понимается Фейербахом чисто биологически как существо страдательное, чувствующее. Фейербах не рассматривает человека в качестве существа общественно-исторического, то есть активного, деятельного, изменяющего окружающий его мир, а не только отражающего его в своих ощущениях. Фейербаховский антропологический материализм был созерцательным. Впрочем, это, по-видимому, соответствовало сущности самого Фейербаха, который, говоря о себе, отмечал, что он по натуре своей является мыслителем, исследователем. Однако отдельные положения философии Фейербаха свидетельствуют о признании им первичности практики перед теоретическими выкладками. Теорию, не подтвердившуюся на практике, Фейербах отвергал как незаслуживающую доверия. "Прежде всего я ставлю точку зрения практики, точку зрения жизни выше точки зрения деревянной кафедры", – писал он в письме Дюбоку 13 декабря 1862 г. Если в науке еще имеется неразрешенный вопрос, это не дает никаких оснований довольствоваться верой. "Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика" (114. Т.1. С.266).
Классическая немецкая философия закончилась смертью ее последнего представителя. Но она еще долго будоражила умы как своих последователей, так и противников. Она способствовала проявлению реакционных взглядов и течений в области философии и практической деятельности, но в то же время пробуждала к жизни новые беспокойные умы, не смиряющиеся с существующей действительностью.
Философская мысль продолжала развиваться.
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 2064;