Неоклассический контракт
Пример простой сделки, для реализации которой достаточно заключения классического контракта, приводит в своей работе американский правовед Т. Пэлей. Грузоотправитель А – средний или крупный переработчик металлолома продаёт металлолом металлургическому заводу, расположенному на расстоянии 100 миль. Грузоотправитель перевозит груз по железной дороге и может использовать одного из трёх работающих на рынке перевозчиков. Для перевозки металлолома используются полувагоны общего назначения, без специального оборудования, грузоподъёмностью 180 тыс. фунтов, которые можно использовать для перевозки и других грузов (древесины, песка, стальных изделий, оборудования и других товаров, покупаемых крупными партиями). Реализация подобной сделки не предполагает специфических инвестиций.
Перевозчик инвестирует в стандартные полувагоны, и если грузоотправитель А откажется от сделки, то полувагоны общего назначения перевозчик сможет использовать для перевозки других грузов, ценность этих вагонов не будет зависеть от того, в каких сделках они используются. Грузоотправитель также имеет возможность выбора, он не зависит от конкретного перевозчика, ведь на рынке действуют три перевозчика, а ему требуются лишь полувагоны общего назначения. Итак, эта сделка предстаёт в виде дискретного обмена, который не создаёт взаимную зависимость сторон, начало и конец их отношений чётко определены.
В классическую контрактную схему вписывается далеко не всякая сделка. Если сделка реализуется в условиях неопределённости и её исполнение занимает длительное время, то предусмотреть все будущие обстоятельства и зафиксировать их в качестве условий договора оказывается слишком сложным, дорогостоящим или даже невозможным. В качестве примера подобной сделки Пэлей приводит сделку между грузоотправителем – производителем автомобилей и железнодорожным перевозчиком. Производитель автомобилей А хочет использовать железную дорогу как ленту конвейера для отправки своих автомобилей дилерам. Грузоотправитель намерен перевозить крупные партии готовых автомобилей на большие расстояния. Поставки постоянные и требуют 35-50 вагонов для полной загрузки ежедневно. Перевозить грузы будет перевозчик X. Для перевозки должны использоваться очень дорогие двух- и трёхуровневые вагоны, разработанные с учётом размера, веса и дизайна готовых автомобилей. Вагоны принадлежат перевозчику, вмещают 15-18 автомобилей, стоимость каждого вагона 40-70 тыс. долл. Эти специализированные вагоны крепятся к арендованным железнодорожным вагонам-платформам. Заказанные перевозчиком вагоны очень дорогие и рассчитаны на нужды только одного грузоотправителя – производителя автомобилей А, реализовать за пределами данной сделки можно лишь их ликвидационную стоимость, равную стоимости металлолома, полученного из них.
Для грузоотправителя А надёжность перевозки важна для удовлетворения спроса конечного потребителя и из-за значительных издержек хранения автомобилей на сборочном заводе. Грузоотправитель не захочет передавать большой объем поставки перевозчику, не будучи уверенным в том, что у железной дороги есть необходимое оборудование и профессиональные навыки для аккуратной и своевременной доставки груза. Перевозчик не захочет осуществлять специфические инвестиции в физические и человеческие активы без гарантии, что отношения будут длительными, и грузоотправитель действительно будет пользоваться его услугами.
Исполнение этой сделки займёт длительное время, а это означает, что её реализация будет происходить в условиях неопределённости, ведь с течением времени обстоятельства могут измениться, спрос на автомобили может упасть или возрасти, но предусмотреть все будущие случайности и зафиксировать их в качестве условий договора оказывается слишком сложным, дорогостоящим или даже невозможным. Стороны потребуют взаимных гарантий тем специфическим инвестициям, которые они осуществили в расчёте на эту сделку: перевозчик захочет, чтобы грузоотправитель взял на себя обязательство перевезти определённый объем груза, а грузоотправитель рассчитывает на то, что перевозчик предоставит ему специализированное оборудование и даст гарантии соблюдения определённых стандартов при предоставлении услуги. Тот контракт, который они заключат, можно отнести к категории неоклассического контракта.
Для того чтобы не отказываться вовсе от осуществления подобных обменов между независимыми контрагентами, необходимо перейти к новому способу реализации контрактных отношений. Неоклассическая модель контрактации используется, преимущественно, при заключении долгосрочных контрактов, неизбежно содержащих пробелы, т.е. являющихся неполными.
Неоклассический контракт – совокупность правил обмена между индивидами на основе неполного договора, предполагающего непрерывность отношений сторон при возникновении конфликтной ситуации до завершения сделки. Гарант выполнения контракта – третья сторона. Степень специфичности ресурсов – промежуточная.
Характеристики неоклассического контракта:
v Неоклассический контракт – это долгосрочный контракт в условиях неопределённости, который скорее напоминает договор о принципах сотрудничества.
v В неоклассическом контракте стороны не являются безликими, личные отношения играют важную роль, стороны находятся во взаимодействии друг с другом.
v В этих договорах источником дополнительной ценности является непрерывность сделки.
v Чем более длительными являются отношения между сторонами и чем более сложен предмет сделки, тем меньше значения придаётся цене и качественным характеристикам на стадии заключения контракта, и тем больше внимания уделяется правилам, которые будут регулировать отношения сторон, приспособление сторон к непредвиденным обстоятельствам, а также прекращение их отношений. Применяются не фиксированные цены, а правила гибкого ценообразования. Эти правила могут быть различными: достаточно простыми, например, следование цен за ростом стоимости жизни или их индексация, или более сложными: правило «издержки плюс» или установление цены как процента от продаж», которое применяется в договорах об аренде торговых центров. Возможен такой пункт договора, который можно отнести к правилам, регулирующим приспособление к непредвиденным обстоятельствам: «Если в силу каких-либо причин произойдёт уменьшение выпуска продукции, то это уменьшение будет равномерно распределено при поставках различным заказчикам».
v Неоклассический контракт может определять механизм адаптации к непредвиденным обстоятельствам (в частности, создание совместного комитета). Например, в долгосрочных контрактах между угледобывающими станциями и электростанциями предусматривалось создание совместного комитета, который решал вопросы, возникающие в связи с серьёзными изменениями условий выполнения контрактов.
v Неоклассический контракт может создавать некоторую зону толерантности, т.е. зону, где происходит разделение риска. Например, контракт, заключённый между электростанцией и угледобывающим предприятием может предусматривать некоторую зону (±10%), в которой цены, по которым поставляется уголь, остаются неизменными, несмотря на конъюнктурные изменения рыночных цен на уголь.
v Контракт может предусматривать раскрытие информации, например, о непредвиденных изменениях издержек. Г. Форд заключил в 1930-х годах с поставщиками такие контракты, в которых цена определялась на основе правила «издержки плюс», т.е. на основе издержек плюс определённый процент прибыли. Использование этого правила основано на доверии к поставщику или на возможности осуществлять контроль его издержек. Контракты Форда с поставщиками включали условие о контроле компании Форда издержек поставщиков.
v Неоклассический контракт содержит условия, предусматривающие обращение к третейскому судье, а не в суд. Именно поэтому Уильямсон указывает на то, что неоклассический договор с самого начала носит тройственный характер, поскольку включает договорённость о третейском судье. Например, в случае строительных контрактов в качестве такового может выступать архитектор.
Для придания договору определённой гибкости, стороны используют специализированные механизмы, позволяющие ликвидировать пробелы в процессе выполнения соглашения. В этих условиях помощь независимого арбитра в разрешении конфликтов и оценке хода реализации контракта часто имеет преимущество над судебными процедурами. Во-первых, третейский судья может использовать ряд методов быстрого обучения для исследования ситуации, требующей экспертной оценки. Во-вторых, предусматривается непрерывность отношений сторон и предполагается, что после улаживания споров сделка может быть успешно завершена. Одним из важнейших условий заключения соглашений здесь становится доверие сторон механизму урегулирования споров.
Примером неоклассического контракта может служить трудовое соглашение. Если бы трудовое соглашение строилось по классическому типу, тогда работодателю пришлось бы постоянно вести переговоры и заключать контракты по мере изменения условий. Однако суть контракта о найме состоит в том, что работодатель платит за деятельность работника в определённой сфере, может быть, даже неявно обговорённой. А работник может уволиться, когда захочет. В трудовом соглашении невозможно определить заранее в момент заключения контракта, что конкретно будет делать работник, можно только определить рамки его деятельности.
v Способ организации сделки при неоклассическом контракте – это гибридная (смешанная) форма. Гибридные формы могут применяться по двум причинам: либо полная интеграция невыгодна, либо интеграция запрещена антимонопольным законодательством. Эта форма называется гибридной или смешанной потому, что сочетает в себе как элементы рынка, так и иерархии (или планирования и административного управления). Таким образом, способ организации сделки при неоклассическом контракте – это и не интеграция в единую фирму, но и не обычный рыночный обмен между двумя самостоятельными компаниями.
Гибридная форма (сеть) – это специализированный способ организации (сделки), которая имеет дело с двусторонней зависимостью, достаточно сильной, чтобы потребовалась тесная координация, но недостаточно сильной, чтобы возникла потребность в полной интеграции.
Поскольку стороны сохраняют свою автономность и работают на рынке как самостоятельные экономические агенты, у них сохраняются достаточно сильные стимулы, характерные для рынка. Они не только координируют свою деятельность, но и конкурируют на рынке. Однако интенсивность стимулов в гибридных формах несколько снижается по сравнению с рынком. Одновременно в гибридных формах повышается гибкость за счёт достигнутого соглашения о скоординированном реагировании на изменяющиеся обстоятельства. Можно сказать, что в гибридных формах достигается определённый компромисс между интенсивностью стимулов, которые создаются рынком, и возможностью приспосабливаться к непредвиденным обстоятельствам (координация и административные отношения) внутри фирмы.
v Степень специфичности ресурсов при неоклассическом контракте промежуточная, т.е. ресурсы ещё недостаточно специфичны, чтобы оправдать интеграцию, объединение собственности в рамках одной фирмы. Но в то же время специфичность ресурсов возрастает по сравнению с классическим контрактом. Специфические ресурсы нуждаются в принятии мер предосторожности против возможного вымогательства со стороны партнёра по сделке. Применение мер предосторожности или гарантий специфических инвестиций в неоклассическом договоре – достаточно сложное дело, и хозяйственная практика обнаруживает большое разнообразие применяемых в этих контрактах способов обезопасить специфические капиталовложения от возможного вымогательства. В неоклассическом контракте зачастую складывается взаимная зависимость сторон, поскольку обе стороны осуществляют специфические инвестиции, рассчитанные на данную сделку.
Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 631;