Асимметрия информации и оппортунистическое поведение
Даже если некоторая случайность может быть предусмотрена и запланирована в договоре, а договорные отношения надёжно защищены, могут возникать и другие сложности и в период заключения контракта, и в процессе его исполнения. Одна из сторон контракта может располагать важной частной информацией как на стадии ex ante, до заключения контракта, когда ещё проводятся переговоры о его заключении, так и на стадии ex post, т.е. после заключения контракта, когда имеющейся информации недостаточно для того, чтобы определить, соблюдаются ли условия соглашения.
Асимметрия информации означает, что покупателю и продавцу известно разное количество информации, имеющей отношение к сделке. Сторона, обладающая большим объёмом информации, может выиграть, если воспользуется своим информационным преимуществом.
Можно выделить три типа оппортунистического поведения, которые соответствуют разным видам асимметрии информации:
v покупателю неизвестны качественные характеристики блага, имеет место асимметрия информации, носящая название «скрытые характеристики» (hidden characteristics), которая может привести к неблагоприятному отбору (adverse selection);
v скрытые действия (hidden action)/скрытая информация (hidden information), которые могут создать риск недобросовестного поведения той стороны, которая обладает информацией. Этот вид оппортунистического поведения получил в литературе название «моральный риск» (moral hazard);
v скрытые намерения (hidden intentions) партнёра по сделке таят в себе опасность третьего вида оппортунистического поведения – вымогательства (hold-up).
Мы определили оппортунистическое поведение в общих чертах. Сейчас мы можем внести уточнения в это определение. Является ли оппортунистическое поведение противозаконным? Это зависит от того, насколько легко можно доказать в суде его наличие. Если оппортунистическое поведение несложно обнаружить и доказать в суде, то оно будет признано незаконным, однако не все виды оппортунистического поведения поддаются выявлению даже после того, как они имели место.
Оппортунистическое поведение следует отличать от нарушения договора. Оппортунизм может быть основанием для того, чтобы назвать нарушением поведение, которое явных условий договора не нарушает. Но в то же время не каждое нарушение договора будет оппортунистическим поведением. Например, одна из сторон может выиграть в результате нарушения договора настолько, что она будет в состоянии полностью компенсировать потери другой стороны от нарушения договора и всё равно остаться в выигрыше. Такая ситуация может возникнуть, если изменившиеся обстоятельства повышают издержки исполнения договора (например, резко возрастает стоимость комплектующих деталей или труда). Неисполнение договора позволит должнику сэкономить затраты, и эта экономия будет больше, чем потери кредитора в результате нарушения договора. В этом случае нет оппортунистического поведения, поскольку не происходит перераспределения богатства от кредитора к должнику – должник выплатит компенсацию потерь, которые кредитор понёс в результате нарушения договора. Нарушение может быть также результатом непредвиденных обстоятельств, в этом случае даже могут пострадать обе стороны, скажем, если государство вводит регулирование в какой-то сфере, которое запрещает исполнение договора. И наконец, нарушение может стать результатом обоюдного заблуждения и поэтому также не будет оппортунистическим поведением.
Необходимым условием для того, чтобы поведение можно было бы назвать оппортунистическим, является перераспределение богатства. Но при этом жертва оппортунистического поведения должна иметь законное право на ту часть богатства, которую она теряет в результате оппортунистического поведения контрагента. По сути, вопрос заключается в том, кто имеет право на перераспределяемую часть богатства. Перераспределение богатства в результате оппортунистического поведения не служит никакой производительной цели, но затраты на его реализацию и на защиту от него являются прямыми вычетами из богатства общества.
Типы контрактов
Экономический обмен в обществе не ограничивается заключением классического контракта на рынке наличного товара. Ещё в 30-х гг. прошлого века знаменитый американский правовед, составитель Единообразного торгово-коммерческого кодекса США (который и в наши дни регулирует продажу товаров в Америке) К. Ллевеллин обратил внимание на то, что классический юридический контракт во многих случаях не пригоден для объяснения экономической организации, а иногда может даже затруднить анализ. Его идею в 1963 г. развил американский правовед С. Маколей.
Всё многообразие контрактов представлено на рис. в виде спектра, в левой части которого находятся чисто рыночные сделки на рынке наличного товара. В обычных контрактах стороны, как правило, могут свести требуемое исполнение к чётко специфицированным обязательствам сторон.
Рис. Типы контрактов, составляющих экономический обмен в обществе
По мере движения вправо в контрактах возрастает доля отношенческих элементов, т.е. неявных, чётко не сформулированных, подразумеваемых договорённостей, не закреплённых в юридическом документе. Эти договорённости невозможно защитить в суде, основным механизмом принуждения к выполнению предусмотренных ими обязательств является внутреннее принуждение каждой из сторон (self-enforcement). Как пример юридического договора, включающего в себя максимальное количество отношенческих элементов, можно привести регистрацию брака, которая оформляется юридически, однако этот контракт предполагает неявные договорённости между супругами, которые невозможно защитить в суде. Затем сфера действия юридического контракта, который можно защитить посредством судебной системы заканчивается, и начинается зона отношенческой контрактации.
«Контракт является отношенческим в той степени, в какой стороны не могут свести важные условия договорённости к чётким обязательствам... Долгосрочные контракты, вероятно, в большей степени соответствуют этому представлению». Отношенческие контракты создают уникальные отношения, в которых стороны являются взаимозависимыми, а неизвестные обстоятельства или сложность требуемого от сторон реагирования на эти обстоятельства могут помешать чёткой спецификации их взаимных обязательств. Примером чисто отношенческого контракта может служить дружба. Вы ожидаете помощи от друзей в чрезвычайных ситуациях, но эти ожидания могут быть основаны только на моральных обязательствах, взятых на себя сторонами, а не на обязательствах, защищаемых правовой системой. Отношенческие контракты предполагают сильные личные связи, они долгосрочные и предвидят возможность конфликтов как нормальную составляющую взаимодействия между сторонами.
Исследуя контракты, заключаемые в бизнесе, американский правовед Я. Макнейл в 1974 г. предложил трёхзвенную классификацию контрактов:
v классический;
v неоклассический;
v отношенческий.
Эту классификацию контрактов использовал Уильямсон в своей теории экономической организации. Но если Макнейл, говоря об отношенческих контрактах, подразумевал отношения между сторонами на рынке, то Уильямсон под отношенческим понимал контракт внутри фирмы между её подразделениями.
Чем определяется выбор между этими типами контрактов, какие характеристики сделки влияют на него?
Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 542;