Образование первых государств. Ашока Маурья


Детальная реконструкция и точная датировка событий политической истории Индии середины I тыс. до н. э. невозможны из-за отсутствия источников. В период между временем Будды (ок. 500 и 430 гг. до н. э.) и индийским походом Александра Македонского (327–325 гг. до н. э.) наиболее могущественные государства складываются на северо-востоке Индии. Царства Магадха и Кошалазанимали территорию вдоль среднего течения Ганга, Ватса – в междуречье Ганга и Ямуны. Некоторые из этих первых государств имели не монархический, а «олигархический» строй. Они управлялись ассамблеями из наиболее знатных общинников. Основой этих государств оставалась племенная структура. Четких границ они не имели, и зачастую власть царей над той или иной территорией носила декларативный характер.

Постепенно возвышается царство Магадха. К IV в. до н. э. в ожесточенной борьбе с другими царствами оно объединило под своей властью всю долину Ганга. Стремясь к созданию единого государства, цари Магадхи безжалостно смещали с престола правителей покоренных царств и ставили там своих наместников. Бимбисара – один из первых царей Магадхи – покорил несколько соседних племенных союзов, но был убит своим сыном Аджаташатрой, отличавшимся суровым воинственным нравом и непомерными амбициями. При нем была построена крепость Паталиграма (досл. «деревня в дельте»), из которой впоследствии выросла новая столица Магадхи – Паталипутра (досл. «Сын дельты»). С переменным успехом Аджаташатра вел борьбу со всеми своими соседями. Завершить ее он не сумел, поскольку его постигла участь отца – он был убит своим сыном Удайибхарой.

Дальнейшая династическая история Магадхи вплоть до прихода к власти династии Маурьев известна очень плохо, источники часто противоречат друг другу. На некоторое время над Магадхой установилась власть династии Шишунагов, ей на смену пришла династия Нандов. Об этой династии, которой подчинялась большая часть Северной Индии, известно не много. Последний царь династии Нандов – Дханананда прославился как обладатель огромного войска, устрашившего даже армию Александра Македонского, вступившего в Индию в 327 г. до н. э. Одни местные племена добровольно покорились греко-македонцам, другие были сокрушены силой. В трудной войне Александр Македонский подчинил бассейн Инда, тем самым ликвидировав его раздробленность. Однако дальше Александр не пошел и покинул эти земли, оставив там несколько своих гарнизонов.

Антимакедонское движение возглавил Чандрагупта Маурья. После изгнания греко-македонцев он повел борьбу против династии Нандов. Его поход на восток Индии начался из Пенджаба. Индийская традиция объясняет успехи Чандрагупты умом и хитростью его советника Чанакьи, которому, под именем Каутильи, приписывается составление «Артхашастры» – знаменитого трактата о политической мудрости и основах управления идеальным государством. Заключив союз с вождем горного племени абисаров, Чандрагупта совершил с ним совместный поход в долину Ганга. Огромное войско Дханананды было разгромлено, Паталипутра – столица Магадхи – осаждена и взята. В период между 315 и 312 гг. до н. э. произошла коронация Чандрагупты Маурья. Он правил до 298 (288) г. до н. э.

Правление Биндусары – сына и преемника Чандрагупты – длилось 25 (28) лет, его окончание датируется с наибольшей вероятностью 263 г. до н. э. Следовательно, 262 г. до н. э. можно считать началом правления самого знаменитого индийского царя Ашоки Маурья.

При Ашоке держава Маурьев достигла наибольшего расцвета. И в настоящее время национальным гербом Индии является изображение львов, украшавшее одну из колонн, установленных во время его правления. В состав государства Маурьев при Ашоке вошла центральная часть Индии, ряд областей на востоке. Проведя кровопролитную войну против царства Калинга, лежавшего на юго-востоке от Магадхи, Ашока затем стремился управлять своим государством, не применяя силу. Такая политика получила название «дхармавиджая» – «завоевание законом». Понятие «дхарма» включает в себя правильные основы миропорядка, «то, что установлено». Однако дхарма Ашоки не имела четко выраженной религиозной направленности. Провозглашенные им принципы относились в равной степени к приверженцам всех учений, как основанных на ведах, так и противоречащих им.

Ашока Маурья зафиксировал основы своей новой политики в особых эдиктах, высеченных на скалах, камнях, специально установленных для этого столбах. Эдикты содержат нормы благочестивого поведения, которым должны были следовать и царь, и все прочие жители его страны.

В одном из эдиктов, высеченном на скале, было сказано: «Пусть устраиваются праздники, но они имеют мало смысла. Лишь те праздники приносят большой плод, которые являются моральными праздниками. Хорошее отношение к рабам и слугам, уважение к учителям, непричинение вреда живым существам – в этом и заключается смысл морального праздника».

Эдикты Ашоки – первые памятники индийской письменности (весь массив ведийской литературы заучивался жрецами наизусть). Бо́льшая часть эдиктов составлена на местных разговорных наречиях – пракритах – и записана письмом бра́хми. Надписи Ашоки, обнаруженные в Северо-Западной Индии, выполнены письмом кшаро́штхи, а также на арамейском и древнегреческом языках. Надписи на брахми читаются слева направо, на кшароштхи – справа налево. Считается, что шрифт кшароштхи произошел от арамейского письма, поэтому он должен быть древнее брахми.

Одним из первых, кто пытался расшифровать письменность брахми, был знаменитый индолог XIX в. Х. Лассен (1800–1876). Норвежец по происхождению, Ласен много лет проработал на кафедре индийских языков и литературы Боннского университета. Он учил санскрит под руководством одного из первых немецких индологов А.-В. фон Шлегеля. Ни разу так и не побывав в Индии, всю свою жизнь Лассен испытывал глубочайший интерес к истории этой страны. Ему принадлежит один из первых научных трудов по древнеиндийской истории «К истории греческих и индо-скифских царей в Бактрии, Кабуле и Индии в свете расшифровки древнекабульских легенд на их монетах» (Бонн, 1838). Огромное значение для индологии XIX в. имело монументальное четырехтомное исследование «Индийские древности» общим объемом более 4000 страниц (1847–1861). Главной движущей силой развития истории, и не только индийской, в соответствии с философией Гегеля, Лассен считал «диалектические» процессы: восприятие обычаев иных народов, смешение различных народов в единое человечество. Важнейший вклад в развитие истории внес, по мнению Х. Лассена, Александр Македонский.

Первым расшифровать письменность брахми и прочесть один из эдиктов Ашоки в 1837 г. сумел служащий Калькутского монетного двора Дж. Принсеп.

Несмотря на то что эдикты рисуют образ сильного государства с крепкой властью, в действительности обширная держава Ашоки была рыхлой и непрочной. Власть могущественного царя носила, скорее, декларативный характер. Огромные размеры государства при отсутствии хороших дорог, необходимых для передвижения войска и связи между отдаленными регионами страны, разнообразие племен и народов, наличие множества полунезависимых царьков делали невозможным полное объединение страны.

Сам Ашока называл себя царем Магадхи – столичной части державы – и, таким образом, отделял свои личные владения от остальных. Во многих областях продолжали править местные династии, которые номинально признавали власть царя Магадхи над собой, но фактически оставались независимыми. Реальной властью царь обладал лишь в столичной области. Он был окружен советом из 500 человек – родственников и представителей наиболее знатных семей, которые занимали главнейшие посты в государстве. Царь считался «владельцем» или «отцом» всей страны. Однако земельные наделы могли иметь разных хозяев, как частных, так и коллективных, например религиозные или деревенские общины, распределявшие участки между своими членами.

Ашока Маурья правил 36 или 37 лет, т. е. до 227–226 гг. до н. э. О последних годах его жизни практически ничего неизвестно, как неизвестна ни последовательность преемников Ашоки, ни их число. Уже к началу II в. до н. э. династия Маурьев пала. Можно предположить, что государство было разделено между несколькими наследниками, которые смогли удержать за собой лишь те области, которые были объединены еще до Маурьев. Последний царь Магадхи, относивший себя к династии Маурьев, был убит около 176 г. до н. э. На смену Маурьям пришли династии Шунга и Канва. Магадха потеряла былое значение политического центра Индии – отныне он переместился в Центральную Индию.

Огромный вклад в изучение политической истории и религий Индии, в особенности периода Маурьев, внес бельгийский ученый Л. де ла Валле-Пуссен (1869–1938). Ученик выдающихся французских индологов Э. Сенара и С. Леви, большую часть жизни он занимал пост профессора сравнительной грамматики греческого и латинского языков в Гентском университете. Из увлечения древними языками родилась его страсть к Индии. Основные ранние работы этого ученого посвящены буддийской философии. Ревностный католик, де ла Валле-Пуссен подходил к рассмотрению буддийского мировоззрения с точки зрения средневековой схоластики.

В серии «История мира» им было опубликовано три книги: «Индоевропейцы и индоиранцы» (1924, переиздана в 1936), «Индия во время Маурьев» (1930) и «Династии и история Индии» (1935). Все вместе они дают исчерпывающий анализ политической истории Индии вплоть до периода распространения ислама.

Сам себя Л. де ла Валле-Пуссен историком не считал. В предисловии к своей первой работе он писал, что он слишком заворожен махаяной, «чтобы испытать ремесло историка». Свое призвание он видел в том, чтобы составить своего рода воспоминание, «очень сухое, но… полное и достаточно точное».



Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2220;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.