Исторические паттерны


Циклическая концепция исторического процесса

Линеарная концепция истории

Спиралевидная концепция общественного развития

Ковариантная модель всемирной истории

Постмодернистская интерпретация исторического процесса

Утопия как метапаттерн идеального общественного устройства

 

Циклическая концепция исторического процесса

Циклический метапаттерн истории – один из древнейших в человеческой культуре. Именно с его помощью эту культуру и пытались впервые понять, представить, осмыслить. Ее четкая формула дана уже в «Экклезиасте»: «Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Что было, то и будет, и что делалось то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает и нечто, о чем говорят: «Смотри, вот это новое, но это было уже в веках, бывших прежде нас».[86]

Периодичность появления определенных звезд и вера в их влияние на судьбы людей привели к вере в то, что многие общественные явления периодически повторяются с течением времени. Через даосизм в Китае, парменидов и философию Зенона в Греции, через Спинозы, через нынешние концепции атомов или их неделимых и неизменных частиц – эта философия неизменного Бытия проходит через всю историю человеческой мысли.[87]

 

Линеарная концепция истории

Линеарная концепция истории выражает идею прямолинейности общественного развития и связана использованием образа или фигуры линии в историческом объяснении. Сама по себе прямолинейность не указывает четко направления развития; возможно развитие и «вперед», и «назад» , и даже «вбок».

Здесь главное -не само направление, а жесткое, непрерывное, выстраиваемое в линию следование однажды принятому направлению. В контексте развития, которое привычно ассоциируется

с переходом от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому, прямолинейность приобретает четко выраженную устремленность вперед, к будущему.

Спиралевидная концепция общественного развития

Образ спирали, интуитивный, спонтанный, давно появился в человеческой культуре. Однако его познавательная эвристика, его интегративные возможности впервые были раскрыты лишь в диалектике - сначала гегелевской, а потом и в марксистской. Из диалектики как учении о развитии пришло подтверждение и развернутое теоретическое обоснование этого образа.

 

Ковариантная модель всемирной истории

Представлена в концепции Карла Ясперса. Речь идет о концепции осевого времени. Осевое время – это не просто определенный период в человеческой истории, это в прямом смысле ось, вокруг которой с некоторого времени вращается история. Как и любое вращение, осевое вращение истории носит структурообразующий характер, превращая хаос в космос. Действует оно сразу в двух аспектах: онтологическом (т.е. бытийном) и гносеологическом (т.е. в смысле истории, как картины целостного, познавательного освоения социальной реальности). В схеме Ясперса заключено одно из возможных объяснений истории и понимание ее единства. Всякое познание заключается в том, что мы выявляем некие законы, инвариантные соотношения. Если этого не делать, не выявлять нечто постоянное в изменяющемся, то это будет означать непознаваемость мира.

Постмодернистская интерпретация исторического прогресса.

Отрицание объективности принципов получения информации об исторической реальности. Между свершившимся событием и рассказом историка об этом событии стоит огромная дистанция, в ходе преодоления которой происходит такое искажение прошлого, что об его адекватном отражении вообще нельзя говорить Чем дальше отстоит само событие от его отражения в нарративе (например, в средневековье большинство хроник отделено от описываемых в них событий на несколько десятков, а то и сотен лет), тем выше степень погрешности данного отражения. Поэтому прошлого как бы не существует, а есть представленное в дискурсе информационное поле, которое, собственно, и есть история. По выражению Хейдена Уайта, одного из главнейших теоретиков постмодернизма, история есть всего лишь «операция создания вербального вымысла». [88]

Утопия как метапаттерн идеального общественного устройства.

Утопия как альтернативная модель общества играет роль социального эксперимента, влияющего на характер социокультурных трансформаций. В современной утопии, в отличие от классической, отсутствуют атрибуты иллюзорности и нереализуемости, расширяются границы обыденных представлений о потенциальности и реальности, предлагаются проективные, инновационные направления развития общественных отношений.

Эпоха индивидуализации мировоззрения привела к появлению классической утопии в форме социально-политического трактата, народной утопии и ухронии, которые содержали идеи перфектибилизма и проектировали образ идеальных общественных отношений в идеальном прошлом. Следующий этап эволюции форм утопии связан с эпохой гуманизации мировоззрения, обусловившей кризис классической утопии и появление таких форм постклассической утопии, как сатирический трактат, утопия-сказка, светский утопический роман, основанных на идеях социального прогрессизма и ориентированных на изменение существующей социальной реальности. Последующий этап эволюции форм утопии связан с эпохой интеллектуализации мировоззрения, приведшей к трансформации классической утопии в неклассическую и появлению таких новых форм, как энтопия, контрутопия, практопия, экоутопия, эупсихия, холотехнодемократия.




Дата добавления: 2022-04-12; просмотров: 172;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.