Национал-социализм и церковь
В 1933 г. около 63 % населения Германии принадлежали к евангелической церкви, а 32,5 % — к католической, и нацисты вынуждены были считаться с этим фактом. В 24 пункте программы НСДАП было записано, что партия стоит на почве «положительного христианства» и борется только против «еврейско-материалистического духа внутри нас и вне нас».
Церковь обеих конфессий исторически принадлежала к большим общественным группам, которые номинально противостояли в Германии авторитарным или тоталитарным амбициям, будь то при Бисмарке или при Гитлере. Но некоторые идеи нацистов были созвучны идеям церковных иерархов: приверженность делу «национального возрождения» и сильного государства, «народного сообщества» и др.
Среди руководителей нацистской партии были и обыкновенные христиане, и религиозные мистики, и сторонники эзотеризма, и атеисты. Но независимо от степени религиозности, существовала несомненная неприязнь к католическому клиру с его пышными обрядами и строгой иерархией, с его влиянием на общественную и политическую жизнь. Не последнюю роль в этой неприязни сыграл и тот факт, что нацисты сами во многом хотели быть похожими на католическую церковь и безраздельно владеть душами людей.
Как и все другие политические силы, конфессии недооценили силу гитлеровского движения, а в 1933 г. поддались иллюзии найти приемлемую форму сосуществования с режимом. Наивысшими пунктами сближения между ними были: капитуляция евангелистов перед нацистами на конференции епископов в Фульде 28 марта 1933 г., а также заключение Конкордата между Берлином и Ватиканом 20 июля 1933 г.
Нацистское «Движение штурмовиков Иисуса Христа», возникшее еще в 1932 г., провозгласило образование собственной церкви под названием «Немецкие христиане» и стремилось приспособить церковь к задачам режима. Церковь «Немецких христиан» возглавил войсковой пастор Людвиг Мюллер (1883-1945) — доверенное лицо Гитлера. Он пытался навязать политику «Немецких христиан» обеим традиционным конфессиям, переманить к себе их паству. Они же стремились сохранить свою автономию и противодействовали этому.
«Гражданский мир» между церковью и режимом длился недолго. Уже летом 1933 г. появились разногласия в связи с некоторыми требования «немецких христиан», например, установить в алтаре портрет Гитлера, по-новому толковать Священное Писание и т. п. При этом обе церкви избегали принципиальной оппозиции власти, а лишь выступали, по их утверждению, против радикального атеизма.
Серьезный конфликт разразился внутри евангелических церквей, когда на выборах синода 27 сентября 1933 г. имперским епископом был избран глава «Немецких христиан» Мюллер. Кроме того, евангелический молодежный союз был присоединен к «Гитлерюгенд». Эти действия натолкнулись на жесткое сопротивление только со стороны «Союза евангелических пасторов» во главе с Мартином Нинёллерон (1892-1984). Под руководством «союза» повсюду образовывались общества «Исповедания», которые подтверждали свою приверженность Священному Писанию и документам Реформации, открыто осуждали радикализм нацистской церкви «Немецких христиан».
Особенно острой была борьба в 1937 г., когда последовал арест Нимёллера и штрафные санкции для его сторонников. Обыкновенные прихожане в массовом порядке стали покидать «Немецких христиан». Им не понравилось перенесение в церковь нацистского стиля борьбы и жаргона. Массовый выход верующих из нацистской церкви предопределил спад этого движения. Все попытки оживить его в 1942-1943 гг. успеха не имели.
Постепенно, часто невольно, в борьбу была втянута и католическая церковь. Конкордат не спас ее от тоталитарных притязаний нацистов. Церковь выразила осторожное недовольство некоторыми действиями нацистов. В ответ на это католические организации и союзы притеснялись, пресса была запрещена, юношеские и рабочие организации с 1935 г. постепенно распускались, были закрыты католические факультеты и т. п.
В ответ на это последовала беспрецедентная реакция Ватикана. 14 марта 1937 г. Папа Пий XI выпустил Энциклику «Со жгучим беспокойством» — первую и единственную на немецком языке. Папа обвинил нацистский режим в нарушении Конкордата, подверг острой критике и осудил нацистское «новое язычество» за его «идолопоклонство» расе, народу и государству.
Исходя из политического расчета и в связи с подготовкой к войне, в 1939 г. Гитлер прекращает «борьбу с церковью». Однако его «высказывания за столом» периода войны не оставляют сомнения, что после своей «конечной победы» он планировал полностью устранить в обществе влияние церкви и христианства.
Все же обе конфессии, за редким исключением, открыто не заступались перед общественностью за жертв нацистского террора, не осуждали преследования и массового убийства евреев. Лишь отдельные епископы вмешивались в некоторых случаях — когда, например, речь шла об акциях эвтаназии душевнобольных «арийцев». Но бесспорно, руководству обеих конфессий не хватило гражданского мужества для подобных действий. Официальные учреждения церкви если и не поддерживали режим, то в целом были ему лояльны.
Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 380;