Социально- экономические и политические преобразования в стране затронули и церковь.
В 17 в., в России была проведена церковная реформа. Причины проведения церковной реформы:
- укрепление централизации русской православной церкви;
- усиление ее влияния на православные церкви Украины и балканских народов, введение одинаковой церковной обрядности.
. Московским патриархом в это время был сын мордовского крестьянина Никон. ( патриарх с 1652 г). Цель Никона- превратить русскую церковь в центр мирового православия. За образец были взяты греческие правила и обряды. Богословские книги и обряды исправлялись по греческим образцам, что вызвало протест со стороны кружка « ревнителей древнерусского благочестия» , они считали необходимым вносить изменения по древнерусским образцам. Противников реформ возглавил протопоп Аввакум, личный духовник царя. Противники реформ боялись, что перемены в церкви подорвут их авторитет у народа. Одни иерархи поддерживали реформы, другие нет. В церкви произошел раскол.
Приверженцы старых обрядов-старообрядцы, отказались от реформы Никона и выступили за возврат к дореформенным порядкам.
Богословские книги и обряды исправлялись по греческим образцам, в 1653 г., Никон приказал заменить земные поклоны поясными, переходить к крещению тремя перстами, движение в храме священник начал проводить не по солнцу, а против него)). Это вызвало возмущение у старообрядцев. Они создали свою церковную организацию. Официальная церковь их начала называть раскольниками. К старообрядцам относились не только низы , но и представители знати ( боярыня Морозова). Народ связывал с реформами церкви ухудшение своего положения. Раскольники уходили на Север, в Сибирь, за Волгу и на Дон, где основывали сои общины- скиты.
Положение Никона было прочным пока он не стал посягать на разделение светской власти с государем. Он считал « священство выше царства» и стал вмешиваться в вопросы внешней и внутренней политики. В 1658 г., царь стал избегать общения с патриархом , он покинул патриарший престол и укрылся вВоскресенском монастыре, надеясь, что позовут обратно. Но в 1667- 1668 гг., в Москве состоялся Собор Вселенских патриархов, он осудил Никона и снял с него патриарший сан. Его сослали в дальний монастырь, но реформы были подтверждены. Умер Никон в 1681г., под Ярославлем. Похоронен в Ново- Иерусалимском монастыре под Москвой ( г. Истра).
Собор ужесточил борьбу с раскольниками, приравнял их к уголовным преступникам, их судить должны были светские власти. Аввакум на Соборе был проклят и сослан в земляную тюрьму в Пустозерск. Постановления были отменены в 1971 г., Поместным собором Русской православной церкви.
Наиболее мощный протест против реформы церкви произошел в Соловецком монастыре ( 1668- 1676 ), но он был подавлен царскими войсками. Монахи провели в земляной тюрьме 14 лет, после чего были сожжены заживо. С тех пор старообрядцы часто себя поджигали заживо, в ответ на приход в мир патриарха Никона- антихриста..
Вывод: Т. образом идеологический кризис, охвативщий религиозную жизнь, недовольство народа в 18 в., перемены в мире требовали от России новых преобразований. Такие преобразования были проведены в эпоху.
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 267;