Возникновение и распространение христианства. Введение христианства в восточных славян, на территории Беларуси.
Начало христианства на белорусских землях связано с крещением Руси киевским князем Владимиром (978-1015), который получил за это титул Святого. Летописи рассказывают, что в 988 г. киевский князь Владимир решил переменить веру и не только сам признал истинной верой христианство, но и приказал крестить киевлян, а затем и остальные славянские племена. Обращение славянских племен в христианство имело под собой глубокие экономические, политические, социальные причины. Необходимо принимать во внимание, что торговые интересы славянских племен задолго до 988 г. привели их в Византию, где они узнали христианство и многие из них приняли новую веру. В свою очередь распространение христианства в среде киевского военно-купеческого населения энергично велось и со стороны Византии, которая хотела распространить свое влияние на богатые и сильные славянские племена. Распространение христианства было не случайным и потому, что оно явилось результатом развития феодальных отношений у славян. Новая религия отвечала интересам складывающегося класса феодалов. Христианская церковь учила, что разделение людей на богатых и бедных установлено богом, что княжеской власти необходимо беспрекословно подчиняться и т.д. Приняв христианство, Владимир стремился распространить его на русские и белорусские земли. Впоследствии другим киевским князьям пришлось сделать выбор между православной и католической церковью, так как в Европе в 1054 г. произошел раскол и с этого года некогда единая церковь разделилась и до нынешних дней существует обособленно. Учитывая тот факт, что власть киевского князя в X в. распространялась и на княжества, которые были расположены на территории Беларуси, то обращение жителей Полоцкого и Туровского княжеств в христианство совершилось таким же образом, как и киевлян. Из летописей трудно установить точную дату крещения населения этих княжеств, так как многие летописные источники не сохранились до наших дней. Из летописей лишь известно, что Владимир, приняв христианство сам, крестил своих сыновей, которых послал во многие города, в том числе Изяслава в Полоцк, а Святополка в Туров, где они насильственно крестили жителей. Письменных свидетельств об этих событиях не сохранилось, но ученые считают, что крещение полочан и жителей Турова произошло одними из первых, приблизительно в 991-992 гг. Вместе с тем необходимо отметить, что процесс христианизации белорусских земель был отнюдь не кратковременным и растянулся на достаточно продолжительное время. Время Владимира нельзя считать периодом гармонии власти и общества. Историческое значение этого времени заключалось в следующем: 1) Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства. 2) Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями. 3) Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.
Развитие христианства на Беларуси: Х век. Княгиня Ольга (? - 969) принимает крещение и имя Елена. В 959 году Ольга, будучи христианкой, возможно, латинского обряда, обратилась к немецкому королю Атону І с просьбой о епископе и священниках для своего народа. Король поддал славянские земли власти епископа Адальдага.Первый упоминаемый в летописях полоцкий князь Рагвалод и его дочь Рагнеда были христианами. Рагнеда постриглась в монахини, приняв имя Анастасия, и основала недалеко от Заславья женский монастырь. Конец Х - начало ХІ века. Св. Бруно Бонифаций вместе со св. Адальбертом проповедовал Благую Весть язычникам и был ими убит в 1009 году «на границе Литвы и Руси», это значит где-то на западе или юго-западе Беларуси. Тело святого после его смерти было погребено «русским королём». На месте погребения был возведён храм. Между 1008 и 1013 гг. Князь Святополк женился на дочери князя (будущего короля) Болеслава Храброго. При епископе Райнберне в Турове возникло епископство западного обряда. 1186 год. Основано Лионское (Рижское) епископство, которое оказало сильное влияние на религиозную ситуацию соседствующих с ним белорусских земель. Первым епископом части белорусских и литовских земель стал Христиан, кафедра которого, по-видимому, находилась в Новогрудке. Святой Престол выдал привилегию на подчинение новообразованного епископства непосредственно Папе. Таким образом, оно получило права архиепископства. Между 1300 и 1316 гг. Основана православная Литовская митрополия со столицей в Новогрудке, подчинённая Константинополю. В ХІV в. развитие христианства западного обряда на Беларуси замедлилось, однако не остановилось совсем. Великие князья Альгерд и Кейстут, которые правили одновременно (1345-1377 гг.) не чинили препятствий католичеству. Один из сыновей Кейстута стал католиком. К тому времени предание относит многочисленное прибытие в Вильнюс монахов-францисканцев и мученическую смерть 14-ти из них.
Белорусские земли были крещены в основном одновременно с другими землями Киевской Руси с небольшим запаздыванием на севере страны, хотя отдельные языческие традиции сохранялись в полесском регионе очень долго и в видоизменённом виде дошли до наших дней. В 992 году была основана Полоцкая епархия, в 1005 году - Туровская. После монгольского нашествия на Русь и окончательно к середине XIV века все белорусские земли вошли в состав Великого княжества Литовского, значительная часть населения и элиты которого была языческой. В XIV-XV веках с перерывами существовала Литовская митрополия, включавшая в себя епархии современной Белоруссии. В 1385 году великий князь Ягайло заключил Кревскую унию с Польшей, одним из условий заключения которой было крещение язычников Великого княжества Литовского по латинскому обряду. Из-за созданных католикам привилегий некоторая часть прежде православной шляхты перешла в католицизм.С 1458 года епархии современной Белоруссии относились к Киевской митрополии (в унии до 1470 года). После Люблинской унии 1569 года одновременно с начавшейся активной полонизацией влияние католицизма стало усиливаться, причём активную роль в распространении католицизма играли приглашённые иезуиты, среди наиболее ярких проявлений деятельности которых были развитие образования и строительство храмов в передовом на тот момент стиле барокко. В 1596 по инициативе некоторых белорусских и украинских православных епископов, а также при поддержке властей Речи Посполитой и Рима была провозглашена Брестская уния, положившая начало существованию грекокатолической церкви вБелоруссии, сохранившей свои обряды, но подчинявшейся римскому папе. Значительная часть православного населения и духовенства сопротивлялись насаждению унии. Наиболее известным примером сопротивления является самосуд православных жителей Витебска над архиепископом Полоцким Иосафатом Кунцевичем в 1623 году. Многие православные горожане объединялись в братства для защиты своих интересов. В момент расцвета Речи Посполитой, католицизм исповедовали, по некоторым оценкам, до 40% населения Белоруссии, в основном на западе страны и в крупных городах. В то же время, в 1791 году на территории всего Великого княжества Литовского 39% населения являлись униатами, 38% - католиками-латинянами, 6,5% - православными и 4% - старообрядцами. Ситуация в корне изменилась после раздела Речи Посполитой и особенно после 1839 года, когда униатские приходы были переданы в ведение Русской православной церкви Российской империи. После воссоединения униатов с православными, начался постепенный упадок католицизма в стране и укрепление позиций православия. ХІХ в. Национальное и религиозное преследование белорусов со стороны Российской Империи. Насильственное присоединение к России после последнего раздела Речи Посполитой в 1795 г. повело за собой закрытие в период с 1830 по 1870 гг. почти всех монастырей и учебных заведений. В 1839 г. была ликвидирована уния. Началось насильственное обращение верующих в православие. Это был период жестокого, более чем 200-летнего национального и религиозного преследования. Вместе с народом претерпевала гонения и католическая Церковь. В 1869 г. была ликвидирована Минская епархия: её территория была присоединена к Вильнюсской, а в 1883 г. - к Могилёвской епархии. Царское правительство всеми способами препятствовало религиозной жизни католиков.После революции 1905 г. наблюдалось некоторое оживление деятельности католической Церкви, были восстановлены отдельные приходы. В 1917 г. восстановлена Минская епархия. Но с 20-х годов в связи со сменой религиозной политики советских властей и разделом территории Беларуси между Польшей и Россией (Рижский договор 1921 г.) деятельность и Могилёвского архиепископства, и Минского епископства была почти совсем парализована. В 1923 г. был осуждён и репрессирован архиепископ Я. Тепляк. В 1926-1936 гг. функции главы Могилёвского архиепископства выполнял П.Э. Невё. В 1921 г. был арестован и вынужден выехать в находящуюся под Польшей западную часть Беларуси минский епископ Зигмунд Лозинский, который позже станет во главе Пинской епархии, новообразованной на основе западной части Минской. Волна репрессий против католической Церкви и духовенства в БССР достигла пика в 1939 г., когда были закрыты почти все храмы, а в десяти формально незакрытых не было ни одного священника. Огромное количество священников было физически уничтожено. В Западной Беларуси священники также подвергались преследованиям. Белорусский язык искоренялся из религиозной сферы.Во время Второй мировой войны в оккупированной немцами Беларуси наблюдалось частичное возрождение католической Церкви, но сразу же после войны репрессии возобновились с новой силой. После смерти Сталина преследования католиков немного ослабли, но не прекратились. Но даже в таких условиях религиозная жизнь постепенно оживала.
25 июля 1989 г. Святой Престол именовал Тадеуша Кондрусевича епископом и назначил его Апостольским Администратором Минской епархии для католиков Беларуси. В Гродно открылась Высшая духовная семинария.13 октября 1991 г. Святым Престолом епископ Тадеуш Кондрусевич был назначен архиепископом, Апостольским Администратором для католиков латинского обряда Европейской части России с резиденцией в Москве. В тот же самый день были именованы два епископа: Казимир Свёнтек, ставший Митрополитом новообразованной Минско-Могилёвской архиепархии и Апостольским Администратором восстановленной Пинской епархии, и Александр Кашкевич, назначенный ординарием Гродненской епархии.5 июля 1992 г. Создана митрополитальная комиссия по переводу литургических текстов и религиозной литературы на белорусский язык, благодаря которой уже подготовлены к изданию основные литургические тексты и ряд других материалов.18 мая 1994 г. Святой Престол назначил Апостольским нунцием для католиков Беларуси архиепископа Агостино Маркетто, а 26 ноября именовал Казимира Свёнтка кардиналом.15 апреля 1996 г. Апостольским нунцием в Беларуси назначен архиепископ Доминик Грушовский.1994 г. Начали издаваться католические журналы «Диалог» (Пинская епархия) и «Ave Maria» 30 сентября 2000 г. Завершил свою четырёхлетнюю работу Синод Минско-Могилёвской архиепархии, Витебской и Пинской епархий - первый Синод за все послевоенные годы. Синод разработал Устав Католической Церкви по всем главным направлениям деятельности. Растёт число приходов и верующих, реставрируются и возводятся новые храмы. Белорусский язык постепенно становится языком религиозной жизни католиков.13 мая 2002 г. зарегистрирован квартальный религиозный журнал для детей «Маленькі Рыцар Беззаганнай».
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2435;