Общественные организации как фактор преодоления пережитков расовой дискриминации
Но общественные организации этнических групп помогают решать не только проблемы, связанные с проблемами иммигрантов, их обустройством на новом месте, поисками работы, социальной помощью и изучением языка или поддержанием этнической традиции. Американские социальные работники считают участие в программах общественных этнических организаций несомненным условием успеха для реализации гражданской позиции личности. Вероятно, поэтому неоднократно предпринимались попытки анализировать деятельность общественных организаций этнических групп этнических меньшинств, которые давно проживают среди титульного населения. Причем, здесь следует иметь в виду, что этническими меньшинствами американские антропологи называют не, сколько реально небольшие этнические группы, сколько те этнические группы, чья культура восходит к другой ветви мировой цивилизации. Речь здесь, конечно, идет о афро-американцах, чье пребывание в Америке достаточно долговременно, но чей социальный статус слишком долго был статусом низким и чье участие в общественной жизни страны (в связи с расовой дискриминацией) практически равнялось нулю. В настоящее время многие психологи, социологи и культурологи изучают причины низкой социальной активности негритянского населения в плане их включенности в деятельность общественных организаций в целях преодоления пережитков времен расовой дискриминации.
Участие в работе институциональных организаций предусматривает тесную взаимосвязь с большими социальными структурами. Однако некоторые социальные группы выставляют ряд особых правил для членства. Например, хорошо известно, что расовые меньшинства претерпели на своем веку определенные препоны в участии в социальной жизни американского общества [см. 1]. Организации, являвшиеся общими для всего населения, такие как сельские клубы, организации социальной помощи и братства (Fraternal organizations), тем не менее, проводили политику эксклюзивного членства.
Одновременно, афро-американцев старались привлечь к деятельности церковных приходов и школьных организаций. C времени принятия законодательного Акта 1964 года о гражданских правах, который запретил дискриминацию цветного населения, барьеры для формального участия чернокожего населения значительно снизились. В связи с тем, что дискриминация и сегрегация коснулась более всего афро-американцев, то это законодательство повлияло на рост их участия в работе тех организаций, которые являлись ответвлениями крупных общественных движений, нежели тех, что базируются только по месту жительства, а, следовательно, выступают как чисто афро-американские сообщества.
Проблемы этнических групп неоднократно исследовались американскими учеными [см., напр. 2]. Эти исследования велись с позиции «теории возрастной стратификации». Согласно последней, на возникновение каждой группы влияют исторические силы и события определенного периода истории. В свою очередь, исторический опыт оказывает влияние на социальные роли и жизнь каждой группы. Этнические группы могут испытывать различный опыт, в зависимости от стратификационных характеристик, таких как раса, этнос и пол. Социальные перемены, происходящие в обществе, могут изменять влияние этих характеристик и создавать новую основу для социального поведения. В результате, в случае социальных перемен, каждая новое поколение группы может жить в социально-культурном окружении отличном от жизни предыдущих поколений группы. Например, расовые меньшинства США исторически были отстранены от многих видов деятельности желательной для большинства из них. Хотя формальные и неформальные барьеры для негров в участии в ряде организаций до сих пор существуют (несмотря на новое законодательство) группы, ранее исключенные из общественной деятельности, получили больший доступ во многие закрытые для них в прошлом организации [3].
Однако многие антропологи критически относятся к этому процессу. Это происходит по двум причинам. Во-первых, негритянские сообщества появились как результат движения за гражданские права негров. Это и привело к росту их участия в работе в общественных организациях [4]. Во-вторых, юридические барьеры и сегрегация, уничтоженные новым законодательством 1960-х, открыли двери негритянскому населению во многие сферы общественной жизни. А так как дискриминация наиболее сильно проявилась при принятии в такие сообщества как сельские клубы и братства (fraternal organizations), то большой заслугой исследователей явилось создание классификации организаций в зависимости от уровня их доступности для этнических меньшинств, подвергавшихся дискриминации.
Американские исследователи С. Майнер и С. Толней провели исследование, в котором анализировались этнические организации, работающие с целью преодоления расовых отличий путем использования этих институтов как особых социальных группировок (cohorts). Эти волонтерские сообщества, по мнению авторов, можно разделить на три основные категории: организации социальной помощи, профессиональные объединения и клубы по месту жительства.
Они выдвинули гипотезу, что расовые различия для членов таких организаций имеют большее значение для представителей старших возрастных групп (влияние пережитков времен расизма) и меньшее для молодежи. Более того, они предполагали, что расовые различия имеют большее значение для тех организаций (социальной помощи и профессиональных), где расовые барьеры для членства значительнее.
Проведя исследование, в котором учитывалась степень обособленности конкретной этнической группы от титульного населения и ассимиляции с ним, возрастной состав каждой организации и аспект ее деятельности, исследователи пришли к выводу, что участие молодежи в таких организациях присуще скорее представителям негритянского населения, нежели белым. Что касается старших возрастных категорий, то расовые различия в организациях социальной поддержки и профессиональных объединениях оказались противоположными гипотезе. Тогда как в клубах по месту жительства расовая дифференциация оказалась идентичной гипотезе и достаточно стабильной.
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 1462;