Империя Маурьев. 317-180 до н.э.
Раджасабха. Относительная централизация, последний правитель был убит, империя распалась.
Право в древней индии.
Традиционное право. Источники: обычай, указы царя (ньяя), дхармашастры (религиозно-правовые документы, трактат от дхармы). Дхарма – совокупность правил поведения, религиозный долг индуса, обеспечивающий ему благополучие в этой жизни и в загробном мире.
Карма – причинно-следственная связь между этой и загробной жизни.
Реинкарнация – перерождение. Дхарма включает в себя как религиозные, так и правовые и моральные нормы.
Законы Ману – более поздние дхармашастры, в них усилен правовой аспект.
8 глава законов Ману включает 18 поводов судебного разбирательства.
Артхашастра – учение о выгоде...? Политико-правовая литература, светская литература, понимание правителя об управлении государство. Тупиковое направление.
Современная правовая система Индии включает в себя общее право Индии, распространяющаяся на все население и персонально право, распространяющееся на индусов, исповедующих индуизм (брачно-семейное право, наследственное, некоторые аспекты гражданского права).
25.09.12
Государство и право Древнего Китая.
Китай лежит в основе Дальневосточной цивилизации, оказывая влияние на другие страны. В Китае действует традиционная правовая система, тяготеющая к континентальной правовой системе. Ортодоксальная правовая система, Конфуцианство (не религия, а идеология). Централизация по типу восточной деспотии с развитым бюрократическим аппаратом, культом правителя (вана, сына Неба). Теория небесного мандата. Процесс феодализации и дефеодализации общества, кроме того, в Китае была рано разрушена крестьянская община: крестьяне самостоятельно платили оброк. Влияние на право оказывали конфуцианство и учение «легизм». Закон и денастийные кодексы стали основными источниками права в Китае раньше, чем во многих других странах.
Периодизация.
1) Шан (15-12 века до н.э.) номовое государство, включавшее в себя несколько племен в районе реки Хуанхэ. Во главе государства стоял правитель (Ди), бывший военачальником и верховным жрецом. Существовали крестьянские общины, избирались старосты, возможно, существовало народное собрание и совет старейшин.
Зоны Государства:
· Внутренняя зона Ань-Ян
· Средняя зона, которой управляли родственники Ди
· Внешняя зона, объединявшая в себе покоренные государства, управлявшиеся вождями самих племен. Эти провинции должны были платить дань и участвовать в военных походах.
2) Чжоу (12-3 века до н.э.). Чжоу – одно, из покоренных племен, захвативших Шан в союзе с другими племенами. Уван – воинственный правитель Чжоу. Проходит этап феодализации и дефеодализации. Период до 5ого века (весны и осени), второй период – 5-3 века – период борющихся царств, 8 удельных княжеств ведут войну между собой. Теория Небесного мандата. Правитель Китая – ван, сын Неба (Небо – абстрактная категория, обозначающая высшую мораль). Шаткость положения т.к. Небо могло разгневаться на правителя и забрать мандат (природные катаклизмы и социальные потрясения). Теория этического детерминизма. Процесс феодализации. Формируется феодальная знать, дальние родственники правительства – наследственная земельная аристократия, слабо зависящаяся от вана. Результатом чего становится распад Китая на удельные княжества (с 200 до 8 княжеств). Правитель ван оставался, однако имел лишь идеологическую (философскую власть сына Неба), но не политическую. Начинается дефеодализация.
3) Империя Цинь (221-202 года до н.э.). На смену удельным княжествам в 3 веке до нашей эры приходит процесс дефеодализации, образуется единый и жесткий центр. Цинь – одно из удельных княжеств которое располагалось на северо-западе (ближе всего к кочевникам). За счет постоянного напряжения и набегов княжество проводило агрессивную внешнюю политику, ведя жестокие войны. Кроме того, в середине 4 века до нашей эры в Цине происходят реформы, возглавленные Шан Яном, одним из первых представителей легизма. Идея: главная угроза власти – наследственная аристократия.
· Создать административный аппарат.
· Карательное уголовное законодательство.
· Прогрессивные реформы: строительство хороших дорог, свобода и покровительство торговли.
· Было решено ликвидировать наследование власти.
Была введена жесткая централизация. Государство было поделено на уезды, уезды – на дворы. Назначались наместники. За государственные преступления устанавливалась круговая порука (казнь жителей уезда четвертованием). Было разрушено общинное землепользование, разрешена свободная продажа земли. Была проведена унификация мер и весов. В результате политики и реформ Цинь захватила последнее из 8 удельных княжеств в 221 году. Империя охватывала территорию современного Китая, правитель обладал тоталитарной властью. Император – Шихуан-ди. Идеологией являлся легизм. В это время был построен большой участок Великой Китайской стены. Был принят жесточайшее уголовное право с развитым бюрократическим аппаратом.
· Ведомство двора.
· Военное ведомство.
· Судебная система.
· Финансовое ведомство.
· Особое ведомство (политический сыск).
В 204 было поднято восстание, возглавленное чиновником Лю Бан. Лю Бан стал императором династии Хань.
4)Империя Хань (202 до н.э. – 184 года н.э). Лю Бан гуманизировал идеологию, основной идеологией стало ортодоксальное Конфуцианство. Чиновники стали получать должности по наследству, но были вынуждены сдавать экзамены на темы конфуцианства. В Китае было более 60 различных рангов чиновничества. Причиной падения империи стало народное восстание «желтых повязок».
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 1430;