Развитие государства и права в Месопотамии.
Особенности общественного и государственного строя стран древнего востока и правовой системы.
Государство и право древней Месопотамии.
1) Общественный строй. Социальная структура, выявление различных социальных групп со своим правовым статусом (правовым положением). Включает в себя совокупность прав и обязанностей, степень защищенности права.
Сейчас субъект права, например, гражданин – универсальный субъект права.
Социальные группы: жрецы, воины, чиновничество, свободные крестьяне, рабы. Пестрый социальный состав (переходные слои). Обусловленность многоукладным характером экономики. Патриархальный характер рабовладения.
Отличия патриархального и классического (античного) рабства. За рабами при патриархальном строе сохраняются признаки личности и признаки субъекта права. Такие рабы могли иметь семью, оставлять наследство и так далее (в отличие от римских рабов), на 90% - объект права, на 10% - субъект, в Риме – раб – оживленное орудие труда.
Рабство за долги, плен, наказания, самопродажа, рождение от рабыни. Экономика государства не держалась на рабском труде, а на труде свободных крестьян-общинников благодаря ирригационной системе. Законодательство защищало свободных крестьян от кредиторов. Наличие крестьянской общины как самоуправляющейся единицы. Существование общественной собственности на землю и др. факторы производства. Избирание общественного старосты – рабианума. Общинные суды. Существование традиционного общества востока, традиционной правовой системы.
Государственный строй – это организация публичной власти, гос. Аппарат, армия, суды.
Восточная деспотия (монархия). Полнота власти обожествляемого монарха. Жесткая централизация государства, развитый бюрократический аппарат. Восточная деспотия в идейном смысле отличается от правового понятия. Преклонение перед властью. Характера глубокая казуистичность правовых норм – правовая норма описывает конкретный случай, а не общую, абстрактную формулировку – признаки примитивной юридической техники. Казуистичность характеризуется фрагментарностью. Примитивная структура права, бессистемность, отсутствие выделенных отраслей права. Колоссальное влияние религии на право, поиски прямой справедливости. Принцип Талиона (зуб за зуб).
Развитие государства и права в Месопотамии.
Междуречье – территория между Тигром и Евратом, современный Ирак. Протогосударства – неразвитые государства (номогосударства). Глава государства – верховный жрец (эн, энси), военачальник – лугаль. Ур, Кишь, Урук. Сильные, централизованные государства, но кратковременные (не более 300 лет), фактор завоевания. Царство Шумера и Акада, созданное правителями династии Ур. Древневавилонское государство – 20 век до н.э. 18 до н.э. – расцвет царства Хаммурапи, существовало до 17. 15 век – возвышение Ассирии. 7-6 века до н.э. – Халдейское царство – второе возвышение Вавилона. Хаммурапи покорил всю Месопотамию, создал жесткую централизацию, бюрократический аппарат, царские суды. ½ земли – дворцово-храмовая, ½ - общинная земля. Законы Хаммурапи – самый древний обширный свод законов (280 статей) 1901 год – Сузы. Клинопись на камне, древне-акацкий язык. Законы от Бога Солнца – сакральные законы. Законы Хаммурапи – своеобразная Конституция. Они отразили особенности религии вавилонян. Характерная культура. Демократичный документ: защита общинников от кредиторов и долгового рабства, социальная ориентированность. Раз в 5-7 лет - долговая амнистия, установление максимального процента. Не только муж, но и жена могла потребовать развода в определенных случаях, существовал брачный договор.
Принцип lex talionis – закон равного воздаяния.
1) Простой талион – око за око и зуб за зуб.
2) Символический талион (до сих пор в мусульманском праве) – отрубить руку вору, отрезать язык клеветнику.
3) Зеркальный талион – статьи 229-230. Убивают сына строителя, если здание обрушилось на сына владельца – объективное вменение.
18.09.12
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 2093;