Этнографические школы
Эволюционизм. Классическая этнография, которая рассматривала этнос как систему культурных различий группы, определяла культуру как целостный объект, который можно полностью и подробно описать и объяснить, объединив представления о разрозненных культурных элементах в некоторое целое, а затем проследить эволюцию изменения культуры народа во времени (Э.Тейлора).
Диффузионистский. Для каждого элемента культуры ученые находили географическую привязку и на этом основании отслеживали его историческое распространение на другие географические ареалы, рассматривая сами культуры с точки зрения преобладания в них самобытных или заимствованных культурных элементов. Исходя из этих идей, источник развития заключался не в постепенной эволюции ее элементов, а в постоянном смешении, заимствовании элементов других культур (Ф. Ратцель). На определенной стадии развития культурный опыт нации вырождается в цивилизацию – мертвую, окостеневшую культуру, неодушевленный интеллект, творчески бесплодное массовое общество. Некоторые авторы (см стр. 13 Данилевский) допускают возрождение нации через мощных лидеров, события национального масштаба или культурную революцию.
Функциональный подход. Этнология вскрывала систему «социальных институций», под которыми понимались социально признанные нормы и модели поведения. Эти институции стоят над человеком и скрепляют общество. В результате взаимодействия индивидов, которые регулируются социальными нормами, возникают социальные «структуры» – устойчивые модели поведения, предъявляющие индивидам определенные роли (Т. Парсонс).
Психологическая антропология. Ученых перестало удовлетворять объяснение как модель теоретизирования, они перешли к пониманию, интерпретации наблюдаемых явлений (Ф. Боас). С этого периода этнография плавно трансформируется в дисциплину, которая в европейской традиции получила название культурной антропологии (в современной российской транскрипции – этнологии). С точки зрения Ф. Боаса любая культура представляет собой свод ролей и моделей поведения, которыми руководствуется на протяжении жизни индивид, культура определяет становление человека. Другая идея классической этнографии, отвергнутая Ф. Боасом, – тезис о возможности механического заимствования культурных элементов вследствие контактов культур, ведь даже при заимствовании привнесенный элемент получает совершенно новое значение в заимствующей культуре. Это утверждение следовало из убеждения Боаса в том, что любая культура, представляет собой целостную систему, где каждый элемент точно «пригнан» к другому. Поэтому и не может быть общих законов культурного развития. Культуру следует понимать из нее самой.
Второй этап – постмодернистский К. Леви-Стросс – ищет в элементах культуры бессознательные образцы поведения. Соответственно языковая структура отражается в мышлении, и на ней же базируются мифы. Созданная теория мифов выступает ключом к созданию теории общества. При этом подходе культура выступает неким совокупным текстом, а антрополог – интерпретатором этого текста. Отсюда – один шаг до выводов постмодернистов: не нужно стараться создавать единый и целостный текст, поскольку самой культуре он не свойственен, здесь существует масса «разрывов» и противоречий. Антрополог должен отказаться от подобного теоретизирования и выведения целостной культурной системы. Описание культуры должно быть полифоничным, разноголосым.
М. Неш считал, что этничность наиболее ярко проявляется в трех формах: 1) самоназвании; 2) наборе культурных элементов, включающих систему родства; 3) особенностях питания и религии.
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 3267;