Константность восприятия
Константность восприятия – это относительная независимость воспринимаемых свойств объекта от изменений в условиях восприятия, то есть это независимость перцептивного образа от проекции объекта на рецепторы. Таким образом, благодаря константности предметы воспринимаются относительно постоянными по величине, форме, цвету и так далее.
Виды константности восприятия.
Стабильность видимого мира. Существует множество видов константности восприятия. Наиболее важным является стабильность видимого мира, или константность зрительного направления. Она заключается в том, что при движении глаз наблюдателя (или его самого), движущимся воспринимается сам человек, а окружающий мир неподвижным. Существуют два подхода к объяснению данного механизма константности:
Первый подход объясняет стабильность видимого мира, наличием в зрительной системе информации о собственном движении глаз наблюдателя. В рамках этого подхода разработаны несколько теорий стабильности видимого мира.
1. Реафферентная теория фон Хольста. Фон Хольст предположил, что смещение сетчаточного изображения на некоторый угол, порождающее афферетный сигнал, может быть результатом двух событий: смещения глаз и смещения объекта. Смещение глаз дает зрительной системе реафферентный сигнал, а смещение объекта – эксафферентный сигнал. Зрительная система при смещении сетчаточного изображения каждый раз решает задачу – было ли перемещение объекта, равен или не равен нулю эксафферентный сигнал? Эта задача решается путем вычитания из всего смещения сетчаточного изображения той ее части, которая обусловлена движением глаз, то есть вычитанием из афферентного сигнала его реафферентной части. Фон Хольст предположил, что источниками информации для зрительной системы о реафферентном сигнале являются копии моторных команд, хранящиеся в ЦНС. Этот реафферентный сигнал вычитается из афферентного сигнала и результат определяет наше восприятие.
Эта теория подтверждается иллюзией смещения зрительного пространства, когда глаз смещается механически (пальцами), а во время произвольного скачка глаза такое смещение отсутствует. В пользу этой теории говорит также факт возникновения иллюзорного смещения объекта при попытке переместить взор, когда человек страдает от частичного паралича глазных мышц. Здесь видимый мир перемещается в направлении, противоположном тому, в котором человек пытался совершить движения глаз.
2. Реафферентная теория Хелда. Он уточнил теорию Хольста. Предположил, что моторная копия поступает в некоторое гипотетическое устройство – коррелятивный накопитель, который играет роль своеобразной памяти. В этом накопителе запоминаются все сочетания моторных копий и сопутствовавших им реафферентных сигналов. Когда в коррелятивный накопитель поступает текущая моторная копия, то выбирается одни из реафферентных сигналов, который посылается в следующее устройство – компаратор, где происходит вычитание этого реафферентного сигнала из афферентного. Выбор реафферентного сигнала из накопителя осуществляется на основе частоты и временной близости. Выбирается тот реафферентный сигнал, с которым чаще всего встречалась данная моторная копия. Теория Хелда позволяет объяснить прижизненное научение зрительной системы.
3. Теория нулевой гипотезы Мак–Кейя . Английский кибернетик Мак-Кей (1956) считает, что в основе стабильности видимого мира не может лежать вычитание моторной команды из афферентного сигнала, так как для этого недостаточна точность произвольных глазодвигательных реакций и недостаточна скорость переработки информации в зрительной системе. Он считает, что зрительная система решает эту задачу более экономным способом. Зрительная система принимает стабильность видимого мира за нулевую гипотезу. Проблема для зрительной системы состоит не в том, чтобы определить когда объект неподвижен, а в том, чтобы выявить его движение. Основанием для этого может служить отсутствие движения глаз при смещении сетчаточного изображения или наличие информации о движении глаз при отсутствии смещения сетчаточного изображения.
Второй подход к изучению стабильности видимого мира развивается американским ученым Дж. Гибсоном (1988). Он считает, что у зрительной системы нет необходимости привлечения информации о движении глаз для различения движений, вызванных собственными перемещениями и движениями, вызванными перемещениями объектов. Такая информация имеется на сетчатке, ее несут стимулы высшего порядка. Простые стимулы - яркость, цветовой тон, длина и так далее. Стимулы более высокого порядка – некоторые инварианты оптической стимуляции, соответствующие тому или иному свойству внешнего объекта. Гибсон отмечает, что трансформация, которую претерпевает стимул при смещении глаза очень отличается от трансформаций, возникающих при смещении самого стимула. Такое отличие и позволяет зрительной системе распознавать эти два вида смещений.
Константность формы.Лишь в одном случае изображение на сетчатке имеет ту же форму, что и объект, когда объект располагается в плоскости, перпендикулярной направлению взора. В повседневной жизни объекты располагаются под разными углами к направлению взгляда. Но все равно их форма воспринимается верно. В этом и проявляется константность формы.
Решающим для константности восприятия формы является наличие информации о наклоне объекта. Если эта информация отсутствует, то объект воспринимается неоднозначно. Помимо этого важна также информация о различной удаленности сторон объекта.
Константность видимой величины.Видимая величина определяется скорее физической величиной объекта, чем величиной сетчаточного изображения. Зрительная система точно реагирует на 1% изменения видимой величины, а, с другой стороны, при удалении объекта мы не замечаем уменьшения объекта, хотя его угловая величина уменьшается обратно пропорционально удаленности. Можно предположить, что зрительная система учитывает изменение удаленности объекта и компенсирует уменьшение его проекций на сетчатку. Опыты показывают, что уменьшение числа признаков абсолютной удаленности приводят к исчезновению константности величины объекта.
Константность нейтрального цвета. Формула константности.Один из первых экспериментов по определению величины константности цвета провел психолог Э. Брунсвик (1929). Схема опыта и способ представления данных являются типичными и могут использоваться для исследования других видов константности. На определенном расстоянии перед испытуемым, сидевшим спиной к окну, предъявлялась карточка серого цвета, выполнявшая функцию эталона. Затем, на более далеком расстоянии, показывалась серия карточек от светло– до темно–серого цвета. Среди них испытуемый должен был найти такую, которая имела ту же насыщенность серого, что и эталонная карточка. Так как освещенность объекта меняется обратно пропорционально квадрату расстояния до источника света (окна), то при объективном равенстве альбедо (коэффициент отражения) данный объект отбрасывает меньше света, чем близкий эталон. Э. Брунсвик предложил формулу, позволяющую определить коэффициент константности восприятия:
К = | В - С | • | 100 %, |
А – С |
здесь: В – альбедо подобранного испытуемым объекта;
А – альбедо эталона;
С –альбедо объекта, который был бы подобран, если бы оценки определялись физической яркостью эталона и сравниваемого объекта.
Таким образом, коэффициент константности показывает, какую долю изменения воспринимаемого свойства объекта, компенсирует человек при восприятии. Результаты исследования показали, что обычно К = 10 – 70 %. К > 0 наблюдается уже у детей трех лет. Развитие константности восприятия продолжается до 10–12 лет.
Константность связна с целостностью восприятия. Это доказывается опытами, в которых объекты предъявлялись на фоне, лишенном ориентиров. Здесь затрудняется оценка величины, удаленности предмета, если они не были известны из прошлого опыта.
Константность имеет большое биологическое значение. Если бы восприятие не отражало стабильные свойства и отношения в окружающей среде, адаптация и выживание были бы невозможными, поэтому константность восприятия наблюдается и у животных.
Источником константности восприятия человека являются его активные перцептивные действия. С их помощью в потоке ощущений человек выделяет относительно неизменные структуры свойств предметов. В результате формируются соответствующие оперативные единицы восприятия, которые позволяют учитывать изменение проекционных свойств предмета и компенсировать их.
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 5338;