Тенденции последнего времени финансовых рынков
Финансовые рынки испытывают многочисленные изменения за последнее время. Технологический прогресс в сфере компьютерных и телекоммуникационных технологий и глобализации банковского дела и торговли привели к сокращению влияния государственных органов на экономические процессы, и это усилило конкуренцию по всему миру.
Результатом этого является более эффективный, имеющий международные связи рынок, но это рынок, который стал гораздо более сложным, чем был прежде. Хотя все изменения в значительной степени можно назвать позитивными, с которыми столкнулись ведущие финансовые институты многих стран. Современные финансовые рынки подвергают национальные экономики ударам с новой и неожиданной стороны, очень быстро, а то и вообще мгновенно. В этом случае центральные банки всех стран должны разрабатывать новые способы оценки и ограничения рисков функционирования мировой финансовой системы. Значительные количества капитала быстро перемещаются по всему миру в ответ на изменения процентных ставок и обменных курсов валют, и эти движение могут подрывать национальные финансовые институты и экономику даже весьма крупных государств.
С ростом глобализации рынков возникла потребность в большей кооперации регулирующих органов отдельных стран на международном уровне. К факторам, которые усложняют координацию их действий, относятся следующие: 1) различающиеся структуры национальных банковских систем и рынков ценных бумаг; 2) развивающаяся в мире тенденция к созданию конгломератов, оказывающих финансовые услуги (Европа, страны БРИГС, и ШОС); 3) опасение части стран по поводу возможной потери независимости своей национальной денежной политики. Тем не менее, тенденция к объединению усилий органов, регулирующих функционирование финансовых рынков разных стран, в последнее время становится все более очевидной.
Другая важная тенденция последнего времени - это быстрый рост рынка производных ценных бумаг. Производные ценные бумаги – это финансовый инструмент, стоимость которого является производной от цены некоторого «базового» актива. Такие ценные бумаги можно использовать как для снижения риска, так и для ведения спекулятивной игры.
В качестве примера использования производных ценных бумаг для снижения риска предположим, что чистая прибыль импортера и России в США падает, как только курс доллара к рублю понижается. Однако фирма - импортер может сократить свой риск, приобретая производные ценные бумаги, которые будут расти в цене по мере роста рубля. Такое действие называется операцией хеджирования, и ее целью является снижение подверженности доходов фирмы риску. С другой стороны, спекуляция производными инструментами может принести очень высокую прибыль, но она также резко повышает и рискованность вложений.
Объем и сложность сделок с использованием производных ценных бумаг беспокоят регулирующие органы, экспертное сообщество, законодательные органы и исполнительные органы стран, входящих в глобальную экономическую систему. Теория производных ценных бумаг должна позволять компаниям лучше управлять рисками, но незаметно, чтобы эти новшества на их рынках повысили внутреннюю устойчивость мировой финансовой системы.
Другая важнейшая тенденция включает изменение структуры собственности – состав акционеров, корпораций, чьи акции торгуются на финансовых рынках. Число инвесторов, владеющих акциями, растет, но процент корпоративных ценных бумаг, которыми владеют частные акционеры, снижается. Дело в том, что все больше и больше отдельных людей совершают вложение на рынке, но они совершают их косвенно, через участие в пенсионных программах и взаимных фондах, в страховых компаниях. В любом случае эффективность рынка акций сейчас оказывает большее влияние на благосостояние граждан страны.
Заметим, что непосредственное владение акциями теперь в основном оказалось в руках институциональных менеджеров, работающих в упомянутых выше фондах и компаниях, владеющих акциями. Заметим также, что если фонд владеет большим пакетом акций данной корпорации, он может столкнуться со значительным падением их цен при попытке продажи своих акций, в чем он конечно не заинтересован. Таким образом, в каком–то смысле крупные институциональные инвесторы «замораживают» в своих портфелях пакеты акций, которыми они владеют. Это явление получило в США название сращивания с инвестициями, когда менеджеры таких фондов оказываются вынуждены действовать как долгосрочные стратегические инвесторы в акции тех компаний, которыми они управляют. В отличие от пассивных частных инвесторов, обычно «голосующих ногами», если дела фирмы, чьими акциями они владеют, идут плохо, такие портфельные менеджеры склонны более активно воздействовать на руководство компаний, заставляя его действовать в интересах собственников.
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 331;