Особенности позитивных фотоматериалов
Фотоматериалы, предназначенные для позитивного процесса, по своим фотографическим свойствам отличаются от негативных. Они имеют низкую чувствительность. Однако это не приводит к усложнению фотопроцесса, поскольку выдержку при печати всегда можно увеличить. Вместе с тем, вследствие малой чувствительности позитивные фотоматериалы обладают мелкозернистым строением и, следовательно, высокой разрешающей способностью. Они несенсибилизированы, что позволяет визуально контролировать процесс лабораторной обработки. У позитивных фотоматериалов контраст выше, чем у негативных пленок, чтобы можно было компенсировать недостаточный контраст негативов и получить на снимке интервал плотностей, близкий соотношению яркостей объекта.
Позитивные фотоматериалы выпускают двух видов: на непрозрачной основе - фотобумаги и на прозрачной основе - фотопленки, фотопластинки, называемые диапозитивными.
Изображение, получаемое на фотобумаге, уступает диапозитивному по передаваемому интервалу яркостей. Это объясняется рядом причин. Так, например, частицы металлического серебра, из которого состоит изображение, не только интенсивно поглощают свет, но и частично его отражают. Поэтому в отраженном свете плотные участки на отпечатке выглядят не столь темными, как в проходящем свете на диапозитиве. Изображение на фотобумаге уступает диапозитивному и по максимальной оптической плотности. На глянцевой фотобумаге она не выше 1,8 ед., в то время как на фотопленках и фотопластинках достигает значения 2,5 – 3,0 и выше. У матовых фотобумаг плотности почернения не превышают значение 1,2 ед. Кроме того, светлые участки фотоснимка отражают не весь падающий на них свет, а около 80%. Поэтому максимальный интервал яркостей, который может обеспечить фотобумага, составляет в среднем около 1:80, в то время как для диапозитивных фотоматериалов он может быть равным 1:700 и более.
Фотобумаги, как правило, имеют малую фотографическую широту и для получения изображения используется не только прямолинейный участок характеристической кривой, а все ее области от порога почернения до максимально достигаемой плотности. Поэтому качество изображения на получаемых фотоснимках зависит от оптимально подобранной экспозиции, соблюдения рекомендуемого времени проявления, контрастности фотобумаги. Ошибки в экспозиции практически неустранимы в процессе проявления.
Отличительная особенность позитивного процесса состоит и в том, что с увеличением времени проявления контрастность изображения изменяется до определенного предела, а затем увеличивается только оптическая плотность. Максимальное значение контраста фотобумаги достигается при времени проявления 2,5–3,0 мин.
При подборе экспозиции, контрастности фотобумаги учитывают интервал плотностей (контраст) негатива, характер объекта съемки, содержание снимка, другие факторы и руководствуются следующими требованиями к изображению на снимке:
– минимальные плотности (яркие участки объекта) должны быть абсолютно светлыми либо достаточными для различаемости деталей;
– теневые участки объекта должны приближаться к максимальной плотности почернения фотобумаги при хорошей проработке деталей;
– вуаль на снимках недопустима.
При оптимально подобранной выдержке все плотности негатива от максимальных до минимальных укладываются в полезном интервале экспозиций фотобумаги, и получаемое изображение соответствует яркостям объекта. При недодержке через негатив проходит слишком малое количество света, и при проявлении получают невысокие плотности. «Света» выглядят излишне светлыми без проработки полутеней, а темные участки изображения не достигают необходимой плотности. Передержки создают противоположный эффект – изображение приобретает повышенную плотность. В теневых участках плотности достигают максимального значения, полутени на этих участках не различаются, а «света» становятся серыми.
Промышленностью выпускаются различные сорта фотобумаг общего и специального назначения. Они различаются как по структурным, так и фотографическим свойствам.
По типу подложки выпускаются плоские фотобумаги – «картон», «полукартон», «тонкая» форматом от 9х12 см до 50х60 см, и рулонные от 24 до 100 см по ширине и от 10 до 250 м по длине. Фактура поверхности эмульсионного слоя у них может быть гладкая (полуматовые, матовые, глянцевые, особоглянцевые фотобумаги), структурная (бархатистые, зернистые и тисненые). Выпускаются фотобумаги и с полиэтиленовым покрытием.
Глянцевые фотобумаги при фотохимической обработке дают максимальную плотность почернений (порядка 1,8 ед.) и сочное контрастное изображение, на котором лучше прорабатываются детали. Глянцевые фотобумаги имеют естественный блеск эмульсионного слоя, а особоглянцевые – дополнительный желатиновый слой, улучшающий глянец. Глянец значительно улучшается при дополнительной обработке – прикатыванием разбухшего эмульсионного слоя к зеркальной поверхности и сушкой в этом состоянии. На завершающей стадии возможны сушка или глянцевание при термической обработке или в естественных условиях.
Матовые фотобумаги дают меньшую плотность почернений (1,2 ед.), вследствие чего изображение выглядит менее контрастным. Для создания матовой поверхности на фотобумагах в эмульсию перед поливом вводят специальные вещества, например крахмал. Эти фотоматериалы не предназначены для глянцевания, лучше поддаются ретушированию. Поверхность при термической сушке или в естественных условиях выглядит матовой.
Бархатистые и зернистые фотобумаги имеют шероховатую поверхность. Поверхность эмульсионного слоя тисненых фотобумаг имеет определенного вида рельеф в виде пересекающихся линий, кругов, овалов (А, Б, В).
Фотобумаги с полиэтиленовым покрытием эмульсионного слоя («Самшит», «Березка», «Снежинка») не предназначены для термической обработки. Глянец на поверхности эмульсионного слоя они приобретают при естественной сушке.
Светочувствительность фотобумаг низкая (в пределах 0,2-15 ед. ГОСТа) и главным образом зависит от состава галогенидов серебра, входящих в фотослой. В зависимости от величины светочувствительности они подразделяются на фотобумаги для проекционной печати, для проекционной и контактной печати и для контактной печати. По составу галоидных солей в эмульсионном слое различают бромосеребряную фотобумагу высокой и средней чувствительности («Унибром-универсальная», «Фотобром-самотонирующаяся»), хлорбромсеребряную высокой и низкой чувствительности («Новобром», «Бромпортрет», «Контабром»), хлорсеребряную низкой чувствительности («Фотоконт»), йодохлорбромсеребряную («Йодоконт»). Вследствие низкой чувствительности при соблюдении рекомендуемого времени проявления на свежих фотобумагах вуаль практически отсутствует, что позволяет получать на снимках чисто белые тона.
По спектральной чувствительности большинство фотобумаг общего назначения являются несенсибилизированными фотоматериалами. Бумаги «Унибром» высокой контрастности и «Бромпортрет» дополнительно сенсибилизируют к голубым и частично зеленым лучам.
По степени контрастности выпускают фотобумаги мягкие, полумягкие, нормальные, контрастные, особоконтрастные и сверхконтрастные. С увеличением контрастности светочувствительность фотобумаг уменьшается. Поликонтрастные (многоконтрастные) фотобумаги позволяют получать изображения с различной степенью контрастности. Они имеют 2-3 светочувствительных слоя, политых один на другой, с различной общей, спектральной чувствительностью и контрастностью. Избирательное воздействие света на определенный светочувствительный слой производят с разными светофильтрами и выдержками. У поликонтрастных фотобумаг другого типа переменный контраст – от контрастной до нормальной и полумягкой достигается за счет предварительной подсветки фотослоя при фотопечати.
Тон получаемого изображения у фотобумаг может быть нейтрально-черный, темно-черный, темно-коричневый (сепия) и зеленый. Нейтрально-черный тон изображения имеют фотобумаги «Унибром», «Фотобром», «Новобром», «Фотоконт»; нейтральный – «Унибром», «Фотоконт» и более теплый – «Фотобром» и «Новобром». Фотобумаги «Контабром», «Бромпортрет», «Йодоконт» дают при проявлении слегка окрашенное изображение и являются самотонирующимися. Окраска зависит от размеров и строения частиц серебра.
Самовирирующиеся фотобумаги содержат в эмульсионном слое краскообразующие компоненты, дающие при проявлении совместно с серебряным изображением и изображение из красителя. Цвет изображения зависит от типа красителя, входящего в эмульсионный слой. Обработка фотобумаг производится в специальных проявителях, близких по составу для цветного проявления. В процессе обработки они дают окрашенное изображение коричневого, зеленого или синего цвета. Выпускаются всех степеней контрастности.
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 341;