Неопросные процедуры в гендерных исследованиях


Остановимся кратко на неопросных методах, применяемых в качественных феминистских исследованиях. Эти методы имеют большой потенциал в гендерной экспертизе социальных проектов, социального обслуживания и социальной политики. Речь идет о приемах, используемых при анализе текстов и включенном наблюдении.

То, что нас окружает и доступно наблюдению, уже является текстом или может быть в качестве такового представлено. Все эти тексты или документальные источники можно разделить на два типа – созданные специально для исследования (например, расшифровки интервью) или созданные первоначально для иных целей и лишь затем проанализированные учеными, например, детские книги, доски объявлений, произведения детского творчества, мода, всевозможные руководства и инструкции, адресованные девочкам и женщинам (к примеру, как стать хорошей хозяйкой), произведения искусства, газеты, медицинские записи, учебники социологии, сборники афоризмов или цитат, письма, официальные документы и СМИ. К материалам, принципиально важным в гендерных исследованиях, относятся зафиксированные письменные свидетельства (дневники, научные журналы, художественная литература, граффити), нарративные и визуальные тексты (фильмы, телешоу, реклама, поздравительные открытки), материальная культура (например, музыка, технология, содержимое детской комнаты, коллекция книг) и поведенческие стили (манера одеваться, жесты, взгляды).

 

Феминистский анализ текстов – это систематическое изучение объектов (артефактов) или событий посредством их пересчета или интерпретации содержащихся в них тем с позиций феминистской теории.

 

Преимущество документов, созданных независимо от задач исследователя, перед данными анкетных опросов и даже глубинными интервью состоит в том, что содержащаяся в них информация в большей степени связана с естественным контекстом реальности, чем с искусственной ситуацией опроса. Современные исследователи культурных текстов учитывают этот опосредованный смысл артефакта и в связи с этим анализируют как сам текст, так и процесс его производства, задавая вопрос о том, что позволяет или что заставляет автора произвести именно такой текст. Близкие значения к термину «анализ текстов» – это контент-анализ, архивные исследования, литературная критика. Поскольку различаются теоретические перспективы к анализу культурных артефактов, существуют дополнительные обозначения анализа текстов: дискурс-анализ, анализ риторики и деконструкция.

Один из способов феминистского контент-анализа – выделять категории текстов, рассматривая отдельно те, что произведены женщинами, о женщинах или для женщин; мужчинами, о мужчинах или для мужчин; женщинами для мужчин и в других сочетаниях категорий. Иногда текст попадает в более чем одну категорию, если, скажем, написан женщинами о женщинах и для женщин. В процессе феминистского контент-анализа может выявиться, что тот или иной текст транслирует сугубо патриархатные и даже женоненавистнические взгляды. С другой стороны, образец текста, выбранный для анализа, может проявить свою оппозиционную сущность по отношению к доминантному гендерному укладу.

Один из принципов феминистского анализа текстов СМИ, которые применяются и при анализе текстов интервью, – изучение гендерных аспектов лингвистического репертуара и идеологических подтекстов или тем, стереотипов и дихотомий, которые содержатся в речи героев.

Исследователи, собирающие культурные артефакты для феминистского анализа, могут интерпретировать их с применением количественных или качественных методов. Например, компьютерные программы, подсчитывающие частоту употребления слов, позволяют обнажить скрытые механизмы, заложенные в большом количестве документов. Подобным образом может проводиться количественный контент-анализ авторства и содержания академических журнальных статей. Канадский психолог Пола Каплан применила этот метод, чтобы продемонстрировать антагонизм психологов в отношении к матерям обследуемых детей: она проанализировала девять основных журналов в области исследований психического здоровья за три года в течение 1972–1982 годов, применив 63 категории для прочтения и классификации 125 статей в аспекте «обвинения матери». Другой пример – работа американских исследователей Дайаны Скалли и Полин Барт. Они осуществили количественный контент-анализ учебников гинекологии и пришли к выводу, что портрет женщин в этих текстах рисуется как образ психически больной [106]. Результаты количественного контент-анализа могут затем использоваться для формулировки гипотез, имеющих отношение к гендерным исследованиям, а также для практической деятельности в целях социальных изменений. Документы, относящиеся к публичной сфере (суд, правительство, церковь), являются конвенциальными источниками. Они подходят для изучения официальных событий, то есть тех, где преобладают мужчины.

Феминистская этнография пересматривает традиционные дистанции и отношения между исследователем и информантами или местным сообществом. Тем самым эта методология направлена на преодоление социального, гендерного и расового неравенства, зачастую воспроизводимого в научном дискурсе, основанном на позитивистских схемах сбора и анализа социальных данных.

 

Феминистская этнография – это практика эмпирического исследования в социальной антропологии и социологии, подразумевающая, не только длительное включенное наблюдение, вживание в сообщество, описательную манеру изложения результатов полевой работы, но и антидискриминационную направленность работы ученого.

 

Говоря о феминистской этнографии, Ш. Рейнхарц выделяет три направления, различающиеся по целям исследования: а) документирование жизни и деятельности женщин; б) понимание опыта женщин с их точки зрения; в) концептуализация женского поведения, выражающего социальный контекст. Документирование жизни и деятельности женщин возникло как оппозиция традиционным и, по мнению феминистских социологов, по преимуществу андроцентричным социальным исследованиям. Преодолевая ограничения предшествующей методологии, которая не рассматривала женщин в качестве значимо влияющих на социальные установки, феминистская методология сконцентрировалась на полном и равноправном женском участии в социальном, экономическом и политическом пространствах. Такие исследования, например, были выполнены в отношении бедных чернокожих женщин (К. Стек), пожилых ирландских представительниц рабочего класса (Д. Коннорс). Чтобы сделать жизнь изучаемых групп более «реальной» для себя, исследовательницы соединили практику глубоких интервью с интенсивным участием в их повседневной жизни.

Понимание женщин с их собственной точки зрения корректирует главный недостаток не-феминистского включенного наблюдения о тривиальности женской деятельности и образа мысли или, иначе, об интерпретации женщин с позиций мужчин. В этой традиции, например, выполнена работа Р. Голдберг, в которой она рассматривает разочарование своим трудовым опытом у женщин-рабочих. В направлении, известном как понимание женщин в контексте, феминистские этнографы стремятся рассматривать женское поведение в социальном контексте, избегая брать этот контекст обособленно от анатомии, культуры и класса. Например, Ф. Гинзбург изучала деятельность двух полярных по идеологии групп – «Pro-Life» (противники абортов) и «Pro-Choice» (отстаивающие свободу абортов).

Хотя феминистская этнография фокусируется, в основном, на изучении женщин, существуют исследования, где рассматриваются оба пола для того, чтобы понять, как гендер влияет на поведение. Кроме того, в современной этнографии представлено направление, которое занимается рассмотрением различных аспектов мужественности. Примером такого анализа может стать исследование С. Мюррей, в котором она, применяя включенное наблюдение и фокусированные интервью с воспитателями детского сада, анализирует способы, какими обозначают себя мужчины в этой сфере труда. Включенное наблюдение является основным методом этнографии. Иногда между ними даже ставят знак равенства, но средств анализа этнографических данных существует множество: они подразумевают различные формы полевых материалов и стратегии работы с ними. Это может быть анализ женского языка, работа с текстами, в том числе такими специфическими, как автобиографии и художественные тексты.

Этнографические исследования социальной работы, социального обслуживания позволяют вскрыть проблемы и увидеть перспективы как в отношениях между социальным работником и клиентом, так и в организационной культуре самой службы, которая воплощается в иерархии властных отношений между разными специалистами, между начальством и подчиненными.

Несмотря на важность применения качественной методологии в гендерных исследованиях, в оценке эффективности социальной работы, как и в анализе социальной политики, особое значение имеет применение количественных методов сбора и анализа информации.

 

Гендерная статистика – это статистика о положении мужчин и женщин в следующих сферах: население, семья, здравоохранение, образование и коммуникации, занятость, права человека и политика. Оценка прогресса женщин в этих и других областях является новой и развивающейся дисциплиной, которая зависит от базовых демографических данных, а также социальных и экономических показателей. Одновременно важную роль играет готовность стран усилить требования к сбору данных, следовать рекомендациям всемирных конференций.

На Четвертой Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995) были определены направления по усилению гендерной статистики и ее интеграции в различные сферы жизнедеятельности женщин и мужчин.

За последние годы правительствами стран, неправительственными организациями и другими институтами многое сделано для включения рекомендаций этих конференций в национальные программы действий, в том числе и рекомендаций по сбору и обработке гендерной статистики – как для мониторинга гендерных изменений в стране, так и в качестве средства выявления гендерных проблем. В период с 1996 по 1998 годы некоторые страны издали статистические сборники «Положение женщин» или «Женщины и дети». Статистическое отделение Экономической комиссии ООН для Европы (ЭКЕ) рекомендовало избегать дискриминации по признаку пола и издавать статистические сборники о положении и мужчин и женщин (Алма-Ата, 1999). С тех пор почти все страны СНГ опубликовали статистические сборники по положению мужчин и женщин.

ООН играет уникальную роль в сборе и анализе гендерной статистики по всему миру. Точное понимание экономических и социальных ролей женщин и мужчин в разных обществах, а также сравнение показателей гендерного развития в разных странах, является существенным моментом в процессе определения политики и разработки программ продвижения гендерного равенства на национальном и международном уровнях. Статистическое отделение ООН издает отчет «Женщины мира: тенденции и статистика» (1991, 1995, 2000), позволяющий осознать успехи женщин по сравнению с мужчинами во всем мире и в отдельных странах, а также проблемы, которые еще предстоит решать. В последнем отчете отмечены следующие тенденции: возраст вступления в первый брак увеличивается как у мужчин, так и у женщин; темпы рождаемости снижаются во всех регионах мира; растут темпы рождаемости внебрачных детей, особенно в развитых странах; продолжительность жизни и женщин и мужчин увеличивается во всех странах, кроме Южной Африки, где высок уровень заболеваемости СПИДом; младенческая смертность почти во всем мире среди мальчиков выше, чем среди девочек; разрыв в уровне образования между женщинами и мужчинами сокращается во всем мире, исключая Африку и Южную Азию; две трети из 876 млн неграмотных в мире составляют женщины и в ближайшие 20 лет сокращение числа неграмотных в мире не ожидается; доступная статистика до сих пор не имеет сильной методической базы для получения качественной и количественной информации об изменениях в занятости женщин; несмотря на призывы к гендерному равенству, женщины до сих пор слабо представлены в правительствах, политических партиях, ООН.

При ООН функционирует ряд экономических комиссий (ЭК), сформированных по региональному принципу. ЭК охватывают страны Северной Америки, Европы и все страны СНГ, включая центрально-азиатские. Статистическое отделение ЭКЕ издает отчет «Женщины и мужчины в Европе и Северной Америке» (1995, 2000). Регион ЭКЕ характеризуется высокой долей пожилых в общей численности населения. Поэтому в отчете особое внимание уделяется гендерным проблемам старости. Женщины составляют большинство среди лиц пожилого возраста в большинстве стран региона. Часто они имеют мизерную пенсию, которая не может обеспечить даже минимальных потребностей. И это несмотря на то, что им приходилось всю свою жизнь усердно работать.

С точки зрения концептуальной новизны и методов сбора информации в гендерной статистике требует особого внимания раздел «Использованное время». Сбор данных для этого раздела осуществляется методом выборочного социологического обследования. Цель такого рода обследования – определить время, затрачиваемое женщинами и мужчинами на оплачиваемую и неоплачиваемую работу, а также время, потраченное на себя, на досуг и т. п. Такие обследования в разных странах показали, что занятость женщин превышает занятость мужчин, однако оплачиваемая занятость даже в самых продвинутых, с точки зрения гендерного равенства, странах у женщин ниже, чем у мужчин. Это одна из основных причин недооценки трудового вклада женщин, вытекающая отсюда экономическая дискриминация, а также распространенный стереотип о «мужчинах-кормильцах» и «женщинах-иждивенках». Оценка распределения времени на оплачиваемую и неоплачиваемую части необходима с точки зрения продвижения гендерного равенства в обществе: статистика является той базой, которая может быть представлена для доказательства экономической дискриминации женщин; результаты регулярных обследований формируют общественное мнение об экономическом вкладе женщин в семейный бюджет, который должен измеряться не только денежными показателями, но и количеством оказываемых услуг; динамика результатов позволит отслеживать изменения гендерных отношений в обществе 1.

___________

1 Хегай М. Н. Гендерная статистика // Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. М.: Информация – XXI век, 2002

 

 

Сейчас уже можно говорить о том, что социальные сервисы в современной России становятся более профессиональными, появляется новое видение их миссии в обществе, ориентированное на толерантность, активную позицию в интересах клиентов, знание и следование международным регламентам прав человека, признание мировых стандартов качества обслуживания. Отчасти эти смыслы социальной работы привносятся в практику социальной работы и новыми профессионалами, и в ходе дополнительного обучения действующих практиков, но здесь предстоит еще очень многое сделать. Речь идет о том, что для осуществления позитивных изменений важно способствовать демократизации социальных институтов, активизации самоуправления, мобилизации ресурсов самих клиентов, объединяя усилия с социальными движениями и организациями.

Социальное законодательство по-разному обращается с женщинами и мужчинами, что подкрепляет гендерный дисбаланс в практиках рекрутирования рабочей силы, гендерную сегрегацию рынка труда, сегрегирует женщин в практиках социального обеспечения и реабилитации. Потому и необходима гендерная экспертиза законодательства, которая может осуществляться рабочими группами при администрации, независимыми центрами, чиновниками и специалистами-практиками. Аналогичная экспертиза должна осуществляться в отношении соблюдения прав других уязвимых групп – инвалидов, детей, пожилых людей, молодежи. Отметим, что феминистская модель социальной работы и социальной политики позволяет вскрыть причины проблем и сформулировать их решение, ориентированное на устранение всех форм насилия и дискриминации, на благополучие мужчин, женщин и детей.

Вообще, современное российское социальное законодательство по проблемам детей, инвалидов, женщин, пожилых людей отражает особенности переходного периода. Многочисленная нормативно-правовая документация насыщена декларативными положениями, зачастую не подкрепленными соответствующими актами и не готовыми к внедрению, а официальные доклады о реализации прав и положении уязвимых групп населения ретушируют остроту проблемы и не выносятся на широкое обсуждение. Отметим, что хотя само социальное законодательство и содержит элементы социалистического наследия, все же законы уже стали во многом более прогрессивными, они подготовили почву для изменения социальной практики, на которую можно повлиять лишь системными усилиями. Тем временем общественные организации пока слабо задействованы в процессе подготовки указанных документов, статистическая информация собирается фрагментарно и зачастую обрабатывается недостаточно аккуратно.

Системы мероприятий, разрабатываемые с целью реализации концептуальных программных документов, создаются на основе утвержденного бюджета субъектов федерации, который не всегда полностью учитывает приоритеты социальной сферы, тем самым возникает зазор между риторикой и практикой воплощения социальной политики уже на уровне планирования. Репрессивный подход, который настойчиво воспроизводится в ряде направлений социальной политики (например, в аспектах профилактики наркозависимости, ВИЧ-инфекции, СПИДа) вносит вклад в криминализацию и медикализацию социальных проблем, а классификация семей на «здоровые» и «больные» способствует развитию «дисциплинарных» механизмов контроля, которые в мировой практике трактуются как антисоциальная политика. Ряд гуманистических начинаний, имеющих положительный опыт и экономический эффект, в том числе развитие института фостерных семей, обречен на временный статус в силу ведомственной разобщенности и теневых интересов субъектов социальной политики, отвечающих за детские судьбы. Вот почему важную роль играет не социальная критика сама по себе, а прикладные исследования, проведение оценки эффективности действующих и экспертизы планируемых проектов с позиций нон-дискриминации. В таких исследованиях ключевыми понятиями являются: неравенство, доступность, соблюдение прав человека и достижение социальной справедливости. Гендерно чувствительная методология становится в подобных проектах опорой грамотного и непредвзятого анализа при условии, если он осуществляется профессионально подготовленным исследователем, действующим предпочтительно от имени независимой аналитической группы или консалтинговой организации, университета или научного центра. Специалист по социальной работе, подготовленный в области гендерных исследований социальной политики и социальной работы, может стать квалифицированным исполнителем подобных заказов.

 

Прикладное социальное исследование – это приложение теорий, понятий, методов к анализу социальных проблем с целью произвести результаты, которые могли бы повлиять на их решение посредством внедрения в практику социальной работы, образования, трудовых отношений, городского планирования, социального управления и социальной политики.

 



Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 369;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.016 сек.