Гендерные принципы социального развития
Несмотря на то, что социальная политика ряда стран под влиянием идей гендерного равноправия и эмансипации женщин сегодня предполагает многообразные сервисы и льготы для женщин, их эффективность и качество были бы намного выше, если бы эти государственные ресурсы были более согласованы с феминистскими принципами организации услуг.
Принципы социальной политики, сфокусированные на благополучии женщин, детей и мужчин, основаны на убеждении о том, что социальные отношения, включая социально-правовые нормы, культуру организаций, гендерные отношения в приватной и публичной сферах, социально конструируются в интеракциях между людьми и, следовательно, могут быть изменены. Такие изменения связаны с формированием коллективно организованного демократического нового мирового порядка, а не заменой одной правящей элиты (мужской) на другую (женскую). Чтобы прийти к этому, необходима серьезная трансформация существующих социальных отношений. Видение мира, свободного от гендерной иерархии, потребует построения экономической системы, сильно отличающейся от тех, что когда-либо существовали. Феминистские принципы, которые находятся в основе указанной трансформации, включают такую организацию общества, при которой основной целью социального развития является благополучие всех людей, независимо от их социального статуса, в том числе таких характеристик, как класс, этничность, гендер, сексуальную ориентацию, возраст или физические и умственные способности. В этом случае забота формулируется не как женское дело, а коллективная ответственность, принимаемая на себя как женщинами, так и мужчинами; соответственно, социальные клише мужественности и женственности подвергаются переопределению также, как и идеологии семейной жизни. Тем самым будут усиливаться способности мужчин и женщин оказывать заботу и осуществлять воспитание при одновременном привлечении общественных ресурсов для этих целей.
Следующие идеальные принципы социального развития соответствуют прогрессивному гуманистическому видению: а) право всех людей на достойный уровень жизни, гарантированный государством; право всех людей на социальное обеспечение; право женщин, детей и мужчин жить полной и креативной жизнью; б) индивидуальное налогообложение, которое есть ответственность индивида, а не семьи; в) прозрачность финансовых потоков в корпорации и учреждении, когда они касаются социальной политики, доступность и подотчетность этой информации общественной проверке; г) эгалитарные отношения, проникающие во все социальные институты и социальные взаимодействия между людьми; повышение степени участия населения в социальном планировании; д) контроль над производством и направление его на удовлетворение социальных нужд; е) повышение статуса социальной политики и усиление связи между экономической и социальной политикой; сдвиг приоритетов в здравоохранении в направлении к профилактике и работа с социальными причинами заболеваний.
Достижение равенства женщин возможно при эффективно действующем национальном механизме. За прошедший период он получил дальнейшее развитие, сформировались его новые элементы – это Комиссия по делам женщин при председателе Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации (верхняя палата парламента) и отдел по делам женщин и детей в Аппарате уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Укрепляются составляющие национального механизма в регионах. В большинстве субъектов Российской Федерации созданы структуры (департаменты, отделы, комитеты), отвечающие за улучшение положения женщин в регионе. Созданы межведомственные комиссии, отвечающие за реализацию региональных планов действий по улучшению положения женщин, а также приняты региональные планы этих действий. Особое значение для развития национального механизма имеет Круглый стол женских общественных объединений и некоммерческих организаций при Минтруде России, который представляет собой постоянно действующую переговорную площадку исполнительной власти и гражданского общества. На круглом столе регулярно обсуждаются наиболее актуальные для женщин проблемы, вызывающие озабоченность, как со стороны правительства, так и со стороны женской общественности. Диалоговый режим круглого стола позволяет интегрировать предложения женского движения, гендерные подходы в процесс разработки политических решений, проводить общественную экспертизу подготавливаемых решений. Укрепление и деятельность национального механизма позволяет в определенной степени прогнозировать и корректировать неблагоприятные последствия экономической реформы, учитывать гендерный фактор в политике государства, привлекать внимание властных структур и широкой общественности к Конвенции ООН, и к ходу ее реализации [32].
В Российской Федерации принят второй Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе на 2001–2005 годы. Изменены роль и функции комиссии Правительства РФ по положению женщин, которая теперь всецело ориентирована на обеспечение гендерных подходов в государственной политике, правительственных планах и программах. Правительство Российской Федерации осознает, сколь велика дистанция между возможностями и необходимостью в решении проблем женщин, устранения скрытой или явной форм их дискриминации. Необходимо признать, что в стране пока сохраняются препятствия для полной ликвидации дискриминации женщин: в области экономических преобразований и финансовой сфере, на рынке труда и в области заработной платы. Недостаточны усилия государства по преодолению феминизации бедности, по поддержке женского малого и среднего бизнеса, повышению уровня и качества жизни населения. Однако, важно отметить, что российское правительство признало перспективы развития в согласии с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации женщин и Платформы действий, принятой в 1995 году в Пекине. В России после Пекинской конференции были особо выделены в качестве приоритетных пять основных проблем: соблюдение прав женщин в единстве с правами и основными свободами человека; участие женщин в принятии решений на всех уровнях; обеспечение равных прав на рынке труда; охрана здоровья женщин и предупреждение насилия в отношении женщин. В настоящее время завершается мониторинг внедрения гендерных подходов в практику деятельности всех органов власти субъектов Российской Федерации и разрабатывается гендерная стратегия страны, которая позволит существенно изменить ситуацию в области улучшения положения женщин. В России в последнее время заметно активизировалась сотрудничество с ПРООН, ЮНИСЕФ и ЮНФПА. В рамках дальнейшего сотрудничества на международном уровне важны дополнительные усилия по улучшению положения женщин и изменению их места в обществе.
Ключевые слова
Декоммодификация, дефамилиализация, дружественное женщинам государство, гендерно чувствительный режим, работа по уходу, гендерная политика, советская и постсоветская гендерная система
Вопросы для повторения и дополнительные задания
1. Расскажите об основных направлениях развития гендерных исследований социальной политики за рубежом. В чем состоит феминистская критика традиционных концепций социальной политики?
2. Что такое гендерная политика? Раскройте гендерные аспекты либеральной, социал-демократической и консервативной модели социальной политики согласно Д. Сейнсбери. Как различаются отношения между государством, рынком и семьей (домохозяйством) от модели к модели.
3. Составьте собственную схему, в которой сведены вместе все вышеперечисленные авторские концепции гендерно чувствительных моделей социальной политики. Проанализируйте сходства и различия подходов феминистских исследовательниц социальной политики.
4. Проведите параллели между социальной и экономической идеологией стран трех различных режимов и гендерной политикой. Используйте свои знания о политическом устройстве и принципах социального развития различных стран Европы, Северной Америки и других континентов, чтобы доказать свою точку зрения.
5. Дайте характеристику основных периодов изменения гендерной системы и социальной политики при социализме. Расскажите о современной гендерной системе в России. Опишите ролевые модели и статусы женщин в постсоветском гендерном порядке.
6. Определите примерный тип социальной политики постсоветской России, используя приведенную в главе классификацию, и дайте описание отдельных параметров социального обеспечения, соответствующих каждому из трех режимов.
7. Приведите примеры гендерно-дифференцированных пособий в российской системе социальной защиты. Каким образом они подкрепляют гендерное неравенство?
8. В чем состоит феминистское видение принципов социального развития? Рассмотрите достоинства и ограничения этого видения.
9. Подумайте, в каком аспекте социальной политики в России сложнее всего добиться гендерных изменений. Обоснуйте свое мнение.
10. Раскройте основные социальные проблемы женщин в постсоветской России.
Литература
Основная
Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. М.: ЗАО «Редакционно-издательский комплекс Русанова», 1988.
Баскаков В. Н., Баскакова М. Е. Пенсии для мужчин и женщин: социальные аспекты пенсионной реформы. М., 1998.
Баскакова М. Е. Проблемы и права работников с семейными обязанностями // Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания: В 2 т. М.: МЦГИ, 1998. Т. 1.
Гендерные аспекты социальной трансформации / Под ред. М. М. Малышевой. М.: ИСЭПН РАН, 1996.
Здравомыслова Е., Темкина А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период: Сб. статей / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Труды ЦНСИ, 1996. Вып. 4. С. 5–13.
Исупова О. Г. Социальный смысл материнства в современной России («Ваш ребенок нужен только Вам») // Социс. 2000. № 11.
Мезенцева Е. Б. Гендер в программах социально-экономического развития: анализ международного опыта // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики / Отв. ред. Е. Б. Мезенцева. М.: ИСЭПН РАН –МЦГИ – «Русская панорама», 2002. С. 38–70.
Мезенцева Е. Б. Социальная справедливость, государство благосостояния и гендер // Экономика и социальная политика: гендерное измерение. М.: Academia, 2002. С. 188–203.
Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы / Под ред. Ф. Гардинер; Пер. с англ. под общ. науч. ред. Е. Мезенцевой. М.: Идея-Пресс, 2000.
Пфау-Эффингер Б. Опыт кросс-национального анализа гендерного уклада // Социс. 2000. № 11. С. 24–35.
Темкина А. А., Роткирх А. Советские гендерные контракты и их трансформация в современной России // Социс. 2002. № 11. С. 4–14.
Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е. Ярской-Смирновой и П. Романова. М.: ИНИОН РАН, 2002.
Хасбулатова О. А. Российская государственная политика в отношении женщин (1900–2000) // Теория и методология гендерных исследований. М.: МЦГИ, 2001. С. 185–198.
Хоткина З. А. Гендерные аспекты безработицы и системы социальной защиты населения // Гендерные аспекты социальной трансформации. М.: Ин-т соц.-экон. проблем народонаселения РАН, 1996.
Чекорина Н. И. Государственная политика доходов: пособия и заработная плата // Экономика и социальная политика: гендерное измерение. М.: Academia, 2002. С. 249–274.
Дополнительная
Айвазова С. Г. «Контракт работающей матери»: советский вариант // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М. М. Малышевой. М.: Academia, 2001. С. 146–168.
Гендерная экспертиза российского законодательства / Отв. ред. Л. Н. Завадская. М.: Изд-во БЕК, 2001.
Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб.: Центр независимых социальных исследований, 1996.
Градскова Ю. Новая идеология семьи и ее особенности в России // Общественные науки и современность. 1997. № 2.
Козина И. М. Что определяет статус «кормильца» семьи? // Социс. 2000. № 11.
Коллонтай А. Труд женщин в эволюции домохозяйства. М.: Госиздат, 1923.
Либоракина М. Женщины и приватизация. М.: РИК «Дом Русанова», 1999.
Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания: В 2 т. М.: Московский центр гендерных исследований, 1998.
Пфау-Эффингер Б. Опыт кросс-национального анализа гендерного уклада // Социс. 2000. № 11.
Хасбулатова О. А. Социальная политика в отношении женщин // Женское движение в контексте российской истории. М., 1999.
Хасбулатова О. А. Эволюция российской государственной политики в отношении женщин: обзор исторического опыта 1861–1917, 1917–1991 гг. // Интеграция женщин в процесс общественного развития. М.: Луч, 1994. С. 14–106.
Хоткина З. А. Гендерные аспекты безработицы и системы социальной защиты населения // Гендерные аспекты социальной трансформации. М.: Ин-т соц.-экон. проблем народонаселения РАН, 1996.
Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований» / Под ред. О. А. Ворониной, Н. С. Григорьевой, Л. Г. Луняковой. М., 2000.
Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Булавин, 2000.
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 512;