Теория познания и методология истории
Предмет методологии истории
Методология истории – главная теоретическая дисциплина в семье исторических наук, изучающая в единстве теории исторического знания и познания, то есть теорию предмета истории и теорию методов исторического исследования. Теории предмета и методов его исследования родственны, но не тождественны: теория предмета отвечает на вопрос, что собой представляет изучаемый предмет, теория метода – на вопрос, как ведется изучение предмета. Если помнить об этом различии, то можно принять встречающееся в литературе кратчайшее определение: методология = теория + метод. Некоторые авторы, в целом принимающие приведенную дефиницию, в конце ее добавляют: «...в их соотнесенности с какой-либо гносеологической или философской системой»; такое соотнесение зачастую имеет место, хотя иногда историописанием занимаются лица, философию полностью игнорирующие.
Термин «методология» получил распространение в XX веке, преимущественно в его второй половине, а в XIX веке говорили «метод», понимая под ним методологию, причем эквивалентом последней считалась «теория», – возвращение от «методологии» к «теории» в настоящее время, кажется, становится правомерной тенденцией. Основных понятий три: методология, метод, методика. Все три слова основаны на «методе» (греч. methodos – путь к чему-либо), но, несмотря на наличие специальных статей, различение понятий и особенно соотношение между ними не унифицировано.
Методология, как уже говорилось, – теория исторического знания и познания. Методика – техника, или способы, исторического исследования. Сложнее с методом: полагаем, что он может быть рассматриваем на двух уровнях и в зависимости от уровня приближаться то к методологии, то к методике – например, сравнительно-исторический метод ближе к методологии, а метод выписок на карточках или в тетрадях ближе к методике.
Теория познания и методология истории
Одной из важнейших сфер человеческой деятельности является деятельность познавательная. Во-первых, знания об объективной реальности необходимы для практической деятельности. Без них невозможно ни материальное, ни духовное производство. Во-вторых, стремление к познанию имманентно присуще человеку, как сознательному, целеустремленному существу. Поэтому на всех этапах развития общества существовала познавательная деятельность и общество всегда располагало определенными знаниями о естественном и общественном мире.
Высшим уровнем познания и формой знания является наука. Наука отличается тем, что раскрывает и объясняет внутреннюю суть реальности. Иначе говоря, задачей научного познания является адекватное отражение действительности путем раскрытия органически присущего ей сочетания формы и содержания, явления и сущности, количества и качества. Очевидно, что для такого отражения необходимы специальные способы, а научное знание будет иметь специфические формы выражения. Высшей формой научного знания выступает теория. Наука является не только средоточием имеющегося научного знания, но и основой для получения новых знаний для выработки методов научного познания. Это обусловлено тем, что для правильного отражения коренной сути изучаемой действительности в методах познания должен учитываться ее характер, а этот последний и отражен в имеющемся знании. Многообразие и сложность объективной реальности породили множество методов ее изучения. Это привело к возникновению специального учения о методах научного познания. Таким учением является методология. Наконец, важность и сложность познания обусловили то, что само познание стало объектом научного исследования и возникла общая теория познания - гносеология.
Понятие «теория» употребляется в разных смыслах. Поэтому под теорией следует понимать форму научных знаний, раскрывающую закономерности функционирования и развития определенной совокупности явлений материального и духовного мира, описывающую и объясняющую эти явления и направленную на прогрессивное преобразование природы, общественных отношений и самого человека. Теория по своей сути является обобщенным объясняющим (номологическим) знанием. Явление не просто описывается, а объясняется путем раскрытия его внутренней сущности. Теория должна объяснять факты на основе фундаментальных идей, принципов и законов и сводить всю их совокупность в единую систему. Вне системности нет теории. Наконец, научная теория должна быть внутренне замкнутой, непротиворечивой в логическом отношении системой суждений. Логическая стройность теории достигается в процессе ее минимизации. Суть ее состоит в том, что теория должна основываться на минимальном числе исходных фундаментальных идей и понятий. Таким образом, любая научная теория имеет сложную внутреннюю структуру.
Она включает и синтезирует целый ряд более простых компонентов научного знания. Всякая научная теория имеет свою исходную эмпирическую основу, которая охватывает всю совокупность фактов, относящихся к соответствующей области действительности. Существенно, что для теоретического обобщения нужны не просто факты, а системы фактов, представительно характеризующих объект познания в свете поставленной задачи. В теории факты фигурируют не сами по себе, а в виде совокупности основных понятий, отражающих существенные черты, свойства и связи явлений действительности. В понятиях аккумулируются знания о предмете. Поэтому понятия выступают в качестве основных элементов научно-мыслительного, познавательного процесса и выражают содержательную суть всякой теории. Особенно велика в этом отношении роль категорий, которые являются предельно широкими понятиями, концентрирующими знания о важнейших свойствах реальности. Важнейшим компонентом теории являются законы. В законах выражается внутреннее содержание понятий, т.е. раскрываются существенные, устойчивые, повторяющиеся и необходимые свойства, отношения и связи между явлениями, охватываемыми соответствующей теорией. Однако ни понятийно-категориальный аппарат, ни выражаемые им законы и тенденции функционирования и развития явлений объективного мира еще не создают знания об этих явлениях на теоретическом уровне. Для этого необходим более высокий уровень синтеза. Таким синтезирующим компонентом в теории выступает, по мнению одних философов, идея, а по мнению других, - принцип.
Научная идея как таковая является основой объединения воедино других компонентов теории (понятий, законов и самих теорий). Интегративные, синтезирующие способности идеи обусловлены тем, что сравнительно с другими компонентами теории она наиболее широко отражает фундаментальные свойства исследуемой реальности. Принцип - тоже ведущее начало, но оно выступает в научном познании не как основа объединения элементов теории воедино, а прежде всего как средство такого объединения.
Итак, для оценки познавательной глубины научных теорий (и вообще научного знания в той или иной области на определенной стадии его развития) необходимо установить, как далеко они продвинулись в раскрытии сущности изучаемой реальности. Это может быть достигнуто в результате изучения истории разработки отдельных проблем и развития соответствующей науки. В исторической науке этим занимается историография.
Важной функцией научно-теоретического знания является функция методологическая, связанная с получением нового научного знания. Сложность познавательного процесса, многообразие его форм, путей и методов обусловили возникновение специальной научной дисциплины о познании - теории познания, или гносеологии. Ее важнейшим разделом является теория научного познания, или эпистемология. Как теория познания в целом (гносеология), так и теория научного познания (эпистемология) занимаются изучением общих проблем познания. Таким образом, существует тесная взаимосвязь научной теории, методологии и методов исследования. Таким образом, методология выступает как теория методов научного познания. Но в методе теория приводится в действие посредством методики, которая принципы и требования методологии переводит в логические правила и процедуры
Вопросы для повторения и закрепления материала
1. В чем заключается проблема соотношения понятий «теория истории» и «методология истории»?
2.Расскройте геосеологические и эпистемологические истоки методологии истории?
Тема 2. Источники, основные тенденции и этапы формирования методологии истории
Цели и задачи изучения темы:
Цель: изучение тенденций и этапов формирования методологии истории
Задачи:
– рассмотрение формирования методологии истории в европейских странах;
– изучение истории становления российской традиции методологии истории.
Образовательные результаты освоения темы:
Коды компетенций | Планируемые результаты освоения образовательной программы | Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю) |
ПК-4 | способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории | Знать: современные научные представления о теории исторического процесса и методологии исторической науки; концепции развития исторического процесса. |
Уметь: оперировать терминами и понятиями, использующимися в дискурсивной практике теории и методологии исторической науки; концепции развития исторического процесса. | ||
Владеть (навыки и/или опыт деятельности): навыками определения методологических подходов и выделения этапов их развития; осуществлять сравнение методологических позиций различных концепций развития исторического процесса. |
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 572;