РЕСУРСЫ ПСИХИКИ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ И РОДОВ


Цель появления ИСС в родах адаптивная, приспосо­бительная, противотревожная. Часто ИСС возникает в ответ на стресс, при выраженных болевых ощуще­ниях как психическая анестезия, как приспособле­ние к нестандартным, стрессовым условиям сущест­вования, к которым относятся роды. В качестве

защиты от интенсивности ощущений организм сам выбирает себе щит—трансформацию сознания в ту форму, которая не наблюдается повсеместно и регу­лярно, а потому трактуется как необычное состоя­ние, как способ саморегуляции психики.

Подобные явления в психиатрии носят название деперсонализации — т.е. отделения собственного Я от излишних переживаний. В данном случае депер­сонализация имеет адаптивный физиологический характер. Биологические механизмы саморегуля­ции и самозащиты включаются у всех живых орга­низмов и проявляются в виде симптома, стоящего на страже эволюционного процесса (как в родах) или предохраняющего организм от избыточной стимуляции, являясь защитным клапаном, запасным выходом. Например, у ребенка первых недель жиз­ни также срабатывает система самозащиты от избы­точного возбуждения факторами внешней среды — в виде торможения и погружения в сон. Сознанию достаточно сложно признать интенсивность ощу­щений целесообразной и смириться с ней, поэтому оно изменяется.

Симптомы, которые в обычных условиях можно отнести к маркерам психотического состояния (как срыв механизмов адаптации), являются физиологи­ческим состоянием измененного сознания, если возникают в условиях стресса и проходят после окончания его воздействия. Эти же измененные со­стояния сознания позволяют избежать болевого шока. В процессе родов болевой шок не возникает.

Значит, само по себе возникновение такого со­стояния является благоприятным и лечебным для психики роженицы. На его фоне особенно эффек­тивно применение психотерапевтических методик и способов релаксации (см. «Практические заня­тия»^. 84-108).

Помню, как-то рассказывала об ИСС студентам мединститута. Видела недоверие в их взглядах. За­нятия проходили в родильном доме. В родильном отделении находилась женщина, шел первый пери­од родов. Она готовилась рожать тройню.

Я спросила женщину, как дела.

Она коротко ответила:

- Нормально, - а потом вдруг шепотом добави­ла. - Доктор, уж и не знаю, нормальная ли я, только
в левом ухе я слышу музыку, она звучит где-то внут­ри головы.

- Помогает? — спросила я.

- Да. Она меня отвлекает и успокаивает.

- Тогда слушайте. Все нормально. Такое в родах
бывает.

Студенты шепотом обсуждали услышанный диалог.

РОДИЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

Сопровождение женщины в ее беременности как традиция уходит корнями в далекое прошлое. Ког­да-то акушерскими знаниями обладали жрицы, ко­торые помогали женщинам благополучно родить. Позже их сменили знахарки, ведуньи. В период мат­риархата посильная помощь роженице оказывалась старшей в семье женщиной. У египтян, евреев и ки­тайцев акушерская помощь находилась в руках осо­бого сословия женщин — повитух, широко исполь­зующих в своей деятельности ритуалы, заговоры, особые травяные снадобья. Например, чтобы опре­делить беременность, они давали женщине напиток, приготовленный из особой травы и молока женщины, родившей мальчика. Если напиток вызы-и.1л рвоту — значит, женщина беременна, если пет — беременность отсутствовала.

На Востоке большое внимание уделяли даже ри­туалу зачатия. В Китае, Японии и Израиле считали, а тот момент узловой (однако, не нулевой!) точкой в I ).1:житии сложной системы — человека. В Китае уже более 1000 лет назад существовали специальные клиники, где будущие матери проводили беременность,окруженные покоем и красотой.

Сейчас уже известно, что каждый человек не­сет в себе память о внутриутробном существова­нии и периоде родов. Положения о психической жизни плода стали основными для нового раздела науки о человеке — трансперсональной психоло­гии, которая рассматривает роды как ключевой момент в формировании психики и сознания че­ловека, что находит отражение во всей его после­дующей жизни. Эмоциональное настроение бере­менной женщины напрямую влияет на течение беременности и родов, состояние плода и разви­тие ребенка. Возможным механизмом такого вли­яния являются так называемые перинатальные (родовые) матрицы, которые подробно описыва­ет в своих трудах американский психиатр С. Гроф. Матрицы — это стойкие функциональные струк­туры, формирующиеся на разных стадиях родово­го процесса как невербальная память тела (вклю­чая клеточную, основанную на способности живой клетки впитывать, сохранять и передавать впечатления), они являются базовыми для многих психических и физических реакций на протя­жении всей жизни человека. В случае неблагопри­ятных родов, сильных болевых ощущений, отри­цательных эмоциональных состояний матери,

потери контакта матери с ребенком в последую­щей жизни человека могут возникнуть немотиви­рованные страхи, неуверенность в себе, трудно­сти в общении, настороженное отношение к миру вообще, даже неврозы при столкновении с жиз­ненными трудностями.



Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 2053;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.