УЯЗВИМЫЕ ТОЧКИ ТЕЛА
Теория уязвимых точек проистекает из многовековой практики мастеров акупунктуры (чжэнь-цзю терапии). Суть ее вкратце сводится к тому, что в теле человека заключены 12 жизненно важных органов (сердце, печень, легкие и т.д), соответствующих знакам Зодиака. Нервные окончания связывают каждый из этих органов с несколькими десятками точек, разбросанных по всему телу. Воздействие на них приводит к воздействию на сам орган. Оно может быть как целебным, так и смертельным, все зависит от цели воздействия и его способа.
Травмировать внутренние органы, согласно этой теории, можно лишь точечными воздействиями (уколами либо давлением строго на соответствующие точки). Кроме того, степень уязвимости каждого из внутренних органов периодически изменяется в соответствии с суточными, месячными и сезонными закономерностями перераспределения внутри организма светлой (ян) и темной (инь) энергий. Сами же точки наиболее доступны для поражения тогда, когда тело не прикрыто толстой одеждой, и пальцы хорошо подготовлены (или заменяются соответствующим оружием, например, ладонной палочкой).
Сказанное позволяет понять, что данная теория мало что дает практике рукопашного боя в условиях западных стран. Фактически вместо биологически активных точек (БАТ) здесь изучают те места, которые наиболее уязвимы в плане болевого и травматического воздействия (суставные сочленения, наиболее хрупкие кости, нервные узлы, крупные кровеносные сосуды). Обычно на человеческом теле выделяют от 10 до 50 таких мест. Наконец, надо учитывать и то, что удар кулаком, локтем, стопой, открытой ладонью, коленом, головой, произведенный на большой скорости и резко («взрывной удар») вызывает сильную боль, а также травму (например, обширное кровоизлияние) в любом месте тела.
Ф
ФЕХТОВАНИЕ
1.
Это бой с «холодным» оружием в руках. Говоря словами великого французского драматурга Мольера (1622 – 1673), «фехтование является искусством наносить удары, не получая их самому».
Фехтовальное искусство неоднократно возникало там и тогда, где и когда совпадали два условия: а) распространялось легкое оружие, владение которым требовало не столько силы, сколько ловкости и отработанных приемов боя; б) появлялись профессиональные воины, уделявшие много времени упражнениям с таким оружием.
Впервые фехтование как искусство владения палкой, легким копьем, коротким мечом зародилось в Египте и в Ассирии более чем за тысячу лет до нашей эры. Оттуда оно распространилось в Элладу и в Персию. В древнем Риме фехтование как искусство меча появилось только в конце эпохи республики, в гладиаторских школах. В Средние Века фехтование мечом относилось к числу «благородных"' рыцарских искусств.
В период европейского Возрождения (XV – XVI века) боевое фехтование стало включать в себя удары и подножки ногами, удары, толчки и захваты свободной рукой, болевые приемы на суставы с целью обезоруживания. Обучали таким приемам те же самые люди, которые преподавали фехтование. Появились профессиональные учителя фехтования и борьбы. В соответствии с цеховыми традициями они объединялись в корпоративные организации, так называемые «братства» (например, Братство святого Марка во Франкфурте-на-Майне в 1487 году). Позже возникли союзы странствующих фехтовальщиков, обучавших своему искусству за деньги на ярмарках. Кроме того, существовала своеобразная социальная группа «браво» (или «эскримеро») – профессиональных фехтовальщиков, выступавших в ролях наемных убийц, охранников, а также учителей фехтования. С XV века фехтование стало обязательным учебным предметом в итальянских университетах, с XVI – в немецких, с XVII во французских, с XVIII в русских учебных заведениях (Указ Петра Великого об изучении «рапир-ной науки»).
Первый трактат по фехтованию был издан в Милане в 1410 году. Его автором являлся некий Де Либери. Второй такой трактат написал немецкий мастер Ганс Талгофер, опубликовавший его в 1443 году. Третий появился во Франции (в городе Перпиньяне) в 1474 году. Он принадлежал перу Понса де Майорка. Первый оригинальный учебник фехтования на русском языке был издан только четыре столетия спустя. Его выпустил в 1852 году русский учитель фехтования И.Е. Сивербрик.
2.
В XV веке лидирующее положение в Европе заняли испанские мастера клинка. Этому способствовало производство знаменитых толедских клинков (сочетавших легкость с прочностью) и широкое распространение дуэльных поединков в Испании того времени. Боевая стойка испанских бойцов была своеобразной: левая нога впереди, шпага в правой руке использовалась только как наступательное оружие, а кинжал или плащ в левой руке – для обороны. Этот стиль получил название «эспада-и-дага» (т.е. шпага и кинжал). Позже он повлиял на филиппинский стиль боя на палках, получивший аналогичное название.
В середине XVI века центром фехтовального искусства в Европе стала Италия. В 1517 г. Акиле Мароццо подробно описал принципы фехтования. Применявшиеся вначале только как защитные средства дага и кинжал стали нести функции нападения. Существенное значение для развития фехтовального искусства имело утверждение 7 защит (1560). Эти 7 защит, так же .как и 8-я, введенная во Франции 200 лет спустя, схожи с современным рапирными защитами. Широкая боевая стойка, работа выпрямленной вперед вооруженной руки за счет локтевого сустава, рекомендация фиксировать пальцы и лучезапястный сустав, чему способствует специальное устройство так называемой «итальянской» рукоятки, устремленные вперед позиции и защиты, силовая манера ведения боя – отличительные черты итальянской школы фехтования.
До XVII века совместно развивались 2 вида фехтования: дуэльное и спортивное. Последнее более широко развивалось во Франции. После французов дагу, кинжал и плащ перестали использовать в фехтовальном бою итальянцы (1610). С этого момента спортивное фехтование стало развиваться самостоятельно.
В конце XVII в. во Франции синтезируется испанская и итальянская школы, закладываются основы нового направления – французской школы. Французы облегчили и укоротили шпагу, а позже ввели маску для предохранения лица от ранений на тренировках. Это позволило усложнить технику приемов и увеличить быстроту их выполнения. Боевая стойка сделалась более узкой, что обеспечило маневренность на поле боя, в управлении оружием главную роль стали играть пальцы и лучезапястный сустав. Французское фехтование, занесенное наполеоновскими войсками на север Италии, создало предпосылки к модернизации старой итальянской школы.
3.
В европейском боевом фехтовании сложились следующие формы тренинга:
а) упражнения без партнера, которые в основном применяются в начальном периоде обучения с целью установления и совершенствования основных фехтовальных положений и движений. Упражнения без противника представляют собой как бы специфическую «гимнатику фехтовальщика», которая в последующем включается в каждое занятие как специальная разминка;
б) упражнения на подсобных снарядах (чучела, мишени) вырабатывают умение определять дистанцию до цели и дают возможность привыкнуть к мышечным ощущениям при ее поражении. Кроме того, применение чучела и мишени с вмонтированным в них оружием позволяют совершенствовать школьную технику многих фехтовальных приемов;
в) Особо важное значение в подготовке бойцов имеют упражнения с преподавателем, или так называемый «индивидуальный урок».
Его назначение – специальная тактическая и техническая подготовка фехтовальщика к ведению боя с различными противниками и шлифовка стабильной техники с учетом индивидуальных особенностей ученика. Эти упражнения могут иметь техническую (упражнения по заказу) и тактическую направленность, осуществляемую по преимуществу в «немом» уроке, где учитель своими действиями создает условия для применения того или иного целесообразного приема. Объем и сложность приемов зависят от степени подготовленности ученика. Как правило, «немой» урок перерастает в учебный вольный бой, где преподаватель ведет себя как активный, но несколько наивный противник. Он делает умышленные ошибки, которые должны быть использованы учеником, и, наоборот, в случае ошибки последнего тренер наносит ему укол или удар. Только правильное сочетание всех указанных видов упражнений приносит успех в подготовке высококвали фицированного фехтовальщика.
Искусного фехтовальщика всегда отличали от серой массы следующие качества:
– активный стиль ведения боя;
– гибкая тактика боя, включавшая различные уловки;
– владение не одним, а несколькими «коронными» приемами;
– дополнительное владение техникой борьбы и кулачного боя;
– хорошая физическая форма.
ФРАНКОМБА, или
ФРАНЦУЗСКОЕ ВОИНСКОЕ ИСКУССТВО
«Новая система боя для нового человека» – так Ассоциация французского воинского искусства называет свой метод контактного поединка. Он создан на основе приемов боя, использовавшихся французскими рыцарями, крестьянами и горожанами в прошлом. Иными словами, это рукопашная схватка, включающая как удары, так и приемы борьбы. Отдельным разделом изучаются приемы владения тростью и шестом.
Униформа членов Ассоциации состоит из черных брюк и белой блузы. Поединки проводятся с использованием нагрудников и защитных шлемов, но без перчаток. Руководителем движения за возврат к отечественным традициям в области боевых искусств является Дидье Биже.
ФРАНЦУЗСКИЙ БОКС
В 1830 году Шарль Лекур, один из мастеров савата (см. статью), занимавшийся еще и фехтованием, а также английским боксом, решил создать собственную систему единоборства. Главная его идея заключалась в соединении «французской ноги» (т.е. савата) с «английским кулаком» (боксом в перчатках). Он надеялся, что посредством такого синтеза устранит определенную ущербность бокса (ведь ноги играют важную роль в рукопашном бою) и в то же время смягчит жестокость классического савата использованием перчаток и правилами спортивного поединка.
С этой целью он отправился в Лондон, где прошел курс обучения в боксерской школе вместе со своим младшим братом Губертом и двумя приглашенными из провинции преподавателями савата. Именно там, в. Англии, он поначалу и шлифовал свою систему. Во Франции массовое распространение «французского бокса» (так назвал Ш. Лекур свое детище) началось лишь в 50-ые годы. В числе известных мастеров, популярных во Франции 60-х –90-х годов XIX века, называют имена Луи Виньерона, Луи Лебуше, Эжена Ме-ньера, Жана-Жозефа Рено, Андрэ Эмиля и ряда других.
Но самым знаменитым деятелем французского бокса был, несомненно, Жозеф Шарлемон (1839 – 1929). Именно он окончательно завершил работу по созданию французского бокса, начатую Ш. Леку ром. В частности, Шарлемон использовал технику шоссона, более мягкого варианта боя ногами, чем сават.
После Первой мировой войны популярность французского бокса стала неуклонно снижаться. Как спорт, он уступал английскому боксу (и по зрелищности, и по эффективности), а как боевое искусство уличной самозащиты был значительно слабее классического савата. Трудно сказать, чем бы все кончилось, но мода на восточные единоборства (особенно мода на каратэ и тхэквондо) вызвала во Франции ответную реакцию увлечения собственным наследием. В настоящее время существуют национальная и международная федерации французского бокса, регулярно проводятся чемпионаты Франции и Европы.
В странах СНГ французский бокс получил некоторое развитие на Украине и в Санкт-Петербурге. Среди отечественных боксеров есть даже призеры открытых чемпионатов Франции.
ФУДОКАН
(Несокрушимый дом)
Современный стиль каратэ, созданный в 1980 году югославским мастером Ильей Йоргой (1940 г.р.). Йорга занимался каратэ с 20 лет, первые 7 лет у мастера Мураками Тэцуо, а затем у Касэ Тайдзи. Черный пояс получил в 1967 году, на следующий год впервые стал чемпионом своей страны. В настоящее время Илья Йорга – 15-кратный чемпион Югославии и 3-х-кратный чемпион Европы (один раз в кумитэ и два раза в ката). В 1977 году на чемпионате мира в Токио (по правилам ВУКО) он занял третьи места в кумитэ и в ката.
Свой стиль он создал из-за неудовлетворенности слишком условным характером бесконтактных поединков. Иорга подчеркивает, что Фудокан – это традиционное каратэ, в котором кихон, ката и кумитэ играют одинаково важную роль. В поединках выше всего ценится победа одним решающим ударом (в соответствии со старинным принципом «иккэн хиссацу – одним ударом наповал»). Техника данного стиля включает элементы из Сётокан-рю, Годзю-рю и Сито-рю. Она сгруппирована в ката Мэйкё (3 ката), Тайдзи (3 ката), Тэкки (3 ката), Санчин, Канку, Хэйан и некоторые другие. Часть ката Йорга создал заново на основе элементов из классических ката упомянутых стилей.
Его стилевая федерация Фудокан входит в со-стаз Международной федерации традиционного каратэ-до, возглавляемой мастером Нисияма Хи-дэтака (9-й дан). В СНГ наиболее видным представителем стиля Фудокан является Петр Калинин (Минск), имеющий 3-й дан и возглавляющий федерацию традиционного каратэ-до Республики Беларусь.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 1677;