Раздел ознакомление
Работа над произведением начинается с общего знакомства с хоровым сочинением, где основной задачей является создание первого впечатления от музыкального и поэтического текста, позволяющего ощутить степень выразительности музыки и слова.
По мнению ведущего оперного дирижера А.М. Пазовского: «От остроты, глубины и свежести впечатлений, рожденных первым знакомством с партитурой, зависит многое. Прежде всего – степень активности своего отношения к произведению, свободное, согретое непосредственным чувством и воображением представление о нем».
Начальная работа над поэтическим текстом состоит из прочтения текста с интонацией, выявления смысла, создания первого эмоционального впечатления.
Способы первого прочтения музыкального материала могут быть различными:
• Исполнение хоровой партитуры на фортепиано. Данный способ позволяет услышать всю хоровую фактуру, но не дает полного представления о ее звучании, так как раскрывается в ином тембре, без слов, и, следовательно, передает лишь ритмические и звуковысотные соотношения отдельных элементов хоровой фактуры.
• Вокальное исполнение ведущих голосов. При применении этого способа дирижер способен лично «на себе» испытать все выразительные возможности каждой хоровой партии, однако, одноголосное исполнение лишает восприятия всей хоровой фактуры и вырабатывает однолинейное мышление.
• Работа внутреннего слуха. При использовании данного способа происходит активизация всех слуховых представлений хорового дирижера, что способствует созданию «полной картины». Следует заметить, что являясь высшей формой восприятия, данная способность приобретается с достаточным опытом практической работы с хором.
• Прослушивание нового хорового произведения с нотным текстом в руках в «живом» исполнении или в записи. Записи произведений в исполнении хоровых коллективов под руководством опытных дирижеров, безусловно, являются для начинающего дирижера прекрасным учебно-воспитательным пособием, направляющим его вкус и требовательность в отношении строя, ансамбля, баланса и т.п. Такой способ может помочь в формировании представлений, но прибегать к нему рекомендуется после использования вышеперечисленных способов, для подтверждения правильности собственных выводов.
Итак, полноценное впечатление о новом хоровом произведении зависит от творческого воображения дирижера, от его музыкально-слуховых представлений и умения использовать все способы прочтения музыкально-текстового материала интегрировано. Как отмечают теоретики и показывает практика, чем полнее и ярче первое впечатление о произведении, тем плодотворнее будет протекать вся последующая работа, тем легче увидеть в ней контуры будущего исполнительского плана.
Раздел изучение
Изучение хоровой партитуры процесс весьма трудоемкий, он осуществляется по нескольким направлениям, первым мы выделяемизучение нотного текста хоровых партитур с помощью фортепиано.
Для хорового дирижера фортепиано является средством для прочтения, отличного понимания и свободного знания текста, так как в предварительной работе, в отрыве от своего «инструмента» - хора дирижер может представить звучание хоровой партитуры только внутренним слухом и в звучании фортепиано. Исполнение партитуры на фортепиано является важнейшим средством исполнительского постижения, при котором происходит анализ действием. Необходимым условием для подобного изучения хоровой партитуры является медленный темп, так как он при расшифровке музыкального текста не играет решающей роли. Подобный исполнительский анализ позволяет пробным путем и путем повторений шлифовать отдельные детали и фрагменты партитуры с параллельным исследованием всех ее особенностей.
На этапе предварительная работа над хоровой партитурой фортепиано служит дирижеру своеобразным «тренажером», который позволяет, как бы репетировать хоровую партитуру. Необходимо заметить, что исполнение хоровой партитуры на фортепиано требует от дирижера владения навыком аранжировки - переложения произведения для хорового исполнения для исполнения на фортепиано.
Хоровая партитура представляет собой вид нотно-словесной записи хоровой музыки, при котором вокальные партии помещаются на отдельных строках, расположенных одна над другой, а ноты, соответствующие звукам, одновременно исполняемым участниками хора, помещаются на одной вертикали.
Студент, изучая хоровую партитуру на фортепиано, сталкивается с многонаправленностью и многомерностью музыкального языка: во-первых, сам нотный текст представляет собой систему графических знаков (ноты, длительности, штрихи, нюансы, ключи, знаки альтерации и пр.), которая требует расшифровки и комплексного сочетания полученных результатов; во-вторых, необходимо соотносить логику развития музыкального и поэтического текстов произведения.
Начинать освоение хоровой партитуры на фортепиано следует с выбора аппликатуры, по мнению хорового дирижера и педагога С.А.Казачкова, «каждый палец играющего подобно партии в хоре, имеет свои выразительные особенности, которые нужно правильно использовать, то добиваясь ровности их звучания, то, наоборот, выявляя характерные тембровые и артикуляционные особенности каждого пальца».
Второе направление – вокальное освоение голосов хоровой партитуры. Данное направление для хорового дирижера имеет особое значение. Дирижерская профессиональная подготовка студента – будущего педагога-музыканта в отличие от других музыкальных специальностей (инструменталистов, певцов) проводится в течение ряда лет под фортепиано. Самостоятельная (предварительная) работа студентов с нотным текстом хоровой партитуры выполняется также с помощью фортепиано. Темперированный строй, «готовое» звучание, однотембровость звучания хоровых голосов не формируют у студента умения слышания горизонтальных и вертикальных интонационных соотношений звуков, так необходимых хоровому дирижеру, тормозят формирование звуковысотных и тембровых представлений, нарушают воспитание певческих исполнительских навыков.
А.П.Иванов-Радкевич, занимающийся вопросами воспитания дирижера, отмечал, что даже осмысленный нотный текст, воспроизведенный на фортепиано, для дирижера является «репродукцией» и только «огромная работа воображения может приблизить его к реальному <…> хоровому звучанию».
Учитывая вышесказанное, значение вокально-интонационного изучения голосов хоровой партитуры трудно переоценить. Пение – эта та деятельность, в которой формируются и развиваются музыкально-слуховые представления – один из ведущих компонентов музыкального слуха. Способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движения, музыкальные звуки и их соотношения, входит содержание понятия «внутренний слух».
При вокально-интонационном изучении партитуры студент-хормейстер выявляет характер вокального дыхания, связанного с длиной фразы, выразительными свойствами регистрового и тембрового звучания, штрихов и способах вокальной атаки; определяет взаимосвязи тесситуры, динамики, вокальной артикуляции, дикции и др.; выявляет логику развития каждого голоса и прочее. Для выявления напряжения голосового аппарата, независимо от типа голоса студента, хоровые партии следует петь обязательно в указанной композитором тесситуре, что помогает осознать выразительные регистровые и тембровые возможности певческих голосов.
Наличие в хоровой партитуре нескольких партий требует синтезирующего мысленного представления их гармонического сочетания по вертикали, осознания особого колорита, который получается от сочетания различных по тембру партий в общем хоровом звучании. В данном случае речь идет о способности к мысленному представлению звучания хоровой партитуры, которое зависит от творческого воображения дирижера, от его способности и умения слышать внутренним слухом хоровую ткань, используя при этом весь свой опыт и знания.
Третье направление – комплексный анализ хоровой партитуры, создание интерпретации. Анализ хорового произведения имеет свою специфику и является важной составляющей в предварительной работе дирижера над хоровым произведением. Для создания высокохудожественной интерпретации дирижеру хора необходимо владеть комплексным анализом, позволяющим выявить и сформировать концентрированный идеальный образ, который будет выступать и как внутренняя опора, и как целевая установка для будущей исполнительской практики.
Комплексный анализ включает в себя музыкально-теоретический, вокально-хоровой, дирижерско-исполнительский анализ. Целью такого анализа является выявление, обоснование и обобщение всех выразительных элементов, которые обнаружены в результате тщательного музыкально-теоретического анализа хоровой партитуры и исполнительского анализа (вокального и фортепианного изучения партитуры).
Подобный анализ предполагает глубокое понимание системы средств выразительности в ее связях с исторической эволюцией дирижерско-хорового искусства. Анализ хорового произведения должен учитывать многочисленные сведения о содержательно-выразительных и формообразовательных возможностях различных сторон и элементов музыки и слова, то есть большой материал, накопленный в области семантики, грамматики, стилистики и исторической эволюции музыкального и поэтического языка.
Основатель Казанской хоровой школы С.А.Казачков считает, что при анализе хоровой партитуры необходимо искать подтекст, который «возникает из литературно-поэтического и музыкального контекстов в сложном взаимодействии обоих элементов». Анализируя, дирижер должен по возможности приблизиться к авторам и не только понять их творческие задачи, но и мысленно пройти вместе с ними путь к их решению. При таком подходе к анализу «изнутри» дирижер находит соответствие композиционных решений замыслу.
Время, когда дирижер способен представить хоровое произведение мгновенно, как некий целостный образ можно считать моментом завершения анализа, при этом, овладев целостным постижением хорового произведения, дирижер, совершенствуя и шлифуя его во время репетиции, время от времени полезно возвращается к фрагментарному, а порой и к элементарному анализу, уточняя детали, пропорции и т.д.
Итогом проделанной работы является создание исполнительской интерпретации хорового сочинения, которая далее будет выступать и как внутренняя опора, и как целевая установка для исполнительской практики хорового дирижера. Подтверждением служат слова известного дирижера А.М.Пазовского: «Пока пытливая мысль и чуткое сердце дирижера не ощутят за нотными знаками живую душу композитора, эти знаки останутся не более, как условным, мертвым шифром. Только после того, как дирижер раскроет для самого себя таящийся в нотной записи авторский замысел, он сможет средствами своего искусства, через вдохновленный им творческий коллектив, зажечь и слушателя».
Четвертое направление – дирижерское освоение хоровой партитуры. Роль дирижерского показа чрезвычайно важна на всех этапах разучивания партитуры с хором и возрастает по мере выучивания текста хорового произведения, а к моменту концертного исполнения остается единственным способом воздействия на хоровой коллектив. Поэтому в разделе предварительная работа над партитурой дирижерское освоение носит обязательной характер. На данном этапе необходимо не только освоить дирижерскую схему и определенные виды ауфтактов, необходимо также найти меру и характер дирижерского жеста в опоре на результаты предшествующей работы.
Дирижерское освоение хоровой партитуры включает в себя:
- показ вступлений и снятий, характера певческого дыхания и цезур;
- показ метра, внутридолевой пульсации, ритмического рисунка, фермат;
- показ темпа и темповой агогики внутри фразы и на стыках разделов;
- показ динамики и ее изменений (crechendo, diminuendo), фразировки, кульминаций;
- показ штриха и его изменений;
- выбор дирижерских жестов и мимических средств для решения исполнительских задач, связанных с эмоционально-волевой сферой.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2281;