Маневр в морском бою


 

Современный морской бой, происходящий в различных средах: над водой, под водой и в воздухе, носит комбинированный характер. Он может протекать на больших акваториях океана и в ограниченном прибрежном районе моря при участии как отдельных кораблей, групп, отрядов, так и оперативно-тактических соединений разнородных сил флота, по единым замыслу и плану. Успех в бою во многом зависит от удачного маневра сил, четкого согласования их действий по цели, месту и времени, искусного сочетания видов оружия, средств маскировки, радиоэлектронной борьбы.

Содержание маневра включает организованное передвижение сил и средств в ходе боевых действий, перенацеливание их на новое направление (рубеж, в район) для занятия выгодной позиции по отношению к противнику и сосредоточения необходимой группировки сил (средств огневого поражения) на направлении главного удара, уклонение от ударов противника и эффективное использование оружия при выполнении поставленных или вновь возникающих задач. Другими словами, маневр в бою - это целенаправленное передвижение огневых средств противоборствующих сил, включающее такие формы, как сближение, отход, уклонение, перемена позиций, обход, охват и т. д., осуществляемые для достижения успеха меньшими силами и затратами. В него входит не только организованное передвижение сил, но и перенос огня, перемещение материальных средств (маневр огнем, материальными средствами) и т. д.

В основе маневра лежат скрытность и быстрота передвижения кораблей в целях внезапного и массированного сосредоточения сил и средств на решающих направлениях. При невыполнении этих требований поставленные цели, как правило, не достигаются.

Маневр на море отвечает стремлению атакующей стороны занять выгодное положение по отношению к противнику, использовать слабые его стороны, сложившуюся ситуацию, что характерно для морских боев и сражений с момента их зарождения.

Маневр - старейшая категория военно-морского искусства, сущность и характер которой претерпевали постоянные изменения вместе с развитием материальной базы вооруженной борьбы.

Зачинателем искусства маневра в морском бою был адмирал Ф.Ф. Ушаков. Его тактика не исключала линий баталий как одного из элементов боевого порядка. Они являлись только основой построения кораблей, которые в ходе сражения активно маневрировали. Поломав устоявшиеся канонические традиции, он подчинил линейное построение корабельных сил маневру. Непреложным правилом ушаковской тактики стал маневр в сочетании с огнем. Так, в сражении у мыса Калиакрия (31 июля 1791 г.) он предпринял неожиданный маневр, атаковав со стороны берега вражеские корабли, стоявшие на якорях. Снявшийся в беспорядке с якорей флот противника после четырехчасового боя был полностью разбит и бежал к Босфору, потеряв в пути затонувшими от пробоин несколько кораблей. Русские потери составили 17 убитых и 28 раненых.

Большой вклад в развитие маневренной тактики морского боя внесли ученики и последователи адмирала Ф.Ф.Ушакова: Д.Н. Сенявин, П.С.Нахимов, Г.И.Бутаков, С.О.Макаров и др. Вице-адмирал С.О.Макаров писал: "Успех в морском бою будет в большой степени зависеть от умелого управления кораблем, и надо изыскивать всякие средства, чтобы приучить личный состав к маневрированию корабля."

История вооруженной борьбы на море подтвердила, что победу даже над превосходящим по численности противником, как правило, одерживали те силы, которые в бою умело сочетали скорость и маневр, активность и расчет, скрытность и внезапность. Классическим примером использования потенциальных возможностей маневра служит нападение японцев 7 декабря 1941 г. на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор. Их высокоманевренные силы, скрытно и в сжатые сроки преодолев большое расстояние, нанесли удар, в результате которого потопили и вывели из строя значительные силы американского флота (8 линкоров, 3 крейсера, 3 эсминца, 4 вспомогательных корабля, свыше 300 самолетов, более 3 тыс. чел. личного состава). Японские потери составили 28 сбитых и 74 поврежденных самолета. Таким образом, благодаря умелому маневру противнику был нанесен большой ущерб и на определенный период войны решены стратегические задачи. В основу успеха легло эффективное использование высокомобильного ударного соединения.

Можно привести немало примеров периода Великой Отечественной войны, когда маневр являлся решающим фактором победы.

19 августа 1944 г. в районе мыса Кибергнес 14 торпедных катеров СФ вступили в бой с немецким конвоем, насчитывавшим 30 вымпелов (почти половину составляли корабли охранения). Силы были явно неравными, однако катерники добились решительной победы. Было потоплено и повреждено 17 единиц из состава конвоя противника. Во многом успеху способствовал смелый и дерзкий маневр двух катеров (командиры старшие лейтенанты В. Домысловский и В. Быков), которые сумели под непрерывным огнем гитлеровцев сблизиться с конвоем и, пройдя вдоль строя, поставить дымовую завесу так, что она лишила врага возможности наблюдения, маневрирования и ведения прицельного огня.

В послевоенные годы тактика морского боя существенно изменилась: он может развертываться на больших площадях, характеризуется более решительными целями, высокой активностью противоборствующих сторон, разнообразием тактических приемов, высокой результативностью, широким применением средств РЭБ, резкими и быстрыми изменениями обстановки. Поэтому важным критерием эффективности морского боя, необходимым условием достижения его целей становятся качественная подготовка сил к стремительному маневру, умелое и своевременное его осуществление. Для успешного проведения маневра требуются его соответствие общему замыслу боя и сложившейся обстановке, простота выполнения, скрытность и стремительность проведения, выделение достаточных сил и средств и их надежное прикрытие, тщательно организованное и непрерывное взаимодействие всех сил, участвующих в маневре, постоянное и надежное управление силами. Многое в успехе зависит от уровня боевого мастерства, тактической и морской выучки, морально-психологического и физического состояния личного состава. Все эти факторы взаимосвязаны и оказывают непосредственное влияние на конечные результаты.

Соответствие маневра общему замыслу боя и сложившейся обстановке, простота его выполнения. Прежде всего, командир обязан правильно уяснить задачу, глубоко оценить обстановку, уметь предвидеть ход развития событий. Опыт Великой Отечественной войны, практика двусторонних учений, проводимых на флотах, показали, что безжизненным, обреченным на неудачу может стать любой маневр или тактический прием, если он используется неосмысленно, без учета конкретной обстановки, без достаточной всесторонней подготовленности. Корректировка или (в случае необходимости) изменение решения - важная составляющая работы командира и его штаба в ходе подготовки к боевым действиям и ведения их. В современном морском бою, в условиях быстроменяющейся обстановки, жесткого лимита времени маневр является воплощением разумной инициативы, четкого понимания задачи, показателем тактического мастерства командного звена. Корабельный устав требует от командира умения принимать решение, ведущее к достижению общей цели, выполнению поставленной задачи. Простота замысла обеспечивает быстроту и надежность воплощения его в жизнь, сопутствует успеху. Но она ничего общего не имеет с упрямой прямолинейностью, бесхитростностью и подразумевает исключение надуманных сложностей, искусственных трудностей, для преодоления которых понадобится бесполезная затрата сил, энергии и времени. Командир корабля должен управлять кораблем смело, энергично и решительно, без боязни ответственности за рискованный маневр, диктуемый обстановкой.

Скрытность и стремительность проведения маневра. Как показывает опыт боевых действий на море, скрытность является основным фактором, обеспечивающим внезапность. В основе ее - тактическая маскировка, мобильность сил как на этапе развертывания, так и при непосредственном применении оружия.

Скрытность маневра в период боевых действий предусматривает проведение целого комплекса технических и тактических мероприятий, направленных на уменьшение или ослабление демаскирующих признаков кораблей, совершенствование организации управления силами и способов их использования. Скрытность и внезапность маневра могут быть достигнуты прежде всего сохранением в тайне его замысла, дезинформацией противника путем проведения ложных мероприятий, постоянной борьбой с его средствами разведки и РЭБ. Своевременность маневра будет зависеть от быстроты его осуществления, которая достигается организацией его в сжатые сроки, простотой замысла, высокими темпами смещения сил на новые позиции, рубежи. Кроме того, для достижения внезапности необходимы хорошо организованная и целенаправленная тактическая подготовка, грамотное применение технических средств, четкая организация службы, высокая дисциплинированность и бдительность.

Так, скрытность подготовки в сочетании с тщательной разведкой системы обороны базы, диспозиции кораблей позволили силам английского флота совершить неожиданный маневр и нанести удар по главным силам итальянского флота 11-12 ноября 1940 г. в средиземноморской базе Таранто. Главный удар наносился незначительными силами самолетов-торпедоносцев (11 единиц), остальные силы флота выполняли задачу обеспечения. В результате внезапного удара получили тяжелые повреждения и на длительное время вышли из строя три линкора из шести («Конте ди Кавур», «Кайо Дуилио», «Литторио»). Кроме того, бомбами были повреждены два тяжелых крейсера. В целом итальянский флот понес тяжелые потери. Английские потери составили 2 самолета. Успех нанесения удара обусловился беспечностью и низкой бдительностью командования итальянского флота. Самолеты первой волны были обнаружены итальянцами только тогда, когда они находились уже над кораблями. Корабли, стоявшие в базе, не имели надежного прикрытия и в течение длительного времени не меняли диспозиции.

За последние годы требования к скрытности маневра существенно возросли, что явилось следствием значительного расширения возможностей разведки, наблюдения за воздушной, подводной и надводной обстановкой, принятия на вооружение разведывательно-ударных комплексов, использования самонаводящегося высокоточного оружия. Скрытность обеспечивается в том случае, если будут соблюдены все требования маскировки, достигнуты быстрота и слаженность действий экипажей.

Выделение достаточных сил и средств для маневра и их надежное прикрытие. Опыт показывает, что недостаточно обоснованное, опрометчивое решение на проведение маневра приводило, как правило, к печальным последствиям. Количественный и качественный состав сил и средств, предназначаемый для маневра, в свою очередь, существенно влияют на выбор способа и его содержание.

Определение достаточности сил и средств требует трезвого расчета исходя из знания обстановки, учета возможного противодействия. Значение этого фактора резко возросло в современных условиях. При расчетах исходят из поставленной боевой задачи, состава группировок противника, конкретной обстановки. Существует методика, предусматривающая расчет необходимых сип с учетом противодействия средствам поражения, носителям оружия, а также их технической надежности.

Маневр силами немыслим без надежного их прикрытия (охранения) от внезапного удара противника. В этих целях могут привлекаться другие рода флота: авиация, береговые войска и т.д. В любом случае предусматриваются боевые и походные порядки, которые позволяют наиболее эффективно использовать собственное оружие для самообороны. Иногда роль прикрытия может играть часть сил, участвующих в развертывании.

Тщательно организованное и непрерывное взаимодействие всех сил, участвующих в маневре, постоянное и надежное управление ими. В морском бою, в котором участвуют разнородные силы, необходимы четкое и непрерывное согласование боевых усилий, распределение задач и зоны ответственности каждой единицы. Поэтому взаимодействие в период проведения маневра должно быть непрерывным, постоянным и надежным. Большое значен/е при этом имеет грамотный выбор средств связи. Несоблюдение этого правила приводило к срыву поставленных задач, снижению эффективности боевых усилий.

Так, при организации взаимодействия американских подводных лодок с авиацией и надводными кораблями в операции в районе атолла Мидуэй в 1942 г., использование подводных лодок было недостаточно продуманным, маневр выхода их на перехват японских соединений срывался,как правило, по двум причинам: позиции их располагались в непосредственной близости к Мидуэю, а передаваемая с командного пункта информация о быстроходном противнике оказывалась совершенно бесполезной, так как не содержала точной оценки курса следования противника и имела значительное времяустаревания. Безграмотная организация взаимодействия, отсутствие постоянного и надежного управления силами привели к тому, что результаты использования подводных лодок в данной операции были низкими.

Потеря управления лишает командира возможности уточнить или изменить задачи по времени и целям, перевести силы на другое направление, организовать маневр. Поэтому для повышения надежности и скрытности управления используются зрительные средства связи направленного действия, закрытые и резервные каналы связи, сменные радиочастоты, заранее разработанные таблицы условных и коротких сигналов (ТУС и КС), ограничивается работа радиоэлектронных средств в активном режиме и т. д.

Методы и средства управления в ходе маневра могут изменяться в зависимости от характера действий и состава сил (своих и противника), выделяемого времени, гидрометеорологических условий, используемых средств связи.

Цель маневра - осуществить скрытное смещение сил и средств, создать благоприятные условия для удара по противнику с наиболее выгодного направления. Поэтому командиру надо помнить, что даже самый стремительный маневр может оказаться бесполезным, если он проведен несвоевременно, без внесения элемента нового, неожиданного, так как противная сторона сможет подготовиться к противодействию, предпринять соответствующие контрмеры.

Быстрота проведения маневра силами обеспечивается прежде всего высокой скоростью хода (попета), надежностью тактико-технических характеристик носителей оружия и систем управления. Наиболее попно этим требованиям удовлетворяют морская авиация, ракетные катера, атомные подводные лодки, корабли, использующие динамические принципы поддержания.

В ВМС США бопыиое внимание в последнее время уделяется строительству кораблей на воздушной подушке (КВП). Как считают за рубежом, в перспективе КВП со скоростями около 60-100 уз могут составить основу фпота. Иностранные обозреватели подчеркивают, что такие корабли с грузом в несколько тысяч тонн способны пересекать Атлантику менее чем за 30 ч. Кроме того, они имеют минимальный контакт с поверхностью воды, низкий уровень шума и поэтому представляют трудную цель для торпедной атаки. Оснащение таких высокоманевренных сил противокорабельными ракетами, вертолетами или самолетами вертикального взлета значительно повысит их роль в морском бою.

Время, затрачиваемое современными силами и средствами морского базирования для преодоления 1000-мильного рубежа (без учета противодействия), находится в диапазоне от 50 ч до 12 мин. Отсюда вытекает необходимость постоянного поддержания высокой степени боеготовности оружия и технических средств корабля для отражения ударов противника, готовности к маневру уклонения, контратаке, радиоэлектронной борьбе. Как показал опыт локальных войн, счет времени готовности использования средств РЭБ идет на секунды.

В современном бою в условиях жесткого лимита времени командир вынужден иногда принимать решение, исходя из отрывочных, непопных и даже противоречивых данных. Искусство командира состоит в том, чтобы оценить их, выбрать главные, наиболее вероятные и на этой основе опре-депить оптимальный вид маневра и план его выполнения, своевременность перехода от наступательных к оборонительным действиям и наоборот. Характерными для воплощения подобной тактики в морском бою являются действия в противовоздушном бою наших кораблей в период Великой Отечественной войны. Гибкое сочетание огня зенитной артиллерии (ЗА) и маневра курсом на полных ходах позволяло надводным кораблям вести успешную борьбу с самопетами противника. Так, лидер «Ташкент» на переходе из осажденного Севастополя в Новороссийск 27 июня 1942 г. в течение 4 ч вел бой с фашистской авиацией, отразив 86 атак самолетов, сбросивших на корабль 336 бомб. Умело маневрируя и ведя огонь ЗА, корабль сбил два самолета и благополучно дошел до Новороссийска.

По опыту Великой Отечественной войны маневр кораблей существенно влиял на точность бомбометания самолетов противника. Так, вероятность попадания бомбы в корабль при бомбометании с горизонтального полета, с больших высот уменьшалась за счет маневра корабля на 20-30% для крейсеров и 30-40% для эскадренных миноносцев. За время падения бомбы с высоты 4000-8000 м корабль успевал уклониться от центра рассеивания бомб на 1,5-2,5 длины корпуса корабля, т, е. на 150-300 м.

Опыт боевой подготовки флота в мирное время подтверждает, что большое значение имеют способность командира пойти на оправданный риск, его постоянное стремление перехитрить "противника", навязать ему свою волю, выиграть бой при любых обстоятельствах, с наименьшими потерями и в кратчайший срок. Победа в условном бою приходила к тому, кто проявлял больше творчества, инициативы, кого не подводили командирская интуиция и точный расчет. В основе мастерского маневра с последующим ударом лежат глубокое понимание сущности современного морского боя, знание противника, всесторонний анализ и учет обстановки, искусное применение всех средств и способов действий.

 



Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 3264;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.012 сек.