Внезапность в морском бою
Внезапность - один из принципов военного искусства - является важнейшим фактором, обеспечивающим победу в борьбе на море. На тактическом уровне внезапность достигается неожиданным для противника использованием оружия по избранным объектам или созданием таких условий, при которых он окажется не в состоянии эффективно отразить удар атакующих. При равном количественном и качественном соотношении сил противоборствующих сторон она дает возможность добиться максимальных результатов при наименьшей затрате боевых средств и времени. Реализация внезапности тесно связана с проведением ряда мероприятий, неожиданных для противника по времени, месту, применяемым средствам и способам действий.
В морском бою внезапность, как правило, носит тактический характер в условиях уже начавшихся боевых действий. Опыт показал, что ее достижение зависит от тактико-технических возможностей сил флота, умения командира исходя из обстановки выбирать наиболее целесообразные способы неожиданного применения по противнику оружия, тактических приемов, особенно новых, неизвестных ему. Морской бой - искусство, зависящее от творчества командиров, где идет противоборство техники и интеллектов. Как верно подметил С.О. Макаров: "Морской бой не есть дуэль или поединок чести, в котором требуется, чтобы все условия для обоих противников были совершенно одинаковы. Наоборот, надо стараться достичь того, чтобы иметь возможное преимущество на своей стороне и все невыгоды на стороне противника; в этом заключается главная задача тактики, и чем полнее это выполнено, тем с меньшими потерями... можно достичь успеха."
Нестандартные обстановка и действия вызывают у противника состояние растерянности, неуверенности, зачастую принуждают его отказаться от выполнения поставленных ему задач. Так, в период Крымской войны (1853-1856) постановка русскими мин в Финском заливе и подрыв на них в июне 1855г. у Кронштадта четырех новейших боевых кораблей англофранцузской эскадры вынудили противника отказаться от намеченных целей.
Внезапность, как правило, давала значительный эффект при использовании новой техники и необычной для противника тактики действий сил. Вместе с тем применение и традиционных средств ведения борьбы в сочетании с необычными тактическими приемами оказывает на противника сильное психологическое воздействие, а активная сторона получает ощутимое преимущество, особенно в первоначальный период боя.
Так, артиллерийскому катеру "АК-213" под командованием капитан-лейтенанта Н. Белый 27 мая 1989 г. была поставлена задача: доставить из пункта базирования наших кораблей на остров Дахлак (Красное море) группу уволенных в запас матросов на транспорт гражданского флота, следующий на Родину. На переходе морем катер был атакован четырьмя боевыми катерами типа "Ягуар" эритрейских сепаратистов. Желая оторваться от преследователей, командир "АК-213" применил глубинные бомбы , которые были сброшены с кормовых бомбосбрасывателей впереди по курсу противника с установкой различного времени замедления (глубины) подрыва бомб. Головной катер преследователей попал под взрыв бомбы и был разнесен в клочья. Экипажи трех оставшихся катеров сепаратистов, потрясенные гибелью флагмана, от погони отказались.
В современном морском бою с использованием новейших средств огневого поражения и защиты значение внезапности заметно возросло. Боевые действия будут характеризоваться активностью и решительностью, расширением пространственных границ, высокой маневренностью сил, разнообразием форм и способов использования средств борьбы, массированным применением ракетного, торпедного, минного оружия и средств радиоэлектронной борьбы. Из этого можно сделать вывод, что внезапность невозможна без проведения широкого круга различных мероприятий. Основными из них являются заблаговременное обнаружение противника, скрытное развертывание сил, стремительный и мощный удар, развитие успеха. Дальнобойность огневых средств, большая скорость сближения с целью, высокая вероятность поражения (цаже с учетом противодействия) определяют тактику современного морского боя, последовательность действий сил, организацию взаимодействия и сроки выполнения боевой задачи. Принятие на вооружение флотов ракетного оружия позволило значительно увеличить дистанции боевого соприкосновения. Исход боя будет теперь зависеть от возможностей оружия, дальностей выдачи целеуказания, преимущества позиций и целого ряда видов обеспечения.
Пути достижения внезапности многообразны. В морском бою основные из них заключаются в скрытности и оперативности действий; стремительном проведении маневра, в упреждении противника в занятии выгодной позиции, выборе времени и направления главного удара, в применении неожиданных для противника средств поражения, приемов и способов ведения боя. Их реализация является важнейшим условием успешного решения поставленной задачи и лучшим способом обеспечения боевой устойчивости своих сил.
Скрытность и оперативность действий играют немалую роль в противоборстве на море. Они зависят в первую очередь от тактико-технических характеристик корабля, группировки сил, участвующих в бою, а также от эффективности управления ими. Деятельность командования должна быть направлена на достижение необходимой маскировки для введения противника в заблуждение относительно состава сил, замысла действий, места и времени нанесения главного удара.
Практическая реализация данного принципа может быть проиллюстрирована на примере операции "Цербер" ВМС Германии в феврале 1942 г. Суть операции заключалась в передислокации линейных крейсеров "Шарнхорст". Тнейзенау" и тяжелого крейсера "Принц Ойген" из порта Брест (Франция) в Германию. Избранный маршрут перехода пролегал через засыпанный минами пролив Ла-Манш, протискивался через бутылочное горлышко Дуврского пролива. Эта операция казалась неслыханной дерзостью, так как осуществлялась в зоне господства британского флота, его боевых батарей, авиации и легких сил. Командир немецкой эскадры вице-адмирал Отто Цилиакс предпринял комплекс мер дезинформации противника и маскировки в целях обеспечения внезапности прорыва. Так, разминирование маршрута перехода осуществлялось методом разрозненных тральных операций на независимых отрезках пути. Подготовка операции проводилась под легендой выхода кораблей в Южную Атлантику, для чего французским промышленникам были заказаны комплекты тропического обмундирования и "колониальная" смазка для корабельных машин. Директива Цилиакса, отданная на все боевые и вспомогательные корабли 11 февраля 1942 г. гласила: "Провести практическое плавание и учебные стрельбы. Вернуться в Брест 12 февраля". Эти и другие мероприятия по введению разведки противника в заблуждение принесли желаемые результаты. Тяжелые корабли немецкой эскадры были обнаружены только после 11— 12 феврапя, когда эскадра завершала форсирование Дуврского пролива. Запоздапые атаки английских легких сил и авиации в условиях штормовой погоды не принесли успеха. Вечером того же дня, уже в голландских прибрежных водах, Тнейзенау" и "Шарнхорст" подорвались на минах, что в прочем, не помешало им добраться до своей базы. Успех этой фантастической операции принес в первую очередь фактор внезапности. Лондонская "Тайме" выразила удивление и глубокое разочарование всей Англии, написав: "Несомненно, это самая худшая неделя, которую мы пережили со дня падения Франции...Ничто более оскорбительное для гордости морской державы не происходило в наших водах с XVII века."
Большое значение скрытность и оперативность действий приобретают в современном бою, в условиях развертывания странами НАТО широкой сети систем разведки и наблюдения, К примеру, с помощью систем СОСУС, АВАНС, Аутло-Шарк, космической разведки и др. осуществляется непрерывное наблюдение за обстановкой почти в любой точке Мирового океана, ведется контроль за действиями противостоящих сил.
Упреждение противника в занятии выгодной позиции позволяет получить превосходство над ним, действовать в бою в благоприятных географических, гидрологических условиях, использовать свои минные, ракет-но-артиллерийские позиции, авиационно-воздушное прикрытие. Выгодной позицией считается такое положение сил относительно противника, при котором они могут с наибольшей эффективностью использовать все средства для поражения врага и защиты от его ударов. Она предполагает повышение скрытности, а следовательно, и внезапности воздействия на неприятеля, что заставляет принимать его недостаточно обоснованные решения.
Все усилия командира должны быть направлены на решение главной задачи путем занятия в бою выгодной позиции и в нужный момент времени. Примером такого подхода могут служить действия командира ПЛ С-13 капитана 3-го ранга А. Маринеско в годы Великой Отечественной войны при атаке фашистского лайнера «Вильгельм Густлов». Для того чтобы не упустить противника, подводная лодка, несмотря на сильное волнение моря, в позиционном положении развила максимальный ход. Это представляло определенный риск для корабля, но он был оправданным - ПЛ поразилацель. Успеху во многом способствовала и неожиданная для противника угроза со стороны берега, что обеспечило скрытность атаки, внезапность нанесения удара и благополучный отрыв от преследования.
Быстрое занятие лучшей позиции и скрытное создание превосходства в силах на определенном рубеже и в нужный момент позволяют решать задачу не только в более короткий срок, но и с меньшими потерями. Имея мало времени для организации противодействия, противник не в состоянии организовать надлежащий отпор. Командир при принятии решения, исходя из конкретных условий обстановки, определяет, где, когда и за счет каких возможностей он займет выгодную позицию для создания превосходства над противником. Многое будет зависеть от его грамотности, интуиции и опыта.
Выбор времени и направления главного удара имеет большое влияние на ход и исход боя. Искусство командира состоит в том, чтобы в любой обстановке не допускать ошибки в классификации целей, определять оптимальный способ нанесения ударов, рассчитывать предполагаемый расход боезапаса, назначать эталы боя. Время нанесения главного удара должно быть неожиданным для противоборствующей стороны. В цепях дезинформации противника, отвпечения его усилий на другие направления проводятся отвлекающие действия и маскировочные мероприятия. Опыт войны показал, что грамотный выбор времени и направления главного удара существенно влиял на достижение внезапности в бою, являлся одним из условий победы в противоборстве на море. Так, 18 февраля 1945 г. утром четыре торпедных катера Балтийского флота атаковали конвой противника. Несмотря на сравнительно сильное охранение (два СКР, два ТЩ, несколько СКА), оба транспорта были потоплены. Удачный выбор времени и места поиска (на рассвете, когда бдительность противника на входе в свой порт Лиепая снизилась) обеспечил успех боя. Кроме того, применение маневра с прорезанием строя конвоя и атака с двух бортов позволило значительно уменьшить прицельность и силу неприятельского заградительного огня.
Применение нового оружия и техники, приемов и способов ведения боя усиливает фактор внезапности, дает тактическое превосходство над неприятелем.
Так, с установкой на подводных лодках США в 1943 г. радиолокационных станций, приборов торпедной стрельбы повысилась эффективность их действий. Например, 1 февраля 1943 г. ПЛ «Тарпон», находясь на подходах к Токийскому заливу, ночью с помощью РЛС обнаружила и атаковала цель. Ею оказался транспорт водоизмещением 11 тыс.т. 8 февраля эта же ПЛ уничтожила транспорт водоизмещением 17 тыс.т. Благодаря использованию американских ПЛ в группах, а одиночных - позицией но-маневренным методом, результативность их действий в 1944 г. возросла примерно в два раза по сравнению с 1943 г.
Другой пример из периода Второй мировой войны. За 20 дней в мае 1943г. подводные сипы Германии в Атлантике лишились 41 подводной лодки. Это стало возможным благодаря широкому использованию британскими кораблями многоствольных бомбометов "Ходжехог", создающих значительные площади поражения, применению глубинных бомб Мк9 с большой скоростью погружения, гидроакустических буев и других новшеств. Сочетание новых средств противолодочной борьбы с широким использованием корабельных и авиационных поисковых ударных групп оказалось неожиданным для противника.
9 октября 1973 г. смешанная ударная группа ВМС Израиля в составе шести ракетных катеров и двух десантных кораблей (последние использовались как носители четырех вертолетов) патрулировала в 30-40 милях от побережья Египта. Для их уничтожения была выделена группа из четырех египетских ракетных катеров, следовавшая в это время вдоль берега из Александрии в Порт-Саид. Во встречном бою израильтяне применили новый тактический прием: их вертолеты на малой высоте и небольших скоростях имитировали ударную группу катеров. Приняв вертолеты за корабли противника, египтяне с дистанции 17 миль произвели по ним залп из шести ракет. В момент пуска ракет вертолеты быстро набрали высоту, и на экранах РЛС египетских катеров исчезли отметки от всех четырех целей. Египтяне решили, что все корабли противника уничтожены, и легли на курс отхода. В это время они подверглись ракетной атаке израильских ракетных катеров. Шестью ракетами "Габриэль" Мк.1 израильтяне потопили четыре египетских катера.
Но следует учитывать, что превосходство в новом оружии и технике, способах и методах их использования носит временный характер. Как только они становятся известны противнику, он начинает изыскивать меры противодействия, снижающие их эффективность. Вот почему любое государство стремится к тому, чтобы каждый новый вид вооружения и техники, их тактические характеристики, способы применения сохранялись до определенного момента в строжайшей тайне.
Вместе с тем нельзя забывать и о том, что к внезапности стремится и противник. А значит, он также добивается нешаблонного построения боевых порядков в период развертывания и в ходе боя, разнообразит тактику действий, применяет военную хитрость, полнее использует преимущества отдельных видов своего оружия и техники. Поэтому важно не только самому предпринимать все возможное для достижения внезапности, но и предотвращать неожиданные действия противника, максимально уменьшать эффективность его ударов.
Таким образом, внезапность в вооруженной борьбе на море играет решающую роль в ее исходе. Опыт войн, боевой подготовки является хорошей школой для моряков. В боевой подготовке следует осуждать пять грехов, подчеркивал флотоводец И. Исаков: «обучение маневру и использованию оружия в тихую и ясную погоду; использование дистанций (для авиации - высот), совершенно нереальных именно для условий хорошей видимости, неохотное («so вторую очередь») обучение маневру и огню в темное время суток,обучение вблизи от базы и игнорирование применения всех мер скрытности, маскировки и обеспечения боевой деятельности флота, применительно к аналогичным условиям военного времени».
Грамотная реализация внезапности в морском бою зависит от многого, и прежде всего от тактического мастерства командира, выучки экипажей, степени готовности оружия и техники, средств РЭБ, бдительности людей, стоящих у пультов управления ими, морально-психологического состояния воинов. Выбрать из множества возможностей наиболее целесообразные и оригинальные способы достижения внезапности сможет тот командир, который постоянно совершенствуется, добивается повышения эффективности и качества каждого мероприятия боевой учебы.
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 3211;