Учение о бытии.(Онтология)


В процессе осмысления мира философия формирует общие категории, которые фиксируют главные свойства действительности. Это осмысление начинается с категории бытия. Бытие – понятие, охватывающие всё существующее и выражающие свойства. «Быть – существовать»

Категория бытия основывается на признании очевидного факта, что мы и окружающие вещи, мир существуют.

Виды бытия (объективная, субъективная реальность).

Уровни бытия – атуальное, потенциальное.

Формы бытия – природная, сознательная.

Объективная реальность - всё то, что существует в не и в независимости от сознания.

Субъективная реальность – сознание, мышление, духовный мир человека. Он выражается в чувствах, образах, теориях, фантазиях.

Актуальное бытие – наличное бытие, существующее в данном пространственно-временном интервале.

Оно содержит в себе массу не реализованных возможностей. Это потенциальное бытие, которое в определенный момент может стать или не стать актуальным.

Противоположностью бытия является небытие(отсутствие существования).

Отдельные проявления бытия (элементарные частицы) рождаются и гибнут, возникают из небытия и туда и туда возвращаются. Происходят взаимопереходы бытия и небытия. Ни одна вещь не возникает из ничего и не превращается в ничто. Они переходят в иные формы бытия – инобытие. На обломках погибших цивилизаций возникают новые.

ПАРМЕНИД: существует единое, неподвижное, неизменное бытие. Небытия нет, так как его нельзя мыслить.

ГЕРАКЛИТ: все течет, все изменяется. Небытие постоянно стоновящееся.

ДЕМОКРИТ: существует бытие (атомы) и небытие (пустота).

ПЛАТОН: распространяет бытие на идеальное.

АРИСТОТЕЛЬ: бытие – абстракция, которая лежит в основе объяснения отдельных предметов материи и духовной жизни.

Отталкиваясь от понятия бытия формируется категории пространства и времени. Признание существования во времени приводит к идеи изменчивости бытия, разработке движения.

ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ: Бытие самое абстрактное, охватывающее все сущее. В реальном мире существует множество явлений, предметов, процессов. Существует определенное единство или основа, объединяющая все виды бытия. Это породило учения:

Монизм, плюрализм, дуализм.

Понятие – суть проблемы – субстанция.

Монизм – философское направление, согласно которому основой мира является одна единая субстанция.

Выделяют направления:

идеалистический – основа бытия – идеальная. Материя неспособна к активности, нуждается в творческой активности духа. Мир не един, т.к. является результатом этой активности (философия Гегеля).

Материалистический – признание материального единства мира.

Дуализм – признание двух равноправных и несводимых друг к другу начал: духовного, материального (Декарт)

Плюрализм – признает существование нескольких (множества) независимых и несводимых друг к другу начал (Лейбниц – монады).

Единство мира состоит в его материальности. Находясь в постоянном изменении и развитии предметы мира меняют свои функции, становясь материальными предметами. Живая и неживая природа – различные формы организации материи с присущими этим формам свойствами. С помощью спектрального анализа наука установила, что химический состав Солнца, комет, звезд, тот же, что и химический состав Земли. Упавшие метеориты состоят из тех же элементов, которые открыты на Земле. Современная наука в микро- и макро- мире встречается с материальными процессами, которые отличаются друг от друга, но они столь же материальны и естественны.

Материя как философская категория.

Атомистическая картина мира (4 век до нашей эры) основывалась на понимании материи как вещества, строительным материалом которого являются атомы, наделенные вечными, неизменными свойствами: протяженность, непроницаемость, постоянство массы.

Это понимание материи послужило основой для формирования:

- закона всемирного тяготения

- законов динамики

- закона сохранения вещества.

На рубеже 19-20 веков произошел перелом в понимании материи. Он был вызван рядом научных открытий:

- гипотеза существования электрона – масса не является постоянной, а зависит от скорости движения электрона. Введено понятие электромагнитной массы.

- открытие катодных лучей;

- исследование Кюри привели к открытию радию и радиоактивности.

Эти открытия подорвали представления о непроницаемости материи.

С точки зрения диалектики рухнула не материя, а старые представления о материи. Понятие материи не может быть сведено к представлению о её свойствах и строении. Они меняются, и будут меняться с развитием науки.

В 1908 году Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» сформулировал философское определение материи.

Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, которые копируются, фотографируются, отображаются ощущениями независимо от них.

Выделено главное свойство материи – быть объективной реальностью, существовать в не сознания человека.

В онтологическом смысле материя – единственная субстанция, причина самой себя. Она не сотворима, не уничтожима, вечна, бесконечна.

СВОЙСТВА МАТЕРИИ:

Движение,

Пространство,

Время,

Системность,

Самоорганизация,

Сознание.

СФЕРЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ:

Неживая сфера Живая сфера Социально-организованная сфера
1.Космические системы Биосфера Общество
2.Макроскопические Биоценозы Цивилизация
3.Молекулярные Виды Этносы
4.Атомные Организмы Государства
5.Ядерный Тканевой Соц. группы
6.Элементарный Клеточный Производственный коллектив
7.Субэлемент Молекулярный Семья, человек

Каждая сфера – самостоятельная область материального мира. Четко прослеживается историческое развитие, которое выражает преемственность и услужение. В процессе перехода от неживой к живой сфере, наблюдается усложнение материальных объектов внутри каждой сферы, наличие структурных уровней материи выражает ее общее свойство – единство прерывности и непрерывности.

ДВИЖЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МАТЕРИИ.

Одним из достижений длительного развития философии является положение о непрерывной связи между материей и движением. Такие представления сформировались не сразу. Это результат длительного развития. Представления об изменчивости бытия сформировалось еще в глубокой древности:

АНАКСИМАНДР: высказало мысль о превращении апейрона в земные стихии и их переходе друг в друга.

ГЕРАКЛИТ: говорил о живом огне, вечно воспламеняющем и вечноугасающем и о взаимопереходах противоположностей.

На различных этапах развития науки и философии существовали теории абсолютизирующие одни функции движения и игнорирующие другие.

Согласно теории КРУГОВОРОТА все изменения сводятся к прохождению одних и тех же стадий, с возвратом к исходной точке. Согласно теории Пифагора каждые 760 тыс. лет в мире все возвращается в свое первоначальное состояние и вновь повторяются уже пройденные ступени. Идея бесконечного повторения воплощена в учении Ницше «О вечном возвращении». Он считал, что все вещи вечно возвращаются, а с ними и мы, т.е. мы существуем несчетное количество раз, а с нами вещи.

ФРАНЦУЗСКИЕ МАТЕРИАЛИСТЫ 18 ВЕКА: разработали понятие «об атрибутивности» (свойства) движения. Многие из них считали, что движение – это внутреннее неотъемлемое, необходимое свойство материи. Гольбах: «Все во вселенной находится в движении, движение – это способ существования материи, необходимым образом вытекающей из ее сущности».

ГЕГЕЛЬ: мысль о неразрывности, связи, единстве движения и материи. «Без движения нет материи, без материи нет движения». Активность материи выводилась им из самодвижения абсолютной идеи.

ГАЛИЛЕЙ, ЛАПЛАС: Движение существует в разных формах.

НЬЮТОН, ГОББС, ФРАНЦУЗСКИЕ МАТЕРИАЛИСТЫ 18 ВЕКА: сводили все формы движения материи к механическому движению. Такая позиция характерна для механического материализма, который опирался на развитие механики.

В конце 19 века на основе открытий в физики развивается особое направление – энергетизм. Сторонники этого движения пытались обосновать движение в отрыве от материи, т.е. подвести понятие энергии под материю и сознание.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕСТАВЛЕНИЕ О ДВИЖЕНИИ.

Движение неразрывно связано с материальными явлениями, способом ее существования ее неотъемлемым атрибутом. «Быть – это значит быть в движении».

Определение движения как всякого изменения вообще, выражает то, что все существующее находится в постоянном стремлении к изменению, к другому состоянию, но изменяется только то, что имеет относительную устойчивость и находится в относительном покое. Без определенной степени устойчивости в мире, ничто не существовало бы. Движение носит абсолютный характер, покой – относительный.

Свойства материи:

Является атрибутом материи, движение объективно, как и сама материя универсально, всеобъемлющий характер, не сотворима, неуничтожима, прерывна и непрерывна.

Причины движения:

ДВИЖЕНИЕ – вечно, оно не привносится из вне, не берется ниоткуда, а есть самодвижение потому что импульс ( стремление к изменению) заложен в самой противоречивой природе материи.

Материальный мил не исчерпаем, имеет бесконечное множество форм движения, которые можно классифицировать и из них можно выделить ряд основных форм.

В истории философии известны попытки классификации форм движения материи:

АРИСТОТЕЛЬ – 6 видов движения (возникновение, уничтожение …)

Ф.БЭКОН – выделил 19 видов движения ( колебания, энергия…)

Ф.ЭНГЕЛЬС – целостная классификация (механические, физические, химические, биологические формы материи).

Особенности:

Классификация была разработана во 2-ой половине 19 века и основана на знании того времени. Учитывая, это обстоятельство Энгельс не считал эту классификацию законченной. Современная наука располагает новейшими научными данными и дополняет, уточняет эту классификацию.

Достоинства классификации Энгельса:

  1. Не допускает сведения высших форм к низшим, сложных к простым, т.к. целое – не есть сумма частей.
  2. Раскрывает органическую связь всех форм, показывает, что высшие формы в подчиненном виде содержат низшие или простые формы (например живой организм).

Биологические процессы жизнедеятельности организмов включают в себя физико- химические процессы, но на основе этих процессов нельзя понять деятельность живого организма как целого. Нельзя объяснить жизнь исходя только из физических или химических законов. Живой организм функционирует и развивается по своим биологическим законам. Вывод: высшие формы движения построены из низших (простых), но в тоже время несводимых к ним, как простой сумме частей.

Современные формы движения : используя структурно-генетический принцип, для выделения форм движения материи, можно говорить о таких формах движения как:

  1. Взаимодействие элементарных частиц и полей
  2. Ядерные превращения
  3. Внутриатомные процессы
  4. Химические процессы
  5. Гиологическая, гибернетическая
  6. Космическая жизнь

Наряду с основными формами движения выделяют три типа движения: физическое, биологическое, социальное. В соответствии принятому делению явлений на три сферы: живая, неживая, социальная.



Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 2265;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.019 сек.