Практические методы коррекции амплитудно-частотной характеристики системы воспроизведения звука в помещении
1. Контрольный микрофон располагается примерно в середине помещения, по направлению к сцене. Затем он подключается к одному из каналов микшерного пульта, устанавливается в этом канале линейная характеристика и постепенно увеличивается уровень сигнала этого микрофона. В тот момент, когда система звуковоспроизведения начнет возбуждаться, снимают это возбуждение главным эквалайзером. После этого попробуют еще раз добавить уровень. Повторяют эту операцию до тех пор, пока на эквалайзере не выстроится требуемая характеристика.
2. Метод основан на применении генератора розового шума (pink noise), который встроен в анализатор спектра. Это так называемая «продувка» из-за характера звучания сигнала розового шума. Розовый шум представляет собой сумму колебаний со всеми частотами, находящимися в диапазоне 20Гц — 20 КГц и имеющими равномерное энергетическое распределение по всему спектру. Спектральный состав шумов очень трудно определять на слух, поэтому для такого типа настройки и необходим анализатор спектра.
С линейного выхода анализатора на вход микшера подается розовый шум и при линейной характеристике устанавливается выходной уровень сигнала 0 db. Этот сигнал воспроизводится через портальную акустику. Штатный измерительный микрофон анализатора располагают способом, описанным в первом примере, и устанавливают систему звуковоспроизведения на максимально возможный уровень громкости. По показаниям анализатора спектра отстраивают портальный эквалайзер. Во время настройки системы звуковоспроизведения измерительный микрофон должен быть отдален от секций воспроизводящих акустических систем на расстояние, не менее, чем в полтора раза превышающее их высоту.
Работа по отстройке мониторной системы усиления звука в студиипрактически не отличается от процесса настройки концертного комплекса. Разница лишь в том, что помещение студии звукозаписи специально проектируется с учетом наименьших акустических отражений для оптимизации и выравнивания апмлитудно-частотной характеристики воспроизведения звука. Стены и потолок покрывают специальным мягким звукопоглощающим материалом, пол — ковровым покрытием. Студийные мониторные акустические системы, как правило, бывают активными двухполосными, с пассивным кроссовером. Необходимо учитывать размеры помещения аппаратной комнаты студии, чтобы правильно выбрать характеристику излучения АС — ближнего, среднего или дальнего поля.
При обнаружении проблем в акустике помещения целесообразно применить «продувку» частотным анализатором и откорректировать мониторный сигнал внешним графическим эквалайзером.
Что такое Райдер
Райдер — список технических и бытовых требований, предъявляемых артистом к организатору гастролей. Он составляется для передачи информации о технических условиях выступления и бытовых требованиях артиста. Соответсвенно райдеры условно разделяют на технические и бытовые. Мы рассмотрим только первую разновидность.
Технический райдер — рабочий документ, содержащий информацию о необходимом звуковом и световом оборудовании и его количестве, которое должен предоставить устроитель, а также информацию об оборудовании, которое будет предоставлено самим артистом. Кроме того, документ должен содержать план сцены (stage plan) с размещенным на ней музыкальным оборудованием и наглядной схемой его коммутации. Обычно он выполняется в виде произвольного эскиза. Указываются места размещения артистов, микрофонов и микрофонных стоек, музыкальных инструментов, инструментальных усилителей, мониторных систем. Это позволяет сократить время проверки оборудования перед концертом (soundcheck).
Патч-лист(patch-list) — коммутационная схема. Эта часть документа содержит список источников звука на сцене, способ их коммутации к каналам микшера и приборы обработки этих каналов.
В следующей таблице приведен примерный вид патч-листа:
№ канала | Instrument (инструмент) | Source (источник) | Insert (инд. обработка) |
Kick | Mic Shure SM91 | Gate | |
Snare | Mic Shure SM57 | ||
Bass | Line XLR | Compressor | |
Guitar | Mic Shure SM57 | ||
Key2 left | Line/D-box | ||
Key2 right | Line/D-box | ||
Guitar Vox | Mic Shure SM58 beta | ||
Lead Vox | Mic Shure SM58 | ||
Bass Vox | Mic Shure SM58 |
В первой колонке указан номер канала микшера. Во второй — инструмент, в третьей — источник звука, в четвертой — индивидуальная обработка канала микшера.
Дополнительно указываются требования к оборудованию: суммарная мощность системы, приборы обработки звука, количество мониторных линий, дополнительные мониторы на сцене («прострелы») и т.д.
Содержание документа должно быть ясно и понятно техникам всех степеней квалификации. К техническому райдеру обязательно должен прилагаться поименный список всех ответственных лиц (музыкантов, инженеров) с указанием номеров их телефонов и адресов электронной почты.
Литература
Володин, А.В. Электронные музыальные инструменты / А.В. Володин. — М.: Музыка, 1979. — 148 c.
Выходец, А.В. Радиовещание и электроакустика. / А.В.Выходец. —
М.: Радио и связь, 1989. – 215 c.
Загуменнов, А.П. Plug-ins. Встраиваемые приложения для музыкальных программ / А.П.Загуменнов — М.: ДМК, 2000. — 58 с.
Кубат, К.К. Звукооператор / К.К. Кубат — М.: Энергия, 1978. — 426 c.
Меерзон, Б.Я. Акустические основы звукорежиссуры / Б.Я.Меерзон — М.: Аспект-Пресс, 2004. — 437 c.
Медников, В.В. Основы компьютерной музыки / В.В.Медников —
Санкт-Петербург: БВХ-Петербург, 2002. — 269 c.
Радзишевский, А.В. Компьютерная обработка звука / А.В.Радзишевский — М.: Нолидж, 2000. 159 c.
Ивановский, А.С. Звукообрабатывающие системы: учебно-метод. пособие / А.С. Ивановский. — Минск: Современные знания, 2006. — 50 с.
Ивановский, А.С. Звукозаписывающее оборудование [Электронный ресурс]: метод. пособие / А.С. Ивановский. — Минск: Современные знания, 2009. — 60 с.
Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 332;