Тема 5. Культурный диалог христианства и ислама.

1. Представление о Боге в христианстве и исламе.

2. Бог и мир: акт творения в двух мировых религиях.

3. Представление о человеке в восточной и западной культурах.

4. Отношения Бога и человека в восточном и западном типах культуры.

 

Терминологический словарь к семинарским занятиям № 4 и № 5:

Дихотомия «Восток – Запад» –понятие в социологии и культурологии, используемое для описания различий между восточной и западной цивилизацией. Данная дихотомия является не географической, а культурной, границы Запада и Востока не являются чёткими и складываются в представлении каждого народа индивидуально. Исторически мусульманские и азиатские народы относят к Востоку, в то время как Западную Европу, США и некоторые другие регионы – к Западу. В философии истории Гегеля под именем «Восток» подразумеваются древние цивилизации Азии и примыкающей к ней Северной Африки: Китай, Индию и Персию, а в составе последней – зендский народ (народ Заратустры), Ассирию, Вавилонию, Мидию, Иран, Сирию, Финикию, Иудею и Египет. Кроме того, имея в виду христианскую эпоху всемирной истории, он причисляет к Востоку исламский мир. Таким образом, Восток выступает у Гегеля в виде трех культурно-исторических миров: китайского, индийского и ближневосточного. Двигаясь дальше на Запад, мы попадаем из Западной Азии (Ближний Восток) в Европу. В древности в ее южной части, на островах и полуостровах Северного Средиземноморья, сложились две цивилизации (из числа известных во времена Гегеля): греческая и римская. Этот античный мир и возникшая уже в христианскую эпоху западноевропейская цивилизация составляют у Гегеля собственно «Запад». (заметим, что ни Россию, ни современные ему американские государства немецкий философ не включил в состав Запада, ибо вообще не нашел им места в своей философии всемирной истории).

Восточная культура –культурный полюс Запада. Восточная культура исходит из небытия (как добытия). Главное внимание – структуре мира, роли его частей. Творчество – исключительно удел неба и богов. Господствует убеждение о совершенстве, гармонии мира, чужда мысль о его переустройстве. Восточная культура ориентируется на нерасчлененность человека и природы, на их единство на основе приспособления человека к природе, когда достоинством человека является умение человека «вписываться» в природу, в естественный ход вещей через самосовершенствование души и тела.

Западная культура –культурный полюс Востока. Запад исходит из Бытия; главное внимание – поиску его субстанции, основы. Возможны представления о несовершенстве мира, творчество – удел Бога и человека, может быть нацелено на разумное переустройство мира. Запад как бы противопоставляет Человека и Природу, причем человек повелевает природой, может изменить ее в соответствии со своими представлениями о совершенстве и потребностями, единство человека с природой возможно через ее изменение, «подстраивание» к человеку.

Иегова –искажённая форма имени Яхве.

Аллах –в исламе: Бог, творец всего сущего.

Христианство –одна из трёх мировых религий. В основе – вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение второго лица триединого божества. Источник вероучения Христа – Священное предание, главным в нём является Священное писание (Библия).

Ислам (мусульманство, магометанство) –монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «покорность», «подчинение» (законам Аллаха). В шариатской терминологии ислам – это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Приверженцев ислама называют мусульманами. Главная священная книга ислама – Коран. Язык богослужения – классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда в VII веке.

С точки зрения большинства мусульман, то есть согласно хадисам, записанным от пророка Мухаммеда, ко всем народам отправлялись пророки и посланники (всего около 24 000 пророков), которые вели их по монотеистическому пути, но со временем люди отходили в сторону заблуждений, а некоторые стали искажать веру, внося в Священные Писания свои собственные взгляды. В череде всех пророков, посланных на Землю пророк Мухаммед, считается последним, после которого не будет других пророков.

Библия –свод священных книг иудейской и христианской религий, состоящая из Ветхого Завета (признаваемого каждым из этих вероученийд священных книг иудейской и христианской религий, состоящая из Ветхого Завета ()алоорядков, а также необходимость нравственн) и Нового Завета (признаваемого только христианством). Само название с греческого переводится как «книги».

Книги, написанные до пришествия Христа, в которых оно только предчувствовалось и ожидалось, вошли в состав Ветхого (или Старого) Завета, а книги, созданные после его пришествия, образовали Новый Завет.

История создания библейского текста продолжалась более тысячелетия (XII в. до н. э. – до рубежа 1 – 2 вв. н. э.): ветхозаветные книги записывались сначала на древнееврейском языке, а с 6 в. до н. э. также на языках арамейском и даже греческом (неканонические книги). Новый Завет – только на греческом (упоминаемый преданием арамейский текст Евангелия от Матфея не сохранился). История целенаправленного отбора, редактирования и окончательного формирования этих текстов в единую Книгу (их канонизация) завершилась лишь в 5 в. н. э.

По учению христианской церкви книги Библии содержат канон (правило, образец) веры и жизни и потому называются «каноническими» – дающими правило, служащими примером. Одновременно этот термин указывает не только на содержание книг Библии, но также на ее структуру. История библейского канона распадается на два периода. Ветхозаветный канон («еврейская Библия») в среде иудаизма был увековечен в 92 г. н. э. на соборе (синедрионе) ученых книжников в Ябне (Ямнии), став нормативным и для христиан. Отбор новозаветного канона произошел уже во 2 в., но завершился к концу 4 в. В 5 в. Вселенской Церковью был утвержден окончательный канон всей Библии – закрытый список книг, не подлежащий более пересмотру.

В окончательном виде еврейский канон состоит из 39 книг; согласно Талмуду – из 24 или, по Иосифу Флавию – 22 книг, по числу букв еврейского алфавита (сокращение достигается путем символического сведения двух или нескольких книг в одну). Они распределены по разделам следующим образом:

I. Тора («Закон»), или Пятикнижие Моисея: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Это замкнутый цикл из пяти хроникально-законодательных книг, являющийся ядром Библии (для христиан – Ветхого Завета). Основу Пятикнижия составляют разновременные сборники культовых, гражданских и уголовных законов, включенные в контекст исторического повествования, – «от сотворения мира» до смерти Моисея перед вторжением в Ханаан (13 в. до н. э.). Древнейшим сводом юридического характера является т. н. «Кн. Завета» (Исх. 20, 22-23, 33), восходящая, вероятно, к 11 – 10 вв. до н. э.

II. Небии́м («Пророки»):

1) «Первые пророки»: Иисус Навин, «Судьи», «1 – 2 Самуила» (1 – 2 Царств), 1 – 2 Царей (3 – 4 Царств);

2) «Поздние пророки»:

а) «Великие пророки»: Исайя, Иеремия, Иезекииль,

б) двенадцать «Малых пророков»: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия.

Первый подраздел представлен древними хрониками, к-рые непосредственно продолжают исторический материал Пятикнижия и охватывают период времени от вторжения евреев в Палестину (2-я пол. 13 в. до н. э.) до гибели Иудейского государства в 586 и начала Вавилонского пленения. Причисление данных книг к «Пророкам» связано с тем, что их традиционными авторами евр. и христианская религиозная традиция считала древних пророков – Иисуса Навина (ученика и преемника Моисея), Самуила (одновременно последнего правителя, или «судью», Израиля), а также Нафана, Гада и др. Второй подраздел состоит из собственно пророческих сочинений различной степени авторства.

III. Кетуби́м («Писания», или «Агиографы»): Псалтирь (Книга Хвалений), Притчи Соломоновы, Иов, Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии, Экклезиаст, Эсфирь (Эстер), Даниил, Ездра (Эзра), Неемия, 1 – 2 Паралипоменон. Сюда вошли тексты, относящиеся к разным жанрам: культовые (богослужебные) и царские гимны, личные мольбы и жалобы (псалмы), сборники афоризмов, или притчей, разрастающихся до размеров пространного аллегорического повествования (кн. Иова), сборник любовных и свадебных песен – Песнь песней (традиционно приписывается Соломону), назидательные псевдоисторические повести в жанре современного «исторического романа» – Руфь и Эсфирь, а также относящаяся к апокалипсическому жанру Книга пророка Даниила. Данный цикл завершает вторая группа исторических книг – летописи иудейства послепленного периода, обработанные в духе религиозного прагматизма.

В современной русской Библии (церковно-славянской Елизаветинской и русской Синодальной) насчитывается 77 книг, из которых первые 50 составляют Ветхий Завет, а последующие 27 – Новый Завет. Ветхий Завет состоит из 39 канонических и 11 неканонических кн. (в Новом Завете неканонических книг нет). Последние не составляют особого раздела, но каждая неканоническая книга отмечена астериском (*) и снабжена подстрочным замечанием, поясняющим, с какого языка она переведена. Также помечены и неканонические вставки и прибавления к ряду канонических книг.

Ветхий Завет –первая по времени создания часть Библии. Состоит из памятников древнееврейской литературы 12 – 2 вв. до н.э. Он делится на три цикла: 1) Тора; 2) Пророки; 3) Писания, или Агиографы.

Пятикнижие Моисея –первая часть Ветхого Завета, состоящая из пяти книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие; Тора.

Декалог –предписания, десять основных законов, которые, согласно Пятикнижию, были даны самим Богом Моисею, в присутствии сынов Израиля, на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта.

Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии.

1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Новый Завет –вторая по времени создания часть Библии. Состоит из памятников раннехристианской литературы 2-й половины 1 в. и начала 2 в. н.э., написанных в основном на греческом языке (четыре Евангелия, т.е. «благовестия» о жизни и учении Христа, Деяния апостолов, 21 послание апостолов – Павла, Петра, Иоанна, Иакова, Иуды (не Искариота) – и, наконец, Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис).

Нагорная проповедь Иисуса Христа –собрание изречений Иисуса Христа в евангелии от Матфея, преимущественно отражающие моральное учение Христа. В главах с 5 по 7 евангелия от Матфея повествуется о том, что Иисус произнёс эту проповедь (около 30 года н. э.) на склоне горы своим ученикам и толпе людей. Матфей делит учение Иисуса на 5 частей, Нагорная проповедь из них первая. Другие касаются учеников Христа, церкви, Царствия Небесного, а также жёсткое осуждение книжников и фарисеев.

Заповеди условно делятся на:

– заповеди любви:

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим.

Сия есть первая и наибольшая заповедь.

Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (От Матфея 22:37-40);

– заповеди блаженства:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Мф 5, 3-12);

– другие заповеди:

Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.

Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,

оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;

истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.

А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.

А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Мф 5, 21-32) и пр.

Семь смертных грехов –

1. Гордыня, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему: словом – гордость до самообожания.

2. Сребролюбие. Жадность к деньгам, соединённая большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.

3. Блуд (похоть) (то есть половая жизнь до вступления в брак), прелюбодеяние (то есть супружеская измена). Распутная жизнь. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чём дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг.

4. Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.

5. Чревоугодие, или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединённое со страстною привязанностью к различным увеселениям по примеру евангельского богача, который веселился «на вся дни светло» (Лк. 16, 19).

6. Гнев непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своём избил Вифлеемских младенцев.

Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные жестокие и колкие слова. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

7. Уныние. Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Излишнее упокоение сном. Депрессия, отчаяние (что нередко доводит человека до самоубийства), отсутствие страха перед Богом, совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни.

Евангелие –часть Библии, первые четыре книги Нового Завета, в которых излагается земная жизнь Иисуса Христа и учение о Царстве Божием (Е. от Матфея, Е.от Марка, Е. от Луки, Е. от Иоанна).

Мекка –священный для мусульман город в Саудовской Аравии, в котором, по преданию, родился основатель ислама Мухаммед.

Иерусалим –религиозный (священный) центр иудеев, христиан и мусульман. В восточной части – раннехристианские здания (в т. ч. ротонда «Гроба господня») Западная стена («Стена плача») – часть уцелевшей стены после разрушения Второго Храма.

Христианский храм –культовое здание для выполнения религиозных обрядов (церковь).

Костёл –польский католический храм.

Мечеть –молитвенный дом у мусульман.

Адам и Ева –прародитель, первый человек, сотворённый Богом, и первая женщина, жена Адама, сотворённая Богом из его ребра; праматерь рода человеческого.

Каин и Авель –сыновья Адама и Евы; Каин – предатель, убийца Авеля.

Авраам и Исаак –в Библии отец и сын. Авраам, родоначальник евреев, должен был, по велению Яхве, принести сына Исаака в жертву; но в момент жертвоприношения был остановлен ангелом.

Ной и его сыновья Сим, Хам и Иафет –в Библии Ной – праведник, спасшийся вместе с семьёй на построенном по велению Бога ковчеге во время всемирного потопа. От сыновей Ноя – Сима, Хама и Иафета «населилась вся земля». Хам был проклят Ноем за то, что насмеялся над наготой опьяневшего отца, и обречён на рабство. Сим и Иафет проявили сыновнюю почтительность и были благословлены Ноем.

Дева Мария –Богородица, Богоматерь. В христианстве мать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая.

Троица –1. Одна из основных догматов христианской религии, учение о едином Боге, существующем в трёх лицах; триединое божество (Бог – Отец, Бог – Сын, Бог – Дух Святой). 2. В православной церкви: один из двунадесятых праздников, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи.

Коран –священная книга мусульман, содержащая изложение установлений мусульманской религии, обрядов, правовых норм и т.п.

Основное содержание Корана – осуждение идолопоклонства и многобожия, проповедь идеи о едином боге (аллахе) как первопричине жизни и первотворце мироздания, предупреждения о страшном суде, описания ада и рая, полемика с язычниками, иудеями и христианами, назидательные рассказы о гибели народов, отвергнувших своих пророков, основанные на апокрифических иудео-христианских преданиях и древнеарабском фольклоре, религиозно-правовые предписания, определяющие «угодный богу» образ жизни и поведения мусульман, некоторые правила обрядности и отправления культа. Основные религиозно-философские идеи Корана, сюжеты многих рассказов и притч (например, о сотворении мира, первородном грехе, об Адаме и Еве, египетском пленении и исходе иудеев, легенда об Иосифе Прекрасном, об Иисусе Христе и др.) восходят к бытовавшим в Аравии сектантским формам иудаизма и христианства. Они рассматриваются Кораном как религии, предшествовавшие и генетически родственные исламу; некоторое влияние на Коран оказали также зороастризм и манихейство.

Коран освятил складывавшиеся в Аравии социальное неравенство, институт частной собственности и др. атрибуты классового эксплуататорского общества.

Большая часть текста Корана – полемика в форме диалога между аллахом, говорящим то в первом, то в третьем лице, и противниками ислама или колеблющимися. Текст Корана отражает основные этапы формирования мировоззрения Мухаммеда; с этим отчасти связаны известная хаотичность изложения, непоследовательность и противоречивость Корана в трактовке ряда принципиальных элементов вероучения, а также своеобразие языка и стиля Корана, отразившее поиски точного выражения новых идей.

В Коране все пророки: и пророк Иса (Иисус), и пророк Муса (Моисей), пророки Сулейман (Соломон), Ибрахим (Авраам), Нух (Ной), Йусуф (Иосиф) и все другие пророки – упоминаются именем «мусульмане». Ибо вера Аллаха едина и эта вера – ислам.

Сунна –мусульманское священное предание о жизни Магомета, дополняющее Коран.

Хадисы –предания о поступках и изречениях Мухаммеда. Возникли в 7 – 6 вв. н.э. Совокупность хадисов, признанных достоверными, составляет сунну.

Сура –одна из глав Корана.

Аят – стих из Корана.

Католицизм –одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве со своей церковной иерархической организацией.

Римско-католическое вероисповедание возникло в результате отделения Римского епископа, называемого папой, от Вселенской Церкви. Оно окончательно оформилось как вероучение и церковная организация после раскола в 1054 г. Католическая церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр – Ватикан, единого главу – папу Римского. В соответствии с католическим учением, папа является наместником Иисуса Христа на земле, непогрешимым в делах веры и нравственности.

Источником вероучения католики признают (в отличие от протестантов) не только Священное писание (Библию), но и Священное Предание, которое в католицизме (в отличие от Православия) включает в себя, кроме постановлений вселенских соборов католической церкви, целый ряд нововведений. Самоназвание католической церкви буквально означает по-гречески «соборная», однако в интерпретации католических теологов понятие соборности, столь важное в православной традиции, заменяется понятием «вселенскости» то есть количественной широты влияния (действительно, римско-католическое исповедание распространено не только в Европе, но и Северной и Южной Америках, в Африке и Азии).

Основные догматические нововведения западной церкви, на которых строится все здание католицизма, следующие:

– учение об абсолютной, единоличной власти Римского епископа (папы) над Церковью, и о его непогрешимости;

– учение об исхождении Святого Духа «и от Сына» (лат. филиокве).

Эти два пункта были основными причинами отделения римской кафедры в XI в.; логическим выводом из учения об абсолютной, единоличной власти папы над Церковью было учение об учительской непогрешимости папы, сформулированное как догмат на I Ватиканском соборе в 1870 г.

В католицизме изменилось учение о спасении, о первородном грехе, вследствие чего возникли догматы об удовлетворении Богу за грехи, о чистилище, сокровищнице заслуг и индульгенциях; в XIX и XX веках были провозглашены два новых, так называемых мариальных догмата: о непорочном зачатии Девы Марии (1854 г.) и Ее телесном вознесении на небо (1950 г.); в 1962 – 1964 году на II Ватиканском соборе подверглось коренному пересмотру учение о Церкви и о ее роли в спасении человека.

Православие –одно из основных направлений христианства, вероисповедание, сложившееся в Византии и являющееся наиболее распространённой религией в России.

Протестантизм –одно из основных (наряду с православием и католицизмом) направлений в христианстве, состоящее из различных вероучений, возникших в связи с Реформацией как протест против католицизма.

Своими корнями протестантизм уходит в раннее христианство. Главное отличие протестантизма в том, что за основу христианской жизни принимается только Священное Писание – Библия. Остальные же предания, возникшие позже, признаются полезными для изучения, но по статусу не являются непререкаемыми основами веры. Сами же протестантские церкви возникли после явления, которое определило и мышление, и образ жизни, и культуру Европы – Реформации XVI века.

18 октября 1517 года в целях покрытия расходов на строительство собора святого Петра в Риме, Римский папа Лев X ввел практику индульгенций (платных сертификатов об отпущении грехов). Запуганные, бедные крестьяне попали под непосильную кабалу разлагающегося духовенства. В ответ на постановление Папы в народе стали подниматься недовольства политикой Рима. Относительно правомерности отпущения грехов за деньги возникали дебаты и в среде самого духовенства. Так Католический монах и Доктор теологии Мартин Лютер затронул теологический аспект этой практики в своих 95 тезисах, предложенных для обсуждения на соборе.

Главные идееи тезисов: 1) Истина открывается только в Священном Писании (Библии); 2) Спасает только Бог через веру в Иисуса Христа; 3) За всё слава только Богу.

Несмотря на то что за свои убеждения Лютер был отлучен от Католической церкви, в его поддержку выступили многочисленные представители крестьян и дворянства. В 1526 году Шпейрский сейм (светский собор) по требованию немецких князей-лютеран принял постановление о праве каждого лично выбирать вероисповедание для себя и своих подданных. Но Второй сейм 1529 года под предводительством Фердинанда, брата императора и ярого противника реформации, принял решение, направленное на полное уничтожение реформ и возвращение в католичество тех областей Германии, где укрепилось лютеранство (был зачитан указ императора, ограничивавший религиозную свободу и запрещавший дальнейшее распространение реформационного учения). Пять германских князей и пятнадцать свободных городов подписали протест против такого решения (принявшие протестантскую веру посовещались и единодушно решили: «Мы отвергаем этот указ. В вопросах совести большинство не имеет силы»). Отсюда термин «протестантизм».

Этот термин прижился благодаря тому, что в него вкладывали более широкое значение. Это протест против навязывания какой-либо религии, против обрядоверия, против выхолощенного христианства.

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, аде и рае, отвергая, однако, католическое представление о чистилище. Протестантизм вернул церковь к трем самым важным (утерянным католицизмом) Библейским принципам: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания.

Протестантизм сосредотачивает все вероучение вокруг Священного Писания, которое считается Словом Самого Бога, и побуждает верующих к регулярному чтению Библии.

В протестантизме снято принципиальное различие между священником и мирянином, упразднена церковная иерархия. Служитель протестантской церкви подотчетен Богу и общине.

В протестантизме упразднены многие таинства (за исключением крещения и причастия), отсутствует целибат. Отвергнута молитва за умерших, поклонение святым и праздники в честь святых, почитание мощей и икон. Молитвенные дома освобождены от алтарей, икон, статуй, колоколов. Отсутствуют монастыри и монашество.

Богослужение в протестантизме максимально упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов и гимнов на родном языке. Библия признана единственным источником вероучения.

Реформация –в Западной Европе в 16 в.: социально-политическое движение против феодализма, принявшее форму религиозной борьбы против католической церкви и папской власти.

Лютеранство –одно из основных направлений протестантизма (возникло в 16 в. на основе учения Мартина Лютера).

В октябре 1517 года профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483 – 1546 год н.э.) в 95 тезисах против индульгенций подверг критике католическую систему отпущения грехов и ее догматические основы. Это выступление получило широкий резонанс и фактически стало началом Реформации. Важную роль в этом сыграло новое христианское вероучение, выдвинутое Лютером. Согласно католическим воззрениям, спасение души невозможно без посредничества церкви между человеком и богом. Отсюда проистекает особый статус духовенства, значение деятельности человека, его заслуг перед богом, в число которых было внесено выполнение всех церковных обрядов. Главным принципом нового вероучения Лютер провозгласил спасение верой, которое даруется человеку не по заслугам, а милостью божьей. Утверждая чисто личное отношение человека к богу, Лютер отверг существование всей иерархии католической церкви. Пересмотрев учение о семи таинствах, Лютер признал отвечающими Писанию лишь три из них - крещение, причастие и исповедь.

Позиция Лютера не затрагивала существующие социальные и политические структуры. Такая позиция отвечала интересам умеренного крыла Реформации, прежде всего среднего класса (бюргерства). Представления плебейских масс и крестьянства выразил Томас Мюнцер.

К концу 1520-х годов лютеранское учение утвердилось в ряде немецких княжеств и городов, особенно в Центральной и Северной Германии. Попытка императора Карла V в 1529 году навязать восстановление католического порядка привела к еще большему сплочению сторонников реформированной церкви. Именно тогда возникло понятие «протестантства». В 1555 году в результате победы, одержанной немецкими протестантами в войне против императора, им удалось по Аугсбургскому миру добиться официального признания своих прав на основе принципа «чья власть, того и вера».

Англиканство –протестантская вера, возникшая в 16 в. В догматике англиканской церкви сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе церкви.

Зародилось в Англии во время Реформации в результате разрыва местной католической церкви с Римом. В 1534 году по специальному акту произошло подчинение церкви королю. В 1534 г. Генрих VIII разорвал отношения с Ватиканом и встал во главе церкви. Реальной причиной конфликта с папской властью было желание короля разорвать брак. Монастырские земли были конфискованы в пользу казны, что обогатило короля и дало возможность получить новые земельные владения крупным придворным. В 1562 г. была провозглашена доктрина новой церкви, приближающаяся к протестантской, хотя многие ее ритуалы остаются близкими к католическим. Новая реформированная церковь была названа англиканской.

С 1571 г. – Символ веры из 39 членов. Сохранены: церковная иерархия (с епископатом и безбрачным духовенством), пышный культ, Литургия, таинственное понимание Евхаристии и т.д.

Кальвинизм –одно из протестантских вероучений, возникшее в 16 в. в Швейцарии и получившее широкое распространение во Франции, Нидерландах, Англии и некоторых других странах (по имени его основателя Ж. Кальвина (1509 – 1564).

Основы кальвинизма приведены французским теологом Жаком Кальвином в труде «Наставление в христианской вере», в котором Кальвин попытался обобщить и систематизировать опыт Реформации. Одно из главных мест в его философии занимало учение «О двойном переопределении». Кальвин утверждал, что еще до сотворения мира бог заранее предначертал каждому его участь. Изменить приговор человек не в силах, но, если он добивается успеха в своих начинаниях – это божий знак, что он верно исполняет свое призвание. Труд, бережливость, расчет Кальвин считал добродетелями. Наилучшим строем он считал олигархическую республику, а церковным устройством – общину, которая избирала и контролировала своих руководителей.

Кальвинизм распространялся преимущественно во Франции.

Баптизм –разновидность протестантизма, предполагающая личное (а не через церковь) общение с Богом, допускающая крещение только в сознательном возрасте. Основная идея баптизма – крещение погружением, как это делал Христос.

Меннонизм –протестантская секта, гл. образом в США, Канаде, Нидерландах, Германии. С конца 18. в. появились в России в среде колонистов, привлечённых правительством Екатерины II для заселения окраинных земель.

Движение начало формироваться как религиозное течение в 30-х годах XVI века в Нидерландах под влиянием умеренных анабаптистов, которые активизировались после разгрома Мюнстерской коммуны. Движение возглавил католический священник Симонс Менно, по имени которого оно и было названо.

Меннониты рассматривают свои общины как общины святых. К основным канонам меннонитского вероучения, которое было окончательно утверждено на Дартской конференции в 1632 году, относятся, кроме общепротестантских принципов спасения и всеобщего священства, покаяние в грехах, сознательное крещение по вере, хлебопреломление, омовение ног, церковное отлучение, отказ от воинской службы. Проповедуют смирение, отказ от насилия, верят во «второе пришествие» Христа.

Меннонитское вероучение поставило его последователей в ситуацию самоизоляции от общества и государства.

Усиление репрессий против еретических движений в 40-50 годах XVI века заставило многих меннонитов эмигрировать, в основном в Польшу. Часть меннонитов начале XVIII века эмигрировала в США, где квакер Вильгельм Пенн, провозглашавший свободу вероисповедания, предоставил им убежище в штате Пенсильвания. Амишей и меннонитов в США собирательно называют «pennsylvania dutch» («пенсильванские голландцы»).

Двунадесятые праздники (Рождество Богоматери (Девы Марии), Введение во храм Девы Марии, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление (Крещение), Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Троица (Пятидесятница), Успение Богоматери, Крестовоздвижение) –наиболее значительные праздники православной церкви.

1. Рождество Богоматери (21 сентября) – у благочестивой семейной пары из Иерусалима – Иоакима и Анны – долгое время не было детей. Когда Иоаким пришёл в храм принести Богу жертву, первосвященник ему отказал, так как он «не создал потомства Израилю». Тогда Иоаким в скорби удалился в пустыню для молитвы, а его жена осталась дома в одиночестве и тоже молилась. В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём мире». После этого благовестия Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима. После этого Анна зачала. Как сказано в апокрифическом Протоевангелии Иакова, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Супруги дали обет посвятить своего ребёнка Богу и, как было тогда в обычае, отдать его в Иерусалимский храм для служения до совершеннолетия.

2. Введение во храм Девы Марии (4 декабря) – когда Пресвятой Деве исполнилось три года, родители решили выполнить своё обещание: отдать девочку на служение в храм. В Храме Марию встретил первосвященник (православное предание считает, что это был Захария, отец Иоанна Предтечи) со множеством священников. Родители поставили Марию на первую ступень лестницы, которая вела ко входу в Храм. Когда Она была поставлена перед храмом Господа, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении. Затем, по преданию, первосвященник, по внушению свыше, ввёл Деву Марию в Святая святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.

Церковное предание сообщает, что во время пребывания в Иерусалимском храме Мария воспитывалась вместе с другими благочестивыми девами, изучала Священное Писание, занималась рукоделием и постоянно молилась. Согласно Протоевангелию Иакова, в Храме Мария находилась до двенадцати лет, когда по указанию ангела священник Захария устроил смотр женихов, на котором по чудесно расцветшему посоху в мужья Марии был выбран вдовец Иосиф.

3. Благовещение (7 апреля) – события Благовещения описаны единственным евангелистом – апостолом Лукой. В своём Евангелии он сообщает, что в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветою свят<





Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 1749; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2022 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.069 сек.