ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII В. – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА.
С XVII в. активная градостроительная деятельность отмечается, прежде всего, в восточных районах — на так называемой Северщине и несколько позже на Слобожанщине, которые являлись окраинами русского государства. Поселения здесь носили пограничный, военный характер. Таковы были города Чугуев, Сумы, Ахтырка, Лебедин, входившие в оборонную Белгородскую черту XVII в. В состав этой черты входило 27 городов. Самые южные поселения такого типа входили в так называемую украинскую линию, сооруженную сравнительно поздно — в 30— 60-хгг. XVIII в. и состоявшую из 17 крепостей. Главным городом этой линии был Изюм.
С начала XVIII в.военная обстановка, хозяйственный уклад и, как следствие этого, навыки народа,не особенно расположенного к городской скученности, начинают изменяться. Развивается полотняная, суконная, кожевенная, табачная, пороховая и другие мануфактуры, зарождается промышленность, усиливаются товарно-денежные отношения. Растут и города, которые постепенно приобретают регулярный вид. В создании архитектурных ансамблей городские деревоземляные укрепления — их расположение, конфигурация и характер — продолжали играть определенную роль, хотя и не столь значительную, как раньше. Конфигурация этих сооружений, а следовательно, и плана города в целом была различной — в виде четырехугольника (гг. Лебедин, Прилуки), круга (Нежин, рис. 1, Чугуев, Путивль) или иных очертаний. Первоначальные укрепления были небольшими. Составленные в начале XIX в. регулярные планы городов по площади в десятки раз превышали первоначальное ядро. Существовали также различные варианты линейного построения плана, что определялось характером рельефа, направлением реки или дорог. Например, план г. Сумы (1769) принял трапециевидную форму. Очертания укреплений иногда повторялись направлением улиц, расположенных внутри цитадели. Такова была древняя часть г. Ахтырки. В городах, расположенных на возвышенности, можно наблюдать более свободную конфигурацию первоначального ядра и укреплений, отвечающих рельефу местности. Таков, например, план центральной части г. Лубны. Военно-оборонительные требования влияли на построение планировочной сетки города главным образом тем, что привязывали главные магистрали к крепостным воротам (Путивль, Глухов, рис. 1. Конотоп и др.).
Обычно строения городов были обращены к улицам торцами и даже углами не только на второстепенных. но и на главных улицах; к тому же эти дома располагались свободно, с неравномерными и большими отступами. В центре тогдашней столицы Украины—Глухове при многих усадьбах были сады, огороды и тому подобные угодья сельского характера.
Из приведенных примеров видно, что многие города Левобережья по существу мало отличались от застройки крупных сел. В этом отношении исключение составляет застройка и общий вид города Чигирина. Судя по изображениям XVII в., военная столица Украины времен Хмельницкого была довольно плотно застроена. Сравнительно плотная застройка была и в наиболее древних городах — Киеве и Чернигове.
Наиболее важное место в городском ансамбле долгое время занимали монастырские комплексы. Их живописная застройка, создаваемая благодаря большому разнообразию зданий, придавала городу неповторимый силуэт. Характерной чертой украинских городов было обилие зелени, о чем свидетельствуют многочисленные документы и записки путешественников.
Все сказанное о характере городов и архитектурных ансамблей Левобережья и Поднепровья в XVII—XVIII вв. можно обобщить следующим образом: в рассматриваемый период продолжается интенсивный процесс заселения Левобережья и Поднепровья, образования и роста новых городов. Основным фактором, определявшим характер застройки, было имущественное положение застройщика. Рядом с владениями— дворцами феодалов ютились бедные постройки городских мещан и ремесленников. Среди жалких лачуг бедноты в Суббо-тове, Чигирине, Батурине, Глухове, Гадяче высятся блестящие гетманские дворцы, а в Чернигове, Седневе и других городах расположились старшинские усадьбы, олицетворяя положение в обществе их владельцев.
Обстановка острой антифеодальной и национально-освободительной борьбы вызывала передвижение больших масс населения и в значительной мере ограничивала Рост плотности застройки некоторых городов, ее скученности, так характерной длязападных городов. Наоборот, здесь создавались предпосылки для свободной ландшафтной планировки, подчас мало отличавшейся от сельской (Борзна, Нежин, Батурин).
В большинстве случаев эти города, располагаясь на возвышенном берегу рек (Лубны, Хорол, Гадяч и др.), подчиняли свой план природным условиям — рельефу, изгибам реки. Лишь в редких случаях их планировка приближалась к геометрически правильной схеме (Путивль, Чугуев, Нежин с их радиально-кольцевой схемой плана).
Не только города, но и небольшие населенные пункты были окружены укреплениями, которые оказывали большое влияние на формирование планировочной схемы города, в частности расположением главных городских ворот (Глухов, Путивль, Киев).
Наиболее организованными архитектурными ансамблями были комплексы монастырей. Основными компонентами их являлись собор, колокольня, трапезная и кельи, различные по своим объемно-пространственным характеристикам. Распространенным типом загородных ансамблей также были загородные монастыри, которые располагались как на возвышенном месте (Глухов-ско-Петропавловский, Молченскнй, Рыхловский монастыри), так и yа спокойной местности (Максаковский, Густынский, Гамалеевский, Крупицко-Батурнкский, Спасо-Преображенскнй в Новгоро де-Северском). Расположение отдельных зданий в них было свободным, асимметричным, подобно городским ансамблям того времени.
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 1499;