Наростание кризисных явлений в культуре глобализу- рующегося мира
ХХ в. вошел в историю культуры как век мировых войн и экономии-ческих катастроф, обусловившие изменение парадигмы мышления и системы ценностей. Это изменение может быть определено понятием кризиса гуманизма как системы взглядов, что более всего ценит человека как личность, ее право на свободу и счастье, а нормой отно-шений между людьми считает принципы равенства, справедливости и человечности.
В рамках ХХ в. выделяют несколько периодов:
Первый период пришелся на рубеж XIX – н. XX вв. (1917 г.) – в это время шло формирование индустриальной цивилизации. Состоялась вто-рая научно-техническая революция (НТР), давшая миру телефон, теле-граф, радио, электричество, самолет, автомобиль и другие достижения науки. Новые открытия в области различных областей научных знаний нашли применение в техническом производстве. Прогресс в индустрии сопровождался изменениями в финансово-кредитной сфере, социальной структуре общества, политической и культурной жизни.
Второй период это 20 – 30 годы связан с образованием новой политической формы устройства – социалистической, ставшей антагонис-том для капиталистической системы.
Третий период это послевоенные 40-е годы и вся вторая поло-вина ХХ в., когда происходил подъем национального самосознания. Полу-чили распространение гуманистические принципы и идеалы. Ставшая мировой наука, создала условия для интенсивного развития техники. На-чалось активное исследование космического пространства.
Четвертый период – с конца ХХ в. связан с переходом развитых стран мира от индустриального общества к постиндустриальному. Этот переход был связан с увеличением роли информации, базирующейся на новой интеллектуальной технологии. Появилась возможность осущест-влять обмен информацией с помощью компьютерных терминалов и добиться широкой социальной однородности. В результате сложилось понятие «информационное общество», для которого характерен высо-кий уровень развития промышленного производства, ориентирован-ного на массовое производство товаров длительного пользования (теле-визоров, автомобилей и т. п.).
Появление телевидения осуществило небывалый по масштабам переворот в сознании, сравнимый разве что с изменением картины мира после полета человека в космос. Однако телевидение не только раскры-ло новые горизонты познания мира (человек получает через него огром-ное количество различной информации), но и сформировало новое мышление, которому присущи фрагментарность, эпатажность, произ-вольность.
Сейчас в развитых странах мира продолжается процесс создания постиндустриального общества, для которого характерны: создание инфраструктуры сервиса, доминирование в обществе научно-технических специалистов, создание новой «интеллектуальной» техники.
Компьютеризация и развитие разветвленных информационных се-тей позволяет говорить «глобальной электронной цивилизации» на базе телевидения, компьютерной службы и энергетики.
Благодаря техническому прогрессу возникли новые формы и виды искусства (электронная музыка, компьютерная графика), приобрели популярность массовые художественные зрелища, спорт стал сближаться с искусством.
Однако, наравне с достижениями современная культура противоре-чива и конфликтна. Можно выделить ряд антиномий: свобода и насилие, элитарность и массовость, плюрализм и унификация, технизация и гумма-низация. Ученые бьют тревогу по поводу экологического состояния плане-ты. Философы, публицисты предупреждают о бедах, связанных с поте-рей духовности людей.
8.2. Экспансия «массовой культуры» и ее влияние на совре- менное украинское общество
Экспансия «массовой культуры» и ее влияние на современное украинское общество.
Широкое распространение в ХХ в. получила массовая культура.
Ее возникновение обусловило расширение воздействия культуры на людей через средства массовой коммуникации. Своим развитием она обязана процессам «массовизации сознания», когда человек ощущает себя только частью массы, а не отдельной индивидуальностью и процессам коммерциализации, когда произведение искусства становится источником прибыли.
Одним из первых этот феномен исследовал испанский философ
X. Ортега-и-Гассет в знаменитой работе «Восстание масс». Носите-лям «массового сознания» он противопоставил элиту – «творческое меньшинство». Если первые ─ только потребители культуры, не отличаю-щиеся высокими вкусами, то другие ─ творцы культурных ценностей, добровольно берущие на себя ответственность за развитие культуры и состояние общества в целом.
Сегодня массовая культура выполняет важнейшие функции: компен-саторную и развлекательную. Поскольку современный человек живет в очень быстром ритме, затрачивает много физической, психической, интеллектуальной энергии, то при таком ритме человек нуждается в компенсации потраченной энергии, что с успехом и делает массовая культура. Мир массовой культуры очень привлекательный, не вызывает чувства «надлома» и этим сполна помогает «восстановиться» современ-ному человеку.
Кроме этого, позитивным моментом массовой культуры является то, что она первая обратилась к тем темам и проблемам, которые ранее были запретными (проблемы интимной жизни, пьянства, наркомании, проституции, СПИДа и др.) и обозначила необходимость их решения. В этом состоит одна из специфических черт нашей отечественной массовой культуры.
Но в то же время, массовая культура направлена на удовлетво-рение духовных вкусов и потребностей массового человека и это делает ее уровень усредненным. Поскольку она не глубоко отражает те темы и проблемы, к которым она обращается, то культурная политика в каждом государстве (в т. ч. и Украине) должна поддерживать развитие высокой культуры.
В целом, массовая культура ─ явление, которое нельзя однозначно интерпретировать как позитивное или негативное. При этом, сегодня, в ХХI в. все более осложняется проблема поиска альтернативы рассчитан-ному на так называемый «массовый вкус»: вплоть до формирования скептического взгляда не только на возможность, но и на необходимость подобного «противовеса», потому что постмодернистская доктрина доста-точно охотно отрицает плодотворность мышления «альтернативами».
8. 3. Постмодернистская модель мира в мировой и украинской интерпретациях
Со второй половины ХХ века началось время постмодернизма. Его появление было обусловлено продолжением абстракционистских экспериментов. И хотя на первый взгляд его художественные приемы не отличаются от модернистских, однако философская основа принципиаль-но меняется. (Ж.-Ф. Лиотар, Р. Барт, Ж. Делез, Ж. Бодрияр, Ж. Деррида).
Постмодернизм признает неустранимость языковой обусловлен-ности сознания, неизбежность вторичности всего, что создается в культу-ре.
Символом постмодернистской культуры становятся кавычки, так как утверждается неизбежность цитирования и повторения. Потеря чувства новизны и полноценности творчества компенсируется господством игро-вого начала в культуре, свободной от всяческих иерархий.
Постмодернизм, в отличии от модернизма, антиутопичен, то есть не обращен в будущее, не предлагает ничего нового, а скорее обращен к прошлому.
Эпоха постмодерна отмечена тотальным кризисом веры в разум, науку, прогресс, демократию, бога. Это объясняется наличием огромного количества социальных катастроф, которые подорвали веру в творческие возможности человеческого разума. Переориентация экономики от товаропроизводства на сферу обслуживания. Превращение информации в основной продукт производства, глобализация социального и информационного пространства, создание параллельного виртуального мира и возвращение архаических принципов (национальный и религиозный фундаментализм) – вот объективные предпосылки постмодернизма.
Для постмодернизма свойственно:
1. Поиски универсального художественного языка.
2. Сближение различных художественных направлений, эклектизм, коллажность, компиляция.
3. Идеи пессимизма и абсурдности.
4. Отсутствие единых правил, требований при создании конечного результата творчества, стилевой синкретизм, цитатность.
5. Ориентация на все слои общества (и массу и элиту).
6. Влияние с помощью искусства на все сферы деятельности: поли- тику, религию, мораль, философию.
7. Признание невозможности познания и осмысления сущности человека и культуры рациональным путем;
8. Утверждение, что сущность человека и культуры познается в пограничных состояниях (чувство страха, беспокойства, приближения смерти).
9. Признание невозможности дать исчерпывающее определение культуре.
Говоря об особенностях украинского постмодернизма, следует отметить то, что он является вторичным явлением по отношению к западному, так как не вырастает на почве глобальной информатизации общества. Его пространством преобразований становится прежде возрождение содержания национальной традиции, в частности барочной, классической, романтической, авангардной.
Для деятельности отечественных литературных групп «Бу-Ба-Бу», «Лу-Го-Сад», «Новая дегенерация», «Пропала грамота» и др. характерно карнавальное шутовство, в котором иронической трансформации подвергаются устоявшиеся ценности. Герои романов Ю. Андруховича («Рекреации», «Московиада», «Перверзия»), книг О. Забужко профани-руют мир скорее от неспособности найти общий язык друг с другом, их плетение «словес» ─ скорее способ скрыть пустоту ихобыденности их бытия. Однако та же ирония порождает жизнеутверждающую стихию народного карнавала, как в спектакле «Энеида» в театре им. И. Франко в Киеве.
Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 363;