Национально-культурное движение в Украине к. ХIХ-ХХ ст. Особенности украинского модерна
История украинской культуры второй половины ХІХ-ХХ веков разделяется на три хронологических периода:
а) с 50-х годов XIX века по 1917 год;
б) с 1917 по 1991 год;
в) с конца 1991 года до настоящего времени.
Первый из них можно обозначить как «дореволюционный». Это период пребывания украинской культуры в колониальной зависимости от российской и австро-венгерской империй, между которыми были разде-лены украинские земли. Он заканчивается политическим кризисом в кон-це первой мировой войны и следующим развалом обеих империй в 1917 ─ 1918 годах.
Второй период можно условно определить как «советский». Однако, он начинается с первых попыток возрождения национального украинского государства ─ во времена Центрального Совета, Директории и Западно-украинской республики ─ попыток неудачных и потому непродолжитель-ных, охватывает культурную жизнь Украины в советское время, а заканчи-вается распадом Советского Союза.
Третий период есть временем возобновление независимости Украи-ны в 1991 году в результате развала Советского Союза и началом пере-стройки национального украинского государства.
Важным событием в культурной жизни Украины в ХIХ ст. стало открытие в 1834 г. Киевского университета, что усилило роль Киева как культурного центра. Киевский и другие образовательные центры (Харь-ковский, Одесский (Новороссийский) университеты, Нежинский историко-филологический институт, а в Западной Украине – Львовский универси-тет) создавали вокруг себя определенное культурное пространство и стали кузнецей формирования отечественной культурной элиты.
В российской Украине во второй половине XIX ─ в начале XX ст. создавались «Общества» ─ организации украинской интеллигенции, кото-рые вели национально-культурную и общественно-политическую деятель-ность. Они существовали тайно в Киеве, Полтаве, Харькове, Одессе и других городах. Первое «Общество» возникло в 50-х годах XIX ст. в Петербурге (Г. Костомаров, Т. Шевченко, П. Кулеш). Основным зада-нием считалось распространение образования и пробуждения националь-ного сознания украинского народа.
С 1908 г. начинает работу Украинское научное общество, возглав-ляемое Грушевским. Выходит ряд работ по гуманитарным, медицинским, техническим наукам. Но в 1914 г., с началом 1 мировой войной, развитие культуры приостанавливается и вводятся запретные меры для ее даль-нейшего развития. В восточной Украине начался массовый призыв в армию. Все это способствовало распространению социал-демократичес-ких и марксистских идей, что окажет сильное влияние на последующую судьбу украинской культуры.
Особую роль в украинском национально-культурном движении при-надлежала художественной литературе, которая вышла за рамки бил-летристики (просто интересного чтения), а стала мощнейшим оружием борьбы с отсутствием правовой системы в Российском государстве и Австро-Венгерской империей. Яркой страницей украинской культуры ста-ли ее художественные достижения. В произведения Г. Гоголя, Т. Шев-ченко, М. Вовчек, П. Кулиша, Л. Украинки, И. Франка, И.Нечуй-Левицкого, П.Мирного и многих других художников поднимались важней-шие вопросы общественной жизни, связанные с идеями национального самосознания.
Со вт. пол. ХIХ в. литература приобретает реалистический характер и отражает всю глубину бесправия человека в условиях самодержавия и крепостничества. Именно такая литература сменила романтизм и бурлеск (литературное направление, изображающее украинский колорит, не акцентируя внимания на трагичность положения украинского народа).
К росту национального самосознания привело не только отсутствие государственности, но и гонения на украинскую культуру, усилившиеся со вт. пол. ХIХ в. Запрещается издание украинских журналов, учебной, науч-ной, популярной и даже религиозной литературы на украинском языке. Этому способствовало появление Валуевского циркуляра в 1863 г. (распоряжение министра внутренних дел России П. Валуева о «приоста-новке» издания религиозной и учебной литературы украинским языком, запрещении учебы детей украинским языком).Начинаются репрессии, высылки и преследования передовых деятелей украинской культуры.
Таким образом, развитие украинской культуры во второй половине XIX ст. проходило в жестких условиях, которые запрещали употребление украинского языка.
В таких условиях выдающиеся украинские деятели культуры вынуж-дены были уехать на Галицкие земли (П. Кулиш, И. Нечуй-Левицкий и др.). Поэтому в Галичине начинает развиваться новая волна украинского национально-культурного движения, выразившаяся в литературной и научной деятельности. Появляется много исследований по украинской истории, этнографии, археологии, филологии, поднимающие вопросы национального самосознания: «Кто мы такие, откуда наши корни, каковы дальнейшие перспективы развития Украины?». Открываются частные средние образовательные школы.
Кроме этого, в дореволюционный период в украинских научных центрах образовались известные научные школы, среди которых стоит отметить: химическую (Г. Бекетов, Ф. Шведов), биологическую
(И. Мечников, Г. Гамалия, В. Палладий), физиологичную (И. Сеченов), а также филологическую (О. Потебня).
Таким образом, дискриминация всего украинского, отсутствие госу-дарственности способствовали распространению идей национального освобождения в литературе, философии и т. д.
Разработке вопросов национального самоопределения также способствовала отмена крепостного права (австрийским правительством в 1848 г., российским ─ в 1861 г.). Свободолюбие украинского народа, который во времена Гетьманщины был свободен (распространение кре-постничества в Украине приходится на 1783 ─ 1796 гг.), с новой силой заявило о себе. Именно поэтому внимание тогдашних мыслителей (Г. Дра-гоманов, Г. Грушевского, И. Франка и др.) было направлено в первую очередь на вопрос национального возрождения.
Михаил Петрович Драгоманов ─ известный украинский обще-ственно-политический деятель, историк, философ, экономист ─ был сторонником идей демократизма и федерализма. Он пытался соединить задание украинского освободительного движения с современными ему западноевропейскими либерально-демократическими и социалистичес-кими течениями в общественной жизни. Был сторонником образования федерального государства, которое решало бы национальные вопросы демократическим путем. Признавая исторические права украинцев на самоопределение, не верил в возможность возобновления национальной государственности. Стремился направить украинское общественное движение на борьбу за федерализацию в пределах Российской и Австро-венгерской империй. Одновременно Драгоманов не отклонял значения широкого влияния национальных традиций на формирование культурного наследия народа.
Михаил Сергеевич Грушевский ─ выдающийся украинский исто-рик, публицист, писатель, общественно-политический деятель – рас-сматривал историческое исследование как теоретическую основу для практической украинской политики. Поддерживал идею украинской автономии в составе Австро-венгерской империи. Политическую плат-форму базировал на принципах конституционного парламентаризма и автономии Украины.
Вместе с тем, период украинской культуры конца XIX ─ начала XX ст. был насыщенный чрезвычайными, нерядовыми событиями.
Именно тогда возникло много новаций, о которых можно сказать «впервые». Впервые было основан постулат политической самосто-ятельности Украины в книге Ю. Бачинского «Украина irredenta». Впервые была создана профессиональная украинская театральная труппа (1883), которую возглавил М. Старицкий (режиссером был
Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 376;