Шевченко Т.Г. и становление новой украинской культуры
Противостоял романтизму – критический реализм, акцентировав-ший внимание на социальные проблемы. Критически оценивал их, а не ограничивался констатацией фактов. Реализм стремился к осмыслению жизненных закономерностей и к художественному отражению их как типических. Авторы (О. де Бальзак, Ч. Диккенс, Д. Лондон, А. М. Б. Стен-даль) уже не стремились идеализировать героев. Их внимание привлекали все сферы человеческой деятельности и нравственное состо-яние общества.
Именно с этим направлением было связано творчество выдаю-щегося украинского писателя Т. Г. Шевченко, который поднял украинскую литературу на мировой уровень и расширил национальное самосознание украинского народа.
Поэзия великого певца Украины будила национально-патриоти-ческие настроения украинской молодежи, даже инертно-безразличной к родному языку и культуре.
Появление в 1840 г. «Кобзаря» Тараса Шевченко открыла перед украинской культурой новые идейные и художественные горизонты, кото-рые обусловили ее самобытное развитие в будущем. Гениальный поэт, неповторимый по творческой манере художник, активный общественный деятель, который общался с лучшими представителями русской, поль-ской и других культур, человек широких духовных горизонтов, Т. Шев-ченко находился на высотах передовой мысли своего времени.
В своем творчестве он соединил национальное и общечеловечес-кое, «стал великаном в царстве человеческой культуры» (И. Франко).
Т. Шевченко был выдающимся поэтом-романтиком. Примером романтизма являются произведения «Иван Подкова», «Тарасова ночь», «Гамалия».
Но вместе с тем, творчество Т. Г. Шевченко открыло новый, высший этап в развитии украинской культуры. Оно утвердило критический реализм в украинской литературе, который основал ее революционно-демократическое направление. Произведениями реалистического направ-ления является его поэмы «Кавказ», «Служанка» и др., где поэт воспевал борьбу за свободу, славу, национальное самоутверждение («Гайда-маки»).
Всеобъемлющим творчество Шевченко-поэта оставляла долгое время в тени его изобразительное наследство. Академик Петербургской академии художеств Т. Шевченко имел свою неповторимую манеру рисун-ка, что сказывалась во всех тех разнообразных жанрах и техниках испол-нения, которыми богата его изобразительная наследие.
Воспитанный на традициях академической школы классицизма, Шевченко через романтизм постепенно переходит к реализму в живописи и графике. Наиболее известными являются Шевченко портреты и картины бытовой и исторической тематики, пейзажи («Крестьянская семья», «Катерина», «Дары в Чигирине», «Сваты», «Суда Совет»).
Однако преобладало в нем второе, основное и главное призвание – поэта-новатора, поэта особенной, необычной силы мысли, глубины чув-ства, могущественной революционной страсти.
Таким образом, мысли Шевченко-поэта, борца-революционера всег-да обращены к будущему, они вдохновляют новые поколения. Этот чело-век всегда служил правде и боролся за счастливое будущее своего наро-да. И оружием в этой борьбе поэт сделал слово.
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте движение Просвещения и его значение для европейской культуры.
2. В каких условиях проходило украинское культурное возрождение?
3. Перечислите неблагоприятные факторы, угрожающие потере национальной идентификации украинского народа в ХVIII-ХIХ вв.?
4. Какова была социальная база украинского возрождения?
5. Почему романтизм можно рассматривать как идейное движение?
6. Назовите основные черты романтизма.
7. Каким образом творчество Т.Шевченко открыло новый этап в раз-витии украинской литературы и культуры в целом?
Литература:основная [1, с. 72–79, 141–157; 4, с. 96–108, 144–152];дополнительная [22, с. 132–160, 311–332; 11, с. 132–146, 311–346; 7, с. 115–145, 215–231; 21, с. 185–205].
Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 366;