Межнациональные отношения
В современном мире ни одна нация не может жить в полной изоляции и обязательно вступает в межнациональные отношения, устанавливает экономические, политические, идеологические, культурные, правовые, дипломатические и другие связи. Они могут быть стабильными (постоянными) и нестабильными (периодическими), основанными на соперничестве и на сотрудничестве, равноправными и неравноправными. При этом не всегда обходится без конфликтов. Обычно их причинами являются территориальные споры, исторически сложившаяся напряженность, притеснение малых наций и народов, использование национальных чувств отдельными политическими лидерами с целью создать напряженную обстановку, стремление отдельных народов выйти из многонационального государства и создать собственное (по-другому его называют сепаратизмом).
В мире достаточно примеров национальных конфликтов - кризис и многолетняя кровопролитная война в бывшей Югославии, территориальные споры между республиками бывшего Советского Союза, сепаратистские настроения в Северной Ирландии и в канадской провинции Квебек, войны между центральноафриканскими государствами и так далее.
Основу этих конфликтов составляют представления об особой роли своей группы в обществе, которые еще с древних времен были характерны для многих народов. Приведем пример из одного индейского мифа: “Чтобы закончить устройство мира Бог вылепил из теста три человеческие фигурки и положил их в печь. Через некоторое время, сгорая от нетерпения, он вынул из печки первого человечка, наружность которого была слишком светлой и не очень приятной. Он был “непропечен” и внутри. Чуть позже Бог достал второго, он удался на славу - был красиво коричневым снаружи и “спелым” внутри. С радостью Бог сделал его основателем индейского рода. Ну а третий за это время сильно подгорел и стал совсем черным. Первый из испеченных человечков стал основателем белого рода, а последний - черного”. Такой подход в своих крайних формах приводит к выводу, что определенные люди по своим биологическим расовым качествам изначально якобы более одарены и талантливы, как физически, так и психически, и поэтому более способны для руководства и управления.
Позиция этнического превосходства приводит в итоге к дискриминации - сокращению или лишению прав и свобод для определенной группы населения. В быту это выражается запрещением посещения отдельных ресторанов, пляжей, кинотеатров или городских районов; в производственной сфере - запретом на профессии, труднодоступностью образования, невозможностью успешной карьеры; в психологическом плане - обидными кличками, насмешками, анекдотами о “недоразвитом” народе и т.п. В крайних случаях меньшинства отдельно проживают в особых поселениях, заключают браки внутри своей группы. Такая система разделения долгое время существовала в ЮАР (Южноафриканской Республике), где черное население изолировалось и лишалось большинства прав.
ХХ век дал много примеров разжигания страстей на национальной почве. Фашистская Германия взяла на вооружение расистские идеи о превосходстве одной группы людей над всеми остальными и существовании особой расы арийцев - избранного народа, который должен управлять всем миром. Воплощение этой идеи в жизнь привело к стремлению полностью уничтожить евреев, цыган, поляков, а других подчинить “истинным арийцам”. Были даже определены внешние параметры высшей расы - определенный цвет волос, телосложение, разрез глаз, форма лица и т.п. Любопытно, что ни Гитлер, ни многие из его приближенных сами не подходили под эти параметры.
Сейчас появилось много неонацистских партий и движений, которые используют националистические идеи для повышения своего авторитета и популярности. Кому не хочется слышать, что он лучший в мире, самый умный и благородный, имеет единственно истинную религию, обладает героической историей, а его предки господствовали над другими людьми? Подобные идеи используются на митингах, проповедуются в печати. Новоявленные лидеры заявляют о несправедливых притеснениях со стороны “чужих” и необходимости силой “навести порядок”, для чего создаются особые боевые отряды. Обычно, чем меньше у человека внутренней культуры, тем проще его убедить в особой исключительности и наличии врагов, не дающих ей проявиться. Стоящие же за всем этим люди стремятся к власти, славе и популярности, к личному обогащению через погромы,. За их видимыми переживаниями о судьбе нации стоят ярко выраженные личные интересы. Это было, есть и, наверное, еще сохранится. Насколько долго? Многое зависит от самих граждан - до тех пор, пока будет существовать болезненное национальное самолюбие и стремление возложить ответственность за свои личные неудачи на внутренних или внешних врагов, останутся этнические противоречия и неприязнь между народами.
Человечество пытается решить эту проблему. Существуют различные организации, занимающиеся вопросами взаимодействия народов - Организация Объединенных Наций, Лига арабских государств, Организация африканского единства, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии и другие. Многие конфликты были прекращены благодаря их содействию или при непосредственном вмешательстве этих организаций.
Разумное решение национальных проблем возможно лишь при сочетании двух основных тенденций в развитии национальных отношений - дифференциации (стремление народа к самостоятельности, сохранению и развитию национальной культуры, экономики, политики) и интеграции(тесное сотрудничество, обмен культурными ценностями, преодоление отчуждения и поддержание взаимовыгодных контактов). Многообразие национальных культур не должно вести к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.
В современном мире ни одна нация не может жить в полной изоляции и обязательно вступает в межнациональные отношения, устанавливают экономические, политические, идеологические, культурные, правовые, дипломатические и другие связи. Они могут быть стабильными (постоянными) и нестабильными (периодическими), основанными на соперничестве и на сотрудничестве, равноправными и неравноправными.
При этом не всегда обходится без конфликтов. Обычно их причинами являются территориальные споры, исторически сложившаяся напряженность, притеснение малых наций и народов, использование чувств национальной принадлежности отдельными политическими лидерами с целью создать напряженную обстановку, стремление отдельных народов выйти из многонационального государства и создать собственное (по-другому его называют сепаратизмом), насильственное включение территории народа в соседнее государство; изгнание народа со своей территории; произвольное изменение административных границ.
При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение следующих гуманистических принципов:
-отказ от насилия и принуждения;
-поиск согласия (консенсуса);
-признание прав и свобод человека важнейшим принципом;
-готовность к мирному урегулированию спорных проблем.
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 2097;