АГРЕССИЯ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
На ироническом, подчеркнуто выразительном динамическом рисунке семьи пятнадцатилетнего Сергея К. (рис. 161) мама, как и на многих других рисунках, занята хозяйственной работой. Однако ее воинственный вид свидетельствует отнюдь не об обслуживающей, а, напротив, о руководящей функции. Агрессивная поза и меч (вместо более уместного в данной ситуации хозяйственного ножа) в руках позволяют предполагать, что эта функция нередко осуществляется с помощью агрессивных средств. Надписи на рисунке
гласят: «Мама на кухне режит курицу», «Папа говорит по телефону и смотрит телек», «Я играю» . Курица, которую режет мама, чрезвычайно похожа на папу (см. увеличенный фрагмент рисунка). Это может являться косвенным указанием на то, кто именно является обычным объектом маминой агрессии. Верхней точкой рисунка служит кончик маминого меча, что демонстрирует ее доминирующее положение в семье.
Себя Сергей нарисовал в виде совсем маленького ребенка, играющего с игрушкой. По-видимому, в этом отразилось его самоощущение, свидетельствующее об инфантильности и отсутствии у него какой-либо иной функции в семье, кроме функции опекаемого (скорее всего гиперопекаемого) ребенка.
Вместе с тем, откровенная сексуальная символика (соски на груди и подчеркнуто демонстрируемая генитальная область) свидетельствует о том, что психосексуальное развитие мальчика вполне соответствует его возрасту. В изображении себя присутствует также символика вербальной агрессии: широко разинутый рот с подробно вырисованными зубами. Вероятно, естественная для подростка борьба за самостоятельность проявляется у Сергея в форме грубости и частого крика.
Поза мальчика на рисунке предельно экстравертна, изображение больших кистей рук позволяет предположить особо высокую потребность в общении. Можно полагать, что у Сергея общение с отцом, который нарисован первым, более эмоционально насыщено, чем с матерью: рука отца с подробно прорисованной кистью направлена к мальчику, в то время как обе мамины руки сжимают меч. Кроме того, на рисунке мама отделена от Сергея столом.
Агрессивная позиция мамы представлена и в рисунке двенадцатилетнего Мити Д. (рис. 162). В нем мамина агрессия, выраженная всей ее позой и поднятой рукой, непосредственно направлена на папу. Как объяснил мальчик, «моя мама заставляет папу заниматься; на столе книжки лежат; я стою в удивлении, что они ругаются».
На этом рисунке, так же как и на предыдущем, продемонстрирована доминирующая роль мамы (она возвышается над остальными членами семьи). Однако, в отличие от Сергея, Митя нарисовал ее первой и себя изобразил рядом с ней. Папа изображен подчеркнуто карикатурно и явственно напоминает черта. Очевидно, что он не пользуется Митиным уважением. Вырисованные зубы (признак вербальной агрессии) говорят о том, что папа вряд ли сносит мамины выпады молча.
Себя Митя изобразил маленьким мальчиком, сосущим палец. Можно полагать, что он, как и Сергей, инфантилен и находится в условиях гиперопеки со стороны мамы. Вместе с тем, и его рисунок не лишен сексуальной символики (подчеркнутая волосатость папиного тела и конечностей), что говорит о достаточной психосексуальной зрелости. Следовательно, инфантильность в данном случае, как и в предшествующем, определяется не психофизиологическими особенностями ребенка, а особенностями семейной ситуации.
На рисунке десятилетнего Миши Г. все члены семьи, кроме мамы, изображены с поднятой рукой и с крупной кистью (рис. 163). Такое положение руки интерпретируется как признак агрессивности. Сам Миша объяснил, что на рисунке они с сестрой и папа «говорят: «Привет!», здороваются с кем-то». Подобное объяснение не меняет интерпретации изображенного жеста.
В рисунке представлена ярко выраженная доминирующая роль папы. Он же является наиболее агрессивной фигурой. Такое восприятие отца в значительной мере объясняется тем, что Миша гиперактивен и недостаточно социализирован. В связи с этим он очень часто нарушает общепринятые правила поведения, за что подвергается наказанию. Во второй главе анализировался рисунок человека, сделанный Мишей в возрасте 5 л. 11 мес. (см. комментарий к рис. 22). С тех пор, благодаря проводившейся с ним психокоррекционной работе, проявления гиперактивности заметно уменьшились, поведение мальчика существенно приблизилось к норме, но проблемы все еще остаются весьма серьезными.
На рисунке семьи животных, сделанном девятилетним Ильей К., папа изображен в виде гориллы, высоко поднявшей руку с огромным кулаком и бьющей себя в грудь другой рукой (рис. 164). Наряду с папиной агрессивностью в рисунке подчеркнута его мужественность (мощная волосатая фигура) и ярко выраженное доминирование в семье. Он нарисован первым, что говорит о его высокой значимости для Ильи.
Описывая свой рисунок, Илья сообщил: «Папа-горилла. Мама-пантера... нет, кошка. Улитка-дочка. Змейша-брат, сын то есть. Гремучий такой». Змея на рисунке изображена в агрессивной позе, изготовившейся к нападению. Это символизирует взаимную агрессию в отношениях Ильи с отцом.
Родители рассказали, что отношения дома конфликтные, причем более всего Илья конфликтует с отцом. Илья хочет непрерывно смотреть телевизор и устраивает по этому поводу шумные истерики, не хочет делать ничего из того, чего от него требуют (в частности, не выполняет домашние задания). За это отец его регулярно наказывает. Рисунок мальчика позволяет предположить, что к нему применяются, в частности, физические наказания. Родители уклонились от обсуждения этой темы (отец сказал, что «возможно, сгоряча когда-нибудь дал ему подзатыльник» ).
Восьмилетний Леня Р. изобразил в качестве наиболее агрессивной фигуры (с самыми большими кулаками) себя самого (рис. 165). Себе он отвел также доминирующую роль в семье: его кулак – самая верхняя точка рисунка. Папа изображен тоже в агрессивной позе, но, судя по рисунку, его противостояние сыну не особенно успешно. Мама нарисована в предельно подчиненной позе: она лежит под ногами у Лени и его папы.
Родители обратились за консультацией в связи с агрессивным поведением мальчика дома и в школе. Учительница жалуется на то, что он постоянно дерется, нарушает правила поведения, мешает на уроке. По словам мамы, дома Леня помогает, многое делает сам, но при этом всегда жестко настаивает на своем; управлять его поведением родителям не удается.
В семье животных, изображенной пятнадцатилетним Игорем М., все персонажи в большей или меньшей мере агрессивны (рис. 166). Игорь живет с родителями и тринадцатилетним братом, то есть состав изображенной семьи не полностью соответствует реальному. По-видимому, этим мальчик хотел показать, что рисует не свою, а некую абстрактную семью. Очевидно, сам он идентифицируется с чайкой: именно по отношению к ней волк является братом. Если бы за исходную была выбрана позиция волка, то он был бы назван сыном, а чайка – сестрой. Об идентификации с чайкой говорит также расположение персонажей (она выше волка, что соответствует роли старшего ребенка в семье) и выбор более привлекательного животного.
На этом рисунке, как и на предыдущем, мама занимает низшую позицию в семейной иерархии, однако она отнюдь не пассивна, как на рисунке Лени. Игорь изобразил ее в виде крокодила, являющегося одним из наиболее ярких символов агрессии. Раскрытая пасть мамы-крокодила направлена на папу-льва: по-видимому, в семье Игоря папа является частым объектом маминой вербальной агрессии.
В отличие от крокодила, крупные теплокровные хищники, такие как лев и волк, не всегда выступают в качестве символов агрессивности. Иногда они отражают лишь представление о силе и активности. Однако в данном случае подчеркнута именно их агрессивность. Папа-л ев нарисован с оскаленными зубами (символ вербальной агрессии), но выглядит отнюдь не страшным и довольно бессильным. Сын-волк бесцеремонно пускает сигаретный дым ему прямо в лицо. Можно полагать, что таким образом Игорь отобразил агрессивные подростковые реакции своего брата на отца.
Образ чайки, вообще говоря, не связан с агрессивной темой, это романтический символ, часто используемый демонстративными подростками. Но в анализируемом рисунке романтические представления, воплощенные в этом образе, остаются чисто абстрактными. Конкретным же его наполнением, как и у остальных персонажей, является агрессивность, поскольку в рисунке подчеркнут очень большой и острый клюв, нацеленный на брата-волка. Это дает основания думать, что Игорь агрессивен по отношению к своему младшему брату, причем весьма вероятна физическая, а не только вербальная агрессия.
ЛИТЕРАТУРА
Берне Р.С, Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. М., 2000.
Болдырева С А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. М., 1974.
БукДж. Тест «дом, дерево, человек» (ДДЧ) // Проективная психология. М., 2000.
Йирасек И. Диагностика школьной зрелости // Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
Маховер К. Проективный рисунок человека. М., 1996.
Мухина B . C . Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М., 2000.
Полуянов Ю. А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. М.; Рига, 2000.
РайгородскийДЯ. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. пособие. Самара, 2001.
Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.
Хоментаускас Г.Т. Методика «Рисунок семьи» // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987.
Ширн Ч., Расселл К. «Рисунок семьи» как метод изучения детско-роди-тельских взаимоотношений // Проективная психология. М ., 2000.
Appel K.E. Drawings by children as aids in personality studies // American Journal of Orthopsychiatry. 1931. Vol. 1.
Goodenough F.L. Measurement of Intelligence by Drawings. N.Y., 1926.
Goodenough F.L., Harris D.B. Studies in the psychology of childrens drawings: II. 1928 – 1949. Psychological Bulletin. 1950. 47.
Hammer E. The Clinical Application of Projective Drawings. Springfield , 1958.
Harris D.B. Childrens Drawings as Measures of Intellectual Maturity: A Revision and Extension of the Goodenough Draw-a-Man Test. N.Y. , 1963.
Hulse W. The emotionally disturbed child draws his family // Quarterly Journal of Child Behavior. 1951. Vol. 3.
Дата добавления: 2017-01-16; просмотров: 1911;