Формирование искусства Высокого Возрождения началось в конце XV века во Флоренции.

ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Сам термин Возрождение (Ренессанс) был заимствован у Цицерона (I в. до н.э.), который подразумевал под ним культурное развитие человека. Впервые понятие возрождение употребил итальянский писатель Д. Боккаччо (автор «Декамерона»), сказав, что Джотто (итальянский художник) возродил античное искусство, а термином, определяющим целую эпоху это понятие, стало благодаря историку искусства Дж. Вазари. В XVIII в. термин «Возрождение» был подхвачен Вольтером, в XIX в. распространён на всю культуру Италии ХV-XVI вв. и только позднее стал применяться для культуры стран Европы, прошедших через определённый этап развития.

 

Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. В сходных условиях развивались сходные процессы в искусстве, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии. Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение античной культуры, мировоззренческие и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания. В других странах такой ориентации на античное наследие могло не быть, но сущность процесса освобождения человека и утверждения силы, разумности, красоты, свободы личности, единства человека и природы свойственны всем культурам ренессансного типа.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ КУЛЬТУРЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

В развитии культуры Возрождения различают следующие этапы: Раннее Возрождение (15 век соответствует времени зарождения капиталистического производства в отдельных городах Италии, Германии, Нидерландах), представителями которого были Петрарка, Боккаччо, Донателло, Боттичелли, Джотто и др.; Высокое Возрождение (90-е годы 15 столетия — первая треть 16 века), представленное Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Франсуа Рабле, и Позднее Возрождение (вторая половина 16 столетия), когда обнаруживается кризис гуманизма (Шекспир, Сервантес). В разных странах оно проявило себя по-разному. Так, например, в Нидерландах не было этапа Высокого Возрождения. Классической страной Возрождения была Италия.

Раннее Возрождение

Итальянское Возрождение делят на четыре этапа:

Проторенессанс(Предвозрождение) – вторая половина XIII - XIV века;

Раннее Возрождение – XV век;

Высокое Возрождение – конец XV - первая треть XVI в;

Позднее Возрождение – конец XVI века.

Проторенессансявился подготовкой Возрождения. Начало новой эпохи связано с именем Джотто ди Бондоне, которого художники Возрождения считали реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности.

В это же время зарождается национальная литература на итальянском языке (Данте, Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо). Главным содержанием литературных произведений становится описание земного реального мира, человека с его переживаниями и страстями.

Художникиэтого времени открывают законы линейной перспективы.

Совершенствуется строительная техника,архитекторы Возрождения проектируют здания и часто сами осуществляют постройку, нередко они являются и скульпторами, декораторами, живописцами.

В музыке усиливается тенденция к изображению разнообразия мира, причем идея разнообразия сочетается со стремлением к гармонии и соразмерности всех элементов целого. Происходит переосмысление социального статуса музыки - появляется демократическая публика, широко распространяется любительское музицирование. Возрастает роль светских жанров, появляется интерес к танцевальному искусству.

Формирование искусства Высокого Возрождения началось в конце XV века во Флоренции.

Первым художником Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи(интерес к психологическим решениям, стремление к лаконичности и обобщению, к пространственному расположению и объемности форм, разработка перспективного построения и расположения фигур в пространстве).

Другой известнейший художник Высокого Возрождения, Рафаэль, синтезировал достижения своих предшественников и создал в традициях гуманизма образ совершенного человека.

Микеланджело в своем творчестве отразил глубокие противоречия своего времени, воплотил тревогу и предчувствие грядущих катастроф.

Венецианская школа занимала в итальянском искусстве XVI в. особое место. Здесь у истоков Высокого Возрождения стоял Джорджоне. В своем творчестве он стремился к ритму и гармоническому единству, одухотворенности и психологической выразительности образов, основным мотивом его картин являлось единство человека и природы.

Продолжил дело Джорджоне Тициан, работам которого свойственно земное, жизнерадостное чувство. В его творчестве большое значение придается цвету, цветовым отношениям. Большое место в творчестве Тициана занимают портреты, в которых он стремился создать образ, соответствующий гуманистическим идеалам, раскрыть духовный облик человека. Тициан применил новые приемы живописи, оказавшие значительное влияние на развитие европейского искусства.

Литература Высокого Возрождения характеризуется расцветом героической поэмы Л. Пульчи в Италии, Л. Камоэнса– в Испании, в центре которой – человек, рожденный для великих дел. Во Франции период Высокого возрождения представлен творчеством Франсуа Рабле.

В музыке периода Высокого Возрождения появляются новые жанры –мадригал, шансон, вильянсико; приобретает самостоятельность инструментальная музыка – канцоны, ричеркары, импровизационные пьесы – прелюдии, фантазии, токкаты. Происходит формирование национальных музыкальных школ - нидерландской (Жоскен Депре, Гийом Дюфаи), итальянской (Палестрина, Джезуальдо), французской (К.Жанекен), немецкой, английской, испанской и т.д.

В период, когда Италия вступила в высшую стадию расцвета, начинается Северное Возрождение. В искусстве Северного Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо с античностью. Философской основой Северного Ренессанса был пантеизм, растворявший Бога в природе и наделявший ее божественными атрибутами.

Появлениепейзажа как самостоятельного жанра. В это же время возникает жанр портрета.

Позднее Возрождение характеризуется кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества.

В искусстве Западной Европы черты кризиса гуманизма сказались в возникновении академизма и маньеризма.

Ряд художников отказался от классических принципов для поиска новых средств выражения. В произведениях этих художников нарушены принципы равновесия и гармонии, свойственные искусству Высокого Возрождения. Это направление получило название маньеризма. Окончательно он сформировался к середине XVI в. Для зрелого маньеризма характерно стремление отгородиться от жизни, поставить искусство выше реальности.

Во второй половине XVI века в Нидерландах развивался жанр портрета, складывалась его новая разновидность - групповой портрет. Выделяется в самостоятельный жанр бытовая картина. Величайший художник Нидерландов - Питер Брейгель, чье искусство национально по форме и содержанию. Брейгель ярко отражает современную ему жизнь.

Для немецкого искусства XVI в. характерно расширение тематики, овладение изображением пространства и человеческого тела. Среди художников Германии XVI столетия выделяется Альбрехт Дюрер, живописец и гравер, оставивший трактаты по теории искусства. Другие крупные немецкие художники того времени - Лукас Кранах, Ганс Гольбейн.

Высший взлетлитературы Позднего Возрождения – драмы Шекспираи романыСервантеса.

Литература этого периодаобращается к земной природе человека, его чувствам и страстям, борьбе за реальные интересы. Новая личность, инициативная и предприимчивая, выступает в ней на первый план.

Музыка в конце XVI века подвергается тем же изменениям, что и другие виды искусств. Во второй половине века появляются жанры оперы и балета.

Отличительные черты культуры Ренессанса:

– индивидуализм практический и теоретический;

– культ светской жизни с подчеркнутым стремлением к чувственным удовольствиям;

– светский дух религии с тенденцией к язычеству;

– освобождение от власти авторитетов;

– особенное внимание к прошлому, к древности;

– чрезвычайный вкус к искусствам.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глава 2. Современные квантово-химические представления о валентности | Культура народов Месоамерики

Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 2186;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.012 сек.