Устройство управления процессором
Процессор условно можно разделить на два основных блока: операционный и управляющий. Для реализации любой команды необходимо на соответствующие управляющие входы любого устройства компьютера подать определенным образом распределенную во времени последовательность управляющих сигналов. Часть цифрового вычислительного устройства, предназначенная для выработки этой последовательности, называется устройством управления.
Любое действие, выполняемое в операционном блоке, описывается некоторой микропрограммой и реализуется за один или несколько тактов. Элементарная функциональная операция, выполняемая за один тактовый интервал и приводимая в действие управляющим сигналом, называется микрооперацией [[7]]. Например, в спроектированном АЛУ для умножения чисел в первом такте выполняются следующие микрооперации: TX=0, TY=0, RGX=|X|, RGY=|Y|, RGZ=0. Совокупность микроопераций, выполняемых в одном такте, называется микрокомандой (МК). Если все такты должны иметь одну и ту же длину, а именно это имеет место при работе компьютера, то она устанавливается по самой продолжительной микрооперации. Микрокоманды, предназначенные для выполнения некоторой функционально законченной последовательности действий, образуют микропрограмму. Например, микропрограмму образует набор микрокоманд для выполнения команды умножения.
Устройство управления предназначено для выработки управляющих сигналов, под воздействием которых происходит преобразование информации в арифметико-логическом устройстве, а также операции по записи и чтению информации в/из запоминающего устройства.
Устройства управления делятся на:
УУ с жесткой, или схемной логикой и
УУ с программируемой логикой (микропрограммные УУ).
В устройствах управления первого типа для каждой команды, задаваемой кодом операции, строится набор комбинационных схем, которые в нужных тактах вырабатывают необходимые управляющие сигналы.
В микропрограммных УУ каждой команде ставится в соответствие совокупность хранимых в специальной памяти слов - микрокоманд. Каждая из микрокоманд содержит информацию о микрооперациях, подлежащих выполнению в данном такте, и указание, какое слово должно быть выбрано из памяти в следующем такте.
Схемное устройство управления
Устройство управления схемного типа (рис. 4.1) состоит из:
датчика сигналов, вырабатывающего последовательность импульсов, равномерно распределенную во времени по своим шинам (рис. 4.2) (n - общее количество управляющих сигналов, необходимых для выполнения любой операции; m - количество тактов, за которое выполняется самая длинная операция);
блока управления операциями, осуществляющего выработку управляющих сигналов, то есть коммутацию сигналов, поступающих с ДС, в соответствующем такте на нужную управляющую шину;
дешифратора кода операций, который дешифрирует код операции команды, присутствующей в данный момент в регистре команд, и возбуждает одну шину, соответствующую данной операции; этот сигнал используется блоком управления операциями для выработки нужной последовательности управляющих сигналов.
Рис. 4.1. Функциональная схема схемного устройства управления
Рис. 4.2. Временная диаграмма работы датчика сигналов
Датчик сигналов обычно реализуется на основе счетчика с дешифратором или на сдвиговом регистре.
Датчик сигналов на основе счетчика с дешифратором
Реализация датчика сигналов на основе счетчика с дешифратором представлена на рис. 4.3. По заднему фронту каждого тактового импульса, поступающего на устройство управления с системного генератора импульсов, счетчик увеличивает свое состояние; выходы счетчика соединены со входами дешифратора, выходы которого и являются выходами датчика сигналов (рис. 4.4).
Рис. 4.3. Схема датчика сигналов на основе счетчика с дешифратором
Рис. 4.4. Временная диаграмма работы датчика сигналов на основе счетчика с дешифратором
Датчик сигналов на сдвиговом регистре
Проектирование датчика сигналов на сдвиговом регистре требует лишь его "закольцовывания", то есть соединения выхода последнего разряда с входом, через который в регистр заносится информация при сдвиге, и первоначальной установки (рис. 4.5). В начальном состоянии регистр содержит "1" только в разряде 0. Входы параллельной загрузки регистра для его начальной установки и соответствующий этой операции управляющий вход регистра на схеме не показаны.
Рис. 4.5. Схема датчика сигналов на основе регистра сдвига
Временная диаграмма работы этой схемы приведена на рис. 4.6.
Рис. 4.6. Временная диаграмма работы датчика сигналов на основе регистра сдвига
Наиболее сложной частью схемного устройства управления является блок управления операциями. Он представляет собой нерегулярную схему, структура которой определяется системой команд и составом оборудования процессора. Такое УУ может быть реализовано в виде специализированной интегральной схемы.
Структурная схема микропрограммного устройства управления
Микропрограммное устройство управления представлено на рис. 4.7. Преобразователь адреса микрокоманды преобразует код операции команды, присутствующей в данный момент в регистре команд, в начальный адрес микропрограммы, реализующей данную операцию, а также определяет адрес следующей микрокоманды выполняемой микропрограммы по значению адресной части текущей микрокоманды.
Рис. 4.7. Функциональная схема микропрограммного устройства управления (УСi - управляющие сигналы, вырабатываемые устройством управления)
На таблица 4.1 приведен пример микропрограммы для выполнения операции умножения чисел в дополнительном коде. Предполагается, что начальный адрес микропрограммы равен 300, количество разрядов множителя равно 2, а адресная часть микрокоманды содержит адрес микрокоманды, которая должна быть выбрана в следующем такте. В последней микрокоманде в регистр команд загрузится очередная команда, код операции которой определит начальный адрес очередной микропрограммы. В реальных микропрограммных устройствах управления формирование адреса следующей микрокоманды проводится более сложным образом, учитывающим возможности ветвлений и циклического повторения отдельных фрагментов микропрограмм.
Таблица 4.1. Микропрограмма выполнения операции умножения | ||||||||
Адрес МК | УС1 | УС2 | УС3 | УС4 | УС5 | УС6 | Сигнал записи в РК | Адрес следующей МК |
Х |
Из анализа структуры и принципов работы схемного и микропрограммного устройств управления видно, что УУ первого типа имеют сложную нерегулярную структуру, которая требует специальной разработки для каждой системы команд и должна практически полностью перерабатываться при любых модификациях системы команд. В то же время оно имеет достаточно высокое быстродействие, определяемое быстродействием используемого элементного базиса.
Устройство управления, реализованное по микропрограммному принципу, может легко настраиваться на возможные изменения в операционной части ЭВМ. При этом настройка во многом сводится лишь к замене микропрограммной памяти. Однако УУ этого типа обладают худшими временными показателями по сравнению с устройствами управления на жесткой логике.
1.3. Функциональные узлы ЭВМ
Анализ развития процессоров фирмы Intel IA-32
В табл. 2.1 приведены основные свойства процессоров фирмы Intel, от процессора 8086 до первых представителей семейства Pentium.
Таблица 2.1. Основные свойства процессоров фирмы Intel | |||||||
Тип ЦП Свойства | Pentium | P6 | |||||
1. Год выпуска | |||||||
2. Проектные нормы (мкм) | 1,5 | 1-0,8 | 0,8-0,6 | 0,6-0,35 | |||
3. Количество транзисторов | 1млн200т | 3млн 100т | 9млн 500т | ||||
4. Разрядность ШД/ША | 16/20 | 8/20 | 16/24 | 32/32 | 32/32 | 64/32 | 64/32 (36) |
5. Максимальный объем физ. памяти | 1 Мб | 1 Мб | 16 Мб | 4 Гб | 4 Гб | 4 Гб | 4 Гб (64 Гб) |
6. Максимальный объем виртуальной памяти | 1 Мб | 1 Мб | 1 Гб | 64 Тб | 64 Тб | 64 Тб | 64 Тб |
7. Максимальный размер сегмента | 64 Кб | 64 Кб | 64 Кб/4 Гб | 64 Кб/4 Гб | 64 Кб/4 Гб | 64 Кб/4 Гб | 64 Кб/4 Гб |
8. Размер очереди предвыборки (байт) | |||||||
9. Размер операндов (бит) | 8, 16 | 8, 16 | 8, 16 | 8, 16, 32 | 8, 16, 32, 64 | 8, 16, 32, 64 | 8, 16, 32, 64 |
10. Размер регистров (бит) | 8, 16 | 8, 16 | 8, 16 | 8, 16, 32 | 8, 16, 32 | 8, 6, 32 | 8, 16, 32 |
11. Разбиение на страницы | Нет | Нет | Нет | Есть | Есть | Есть | Есть |
12. Рабочая частота (МГЦ) | 5, 8, 10 | 5, 8, 10 | 8, 10, 12, 16 | 20, 25,33, 40 | 25-133 | 60-233 | 166, 180, 200 |
13. Защита памяти | Нет | Нет | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть |
14. Сопроцессор | 80287, 80387 | FPU | FPU | FPU |
Архитектура ЦП 8086: основные регистры, организация памяти
Программная модель МП представляется набором его регистров. Регистр является устройством временного хранения данных и используется с целью облегчения арифметических, логических и пересылочных операций.
Центральный процессор 8086 имеет четыре 16-битных регистра общего назначения AX, BX, CX, DX, четыре регистра-указателя SI, DI, BP и SP, четыре регистра сегментов CS, DS, ES, SS, один 16-битовый регистр флагов FLAGS и указатель программ IP (см. рис.2.1)
Рис. 2.1. Программная модель ЦП 8086
Регистр-аккумулятор AX используется для хранения промежуточных данных и результатов.
При базовых типах адресации регистр BX содержит адрес области памяти либо адрес, который суммируется для получения нового значения со смещением.
Регистр-счетчик CX предназначен для управления числом итераций в цикле или числом повторений в командах REP в строковых операциях.
Регистр данных DX используется как вторичный аккумулятор для хранения промежуточных данных и результатов.
Индексный регистр-источник SI применяется в качестве указателя адреса байта или слова в таких строковых командах, как LODS ("загрузить строку"), CMPS ("сравнить строку"), MOVS ("переслать строку"). При базово-индексной адресации содержимое регистра SI может суммироваться с содержимым регистра BX.
Индексный регистр-источник DI используется как указатель назначения для адреса байта или слова в строковых командах, таких как SCAS (сканировать строку), CMPS, MOVS, STOS (записать строку). При базово-индексной адресации для получения адреса операнда содержимое регистра DI может суммироваться с содержимым регистра BX.
Регистр-указатель стека SP применяется для работы с данными в стековых структурах. Его содержимое указывает адрес элемента на вершине стека, что удобно при организации обработки прерываний, процедур вызова подпрограммы и выхода из нее путем сохранения адреса возврата на вершине стека.
Регистр-указатель базы BP используется как дополнительный указатель для работы с данными в стековых структурах. В режиме базово-индексной адресации содержимое регистра BP может суммироваться с содержимым регистров SI или DI.
Адресное пространство памяти процессора, откуда происходит выборка команд и данных, разделено на сегменты (области памяти) емкостью до 64 Кбайт каждый. Процессор 8086 имеет прямой доступ одновременно к четырем сегментам.
Начальный адрес сегмента может быть установлен прикладной программой и всегда должен начинаться с 16-байтовых границ. Базовый адрес сегмента получается делением действительного физического адреса начальной ячейки сегмента на 16. Базовые адреса содержатся в одном из четырех 16-битных сегментных регистров CS, DS, ES и SS. На расположение сегмента не накладывается никаких специальных ограничений, кроме одного: он должен быть на границе 16 байт (т.е. физический адрес начальной ячейки должен делиться на 16). Сегменты могут быть смежными, разделенными, перекрываться частично или полностью.
Регистры сегментов используются для идентификации текущего сегмента адресного пространства.
Регистр сегмента команд CS указывает сегмент, содержащий адрес текущей выполняемой программы.
Регистр сегмента данных DS содержит начало зоны адресов, которая в общем случае включает программно изменяемые таблицы и константы.
Регистр дополнительного сегмента ES указывает начало области памяти, которая обычно используется для запоминания промежуточных данных.
Регистр сегмента стека SS содержит начальный адрес стековой структуры в памяти ЭВМ.
Указатель команд IP содержит адрес следующей команды в сегменте памяти, определяемом содержимым регистра сегмента команд CS.
Регистр флагов FLAGS содержит информацию о текущем состоянии микропроцессора. Имеет шесть однобитовых флагов состояния, которые индицируют результаты выполнения арифметических и логических операций.
В 1985 году фирма Intel выпустила 32-разрядный микропроцессор, ставший родоначальником семейства IA-32. Развитие этого семейства прошло ряд этапов, среди которых можно выделить следующие: реализация блока обработки чисел с плавающей запятой непосредственно на кристалле МП (микропроцессор I486), введение MMX-технологии обработки данных с фиксированной точкой по принципу SIMD - single instruction multi data (один поток команд - множество потоков данных) в микропроцессоре Pentium MMX и развитие этой технологии на числа с плавающей запятой (SSE - streaming SIMD Extention), появившееся впервые в МП Pentium III. Однако основные черты этой архитектуры вплоть до настоящего времени остаются неизменными.
Архитектура 32-разрядного микропроцессора существенно отличается от архитектуры 16-разрядного. Некоторые из этих отличий чисто количественные, другие носят принципиальный характер.
Рис.Структура 32-разрядного микропроцессора
Главное внешнее отличие - увеличение разрядности шины данных и шины адреса до 32 бит. Это, в свою очередь, связано с изменениями в разрядности внутренних элементов микропроцессора и в механизме выполнения некоторых процессов, например, формирования физического адреса.
Регистры блока обработки чисел с фиксированной точкой стали 32-разрядными. К каждому из них можно обращаться как к одному двойному слову (32 разряда). К младшим 16 разрядам этих регистров можно обращаться так же, как и в 16-разрядном микропроцессоре.
В блоке сегментных регистров произошли как количественные, так и качественные изменения. К используемым в реальном режиме четырем регистрам CS, DS, SS и ES добавлены еще два: FS и GS. Хотя разрядность регистров этого блока осталась прежней (каждый по 16 бит), в формировании физического адреса оперативной памяти они используются по-другому. При работе микропроцессора в так называемом защищенном режиме они предназначаются для поиска дескриптора (описателя) сегмента в соответствующих системных таблицах, а уже в дескрипторе хранится базовый адрес и атрибуты сегмента. Формирование адреса в этом случае выполняет блок сегментации диспетчера памяти.
Если помимо сегментов память разбита еще и на страницы, то окончательное вычисление физических адресов выполняет блок управления страницами.
Начиная с микропроцессора I486, в состав кристалла микропроцессора входит блок обработки чисел с плавающей запятой, включающий в себя восемь 80-разрядных регистров для представления знаков, мантисс и порядков таких чисел.
На кристалле микропроцессора располагается также внутренняя кэш-память, которая представляет собой особым образом организованную быстродействующую буферную память, предназначенную для хранения наиболее часто используемой информации (команд и данных). В различных моделях микропроцессоров объем кэш-памяти составляет от 8 Кбайт до 512 Кбайт.
Микропроцессор на аппаратном уровне поддерживает мультипрограммный режим работы ЭВМ, то есть возможность иметь в памяти одновременно несколько готовых к выполнению программ, запуск которых осуществляется операционной системой в соответствии с алгоритмами ее функционирования либо в зависимости от особых ситуаций, складывающихся в работе внешних устройств.
С этой возможностью неразрывно связаны средства защиты памяти, которые обеспечивают контроль над неразрешенными взаимодействиями между отдельными программами. Они включают в себя защиту при управлении памятью и защиту по привилегиям.
Главные особенности расширенного формата команды - возможность использовать любой из регистров общего назначения в любом из режимов адресации, а также добавление еще одного режима адресации - относительного базового индексного с масштабированием. При этом эффективный адрес формируется следующим образом:
ЭА = (base) + (index) · scale + disp,
где (base) - значение базового регистра; (index) - значение индексного регистра; scale - величина масштабного множителя (scale = 1,2,3,4); disp - значение смещения, закодированного в самой команде.
Отметим, что в 32-разрядной архитектуре эффективный адрес обычно называют смещением (offset), в то же время отличая его от смещения, кодируемого в самой команде (displacement).
1.4. Стандартное периферийное оборудование, состав и принцип действия
Системы визуального отображения информации (видеосистемы)
Видеосистемы предназначены для оперативного отображения информации, доведения ее до сведения оператора ЭВМ. Обычно они состоят из двух частей: монитора и адаптера. Монитор служит для визуализации изображения, адаптер — для связи монитора с микропроцессорным комплектом.
Классификацию мониторов можно провести по следующим признакам:
по используемым физическим эффектам, по принципу формирования изображения на экране, по способу управления, по длительности хранения информации на экране, по цветности изображения и по его эргономическим характеристикам.
По принципу формирования изображения мониторы делятся на плазменные, электролюминесцентные, жидкокристаллические и электронно-лучевые.
Плазменные, электролюминесцентные и жидкокристаллические мониторы относятся к дисплеям с плоским экраном. Для них характерно: экран имеет малые физические размеры, не мерцает, полностью отсутствует рентгеновское излучение. Мониторы этого вида допускают локальное стирание и замену информации, имеют малый вес и незначительное потребление энергии, большую механическую прочность и длительный срок службы. Плоские экраны уступают мониторам на электронно-лучевых трубках в скорости обновления информации на экране (они медленнодействующие, не приспособлены для демонстрации динамично меняющихся изображений) и в количестве отображаемых цветовых оттенков.
Плазменные и электролюминесцентные мониторы являются активными, излучающими свет. Для работы с ними не нужен посторонний источник света.
Жидкокристаллические - пассивные мониторы. Они работают только при наличии постороннего источника света и способны работать либо в отраженном, либо в проходящем свете. Жидкокристаллические мониторы используют способность жидких кристаллов изменять свою оптическую плотность или отражающую способность под воздействием электрических сигналов.
В плазменной панели элемент изображения образуется в результате газового разряда, который сопровождается излучением света. Конструктивно панель состоит из трех стеклянных пластин, на две из которых нанесены тонкие прозрачные проводники (до 2-4 проводников на 1 мм). На одной пластине проводники расположены горизонтально, на другой - вертикально. Между ними находится третья стеклянная пластина, в которой в местах пересечения проводников имеются сквозные отверстия. Эти отверстия при сборке панели заполняются инертным газом. Вертикально и горизонтально расположенные Проводники образуют координатную сетку; на пересечении проводников находятся элементы изображения - пикселы (от “picture element”). При разрешающей способности 512х512 пиксел такая панель имеет размеры не более 200х200мм и толщину 6-8 мм. В настоящее время созданы цветные плазменные панели с разрешающей способностью экрана 1024х1024 пиксел.
Электролюминесцентные мониторы работают на принципе люминесценции вещества при воздействии на него электрического поля. Люминесцентное вещество распыляется на внутренней поверхности одной из пластин с координатной сеткой. Напряжение на координатные шины подается такое, чтобы на пересечении координатных шин создавалось электрическое поле, достаточное для возбуждения люминофора.
Наибольшее распространение получили мониторы на электронно-лучевых трубках. Электронно-лучевая трубка (ЭЛТ) представляет собой электровакуумный прибор в виде стеклянной колбы, дно которой является экраном. В колбе, из которой удален воздух, расположены электроды: электронная пушка (катод с электронагревательным элементом), анод, вертикально и горизонтально отклоняющие пластины и сетка. Снаружи на ЭЛТ установлена фокусирующая система. Внутренняя поверхность экрана покрыта люминофором, который светится при попадании на него потока электронов. Катод, поверхность которого покрыта веществом, легко отдающим электроны при нагревании, является источником электронов. Возле него образуется “электронное облако”, которое под действием электрического поля анода движется в сторону экрана. По мере приближения к аноду электронный поток увеличивает скорость. Фокусирующая система сжимает поток электронов в тонкий пучок, который с помощью отклоняющих пластин направляется в нужную точку экрана. Сетка служит для регулирования плотности электронного потока. Она расположена гораздо ближе к катоду, чем анод. В зоне ее действия поток электронов имеет небольшую скорость, поэтому она оказывает на поток электронов влияние, сопоставимое с влиянием анода. Сетка может создать электрическое поле, которое тормозит электроны, уменьшает их скорость и плотность потока, движущегося в сторону экрана, и даже может полностью “запереть” трубку, не пропустить поток электронов в сторону экрана.
На отклоняющие пластины ЭЛТ подается пилообразное напряжение, которое отклоняет электронный луч и заставляет его пробегать по всей поверхности экрана, строка за строкой. На поверхности экрана появляется развертка, с помощью которой выводится требуемое изображение - в местах экрана, которые должны оставаться темными, трубка запирается и электронный луч не доходит до поверхности экрана.
В зависимости от формы напряжения, подаваемого на отклоняющие пластины, и способа его получения различаются растровая, матричная и векторная развертки.
Растровая развертка представляет собой набор сплошных горизонтальных линий, заполняющих весь экран. Она формируется с помощью аналоговых приборов - генераторов пилообразного напряжения, отдельно - для строк и отдельно для кадров. Этот вид развертки применяется в телевидении.
Матричная развертка по внешнему виду похожа на растровую. Но формируется она с помощью цифровых схем (счетчиков), связанных с отклоняющей системой через цифро-аналоговые преобразователи. В этом случае электронный луч на экране перемещается не непрерывно, а скачками - от одного пиксела к другому. Поэтому он не рисует линию, а высвечивает матрицу точек - пиксел. При такой развертке легко перевести луч в любую заданную точку экрана - надо только в счетчики строк и кадров поместить координаты этой точки.
Векторная развертка используется для рисования сложных фигур с помощью сплошных линий разной формы. Управление вертикальным и горизонтальным отклонением луча в этом случае осуществляется с помощью функциональных генераторов, каждый из которых настроен на прорисовку определенного графического примитива. Состав графических примитивов, из которых строится изображение, определяется наличием функциональных генераторов.
Максимальное количество строк на экране и количество точек в строке образуют разрешающую способность монитора:
// Раздача листовок промоутерами
· низкую: 320 х 200 (320 пиксел в строке, 200 строк на экране);
· стандартную: 640 х 200,640х350 или 640 х 480;
· высокую: 750 х 348 или 800 х 600;
· особо четкую: 1024 х 768 или 1024 х 1024 и выше.
Разрешающая способность оказывает значительное влияние на качество изображения на экране, но качество изображения зависит и от других характеристик: физических размеров элементов изображения (пиксел, или точек), размеров экрана, частоты развертки, цветовых характеристик и др.
Размер элементов изображения зависит от величины зерен люминофора, напыляемого на экран, которая измеряется в миллиметрах и образует ряд:
0.42; 0.39; 0.31; 0.28; 0.26;... Фактически приведенные цифры характеризуют не диаметр точек люминофора, а расстояние между центрами этих точек.
Размер экрана, имеющего прямоугольную форму, обычно измеряется по диагонали в дюймах (12, 14, 15, 17, 21,...). Для экрана с диагональю 14" длина горизонтальной части экрана составляет около 10", а вертикальной -около 9". При длине строки 10" (т.е. 257.5 мм) и размере зерна 0.42 мм, в строке может разместиться 613 пиксел. Поэтому на мониторе с размером экрана 14" и размером зерна 0.42 мм невозможно получить разрешающую способность более 613 пиксел в строке при 535 пикселных строках на экране;
монитор может обеспечить лишь стандартную разрешающую способность (не более 640 х 480). При размере зерна 0.28мм на 14" мониторе максимально можно получить разрешающую способность 800 х 600 (зато на 15" мониторе размер зерна 0.28 позволяет обеспечить разрешающую способность 1024 х 768).
Необходимо отметить, что большее по размерам зерно имеет большую инерционность - электронный луч дольше “разжигает” такое зерно, но оно и светится дольше. Поэтому в мониторах с большим размером зерна частота регенерации не должна быть высокой (25-30 кадров в секунду достаточно, чтобы изображение “не мерцало” из-за угасания зерен люминофора). При уменьшении размеров зерна уменьшается и его инерционность. Поэтому регенерацию экрана в мониторах с зерном 0.26 и меньше приходится проводить чаще (75-100 раз в секунду). Для того чтобы вывести 100 раз в секунду кадр, содержащий 1000 пиксел в строке и 1000 строк, необходимо обеспечить частоту строчной развертки 100 х 1000 х 1000 = 10* Гц = 100 Мгц; частота кадровой развертки при этом составит 100 х 1000 = 105 Гц = 0.1 Мгц.
По длительности хранения информации на экране мониторы делятся на регенерируемые и запоминающие.
В регенерируемых мониторах изображение после однократной прорисовки держится на экране недолго, доли секунды, постепенно угасая. Угасание изображения иногда заметно на глаз - нижние строки могут быть ярче верхних, например. Для поддержания постоянной яркости изображение приходится повторно прорисовывать (регенерировать) 20-25 раз в секунду. А чтобы яркость в различных частях экрана не очень отличалась и для снижения полосы пропускания применяют чересстрочную развертку: при каждой прорисовке сначала рисуются нечетные строки, а затем - четные.
Регенерируемые мониторы незаменимы при визуализации быстропротекающих динамических процессов.
В запоминающих мониторах после однократной прорисовки изображение держится на экране в течение нескольких часов. Для его стирания приходится подавать на экран специальное стирающее напряжение.
Запоминающие мониторы эффективны там, где выведенное изображение нуждается в длительной обработке, например подвергается редактированию или должно быть воспринято (изучено) оператором.
По способу управления яркостью луча мониторы делятся на цифровые и аналоговые. В цифровых мониторах для управления яркостью на сетку подаются дискретные сигналы, которые в зависимости от настройки могут полностью запирать трубку (0) или полностью отпирать ее (1), снижать яркость до 1/2 (0) или обеспечивать полную яркость (1) и т.д.
В аналоговых мониторах на сетку подается непрерывный (аналоговый) сигнал, который может плавно изменять яркость от полного запирания до полного отпирания.
По цветности изображения мониторы делятся на монохромные и цветные.
Цветность монитора на ЭЛТ зависит от люминофорного покрытия экрана. В монохромном мониторе на экране распыляется один люминофор, который и определяет цвет экрана: белый, зеленый и др. В цветном мониторе на экран последовательно напыляются три различных люминофора, каждый из которых светится под воздействием электронного пучка своим цветом. В цветных мониторах в качестве основных цветов применяются красный (Red), зеленый (Green) и синий (Blue), в связи с чем они получили название RGB-мониторы. Люминофоры наносятся в виде точек, образующих цветные триады на месте каждого пиксела. В цветных ЭЛТ используются три электронные пушки, каждая из которых может подсвечивать точку только одного цвета. Изменяя интенсивность каждого электронного пучка, можно регулировать яркость точек в цветных триадах. Но точки, из которых состоит пиксел, глазом по отдельности не воспринимаются, так как имеют очень малые размеры и расположены близко друг от друга. Глаз воспринимает их слитно как одну цветную точку, цвет которой зависит от яркости ее компонентов.
В аналоговых мониторах для управления цветом может использоваться одна общая сетка, одновременно воздействующая на все три луча, - такой монитор называется композитным. В нем одновременно с изменением яркости изображения изменяется и цвет. Это один из самых ранних мониторов, в настоящее время для получения цветного изображения не применяется. Самые большие возможности цветообразования - у аналоговых RGB-монито-ров с раздельным управлением яркостью трех лучей. В этих мониторах используются три сетки, каждая из которых находится в непосредственной близости от “своей” электронной пушки и управляет интенсивностью только ее луча. Такие мониторы способны воспроизводить на экране сотни тысяч различных цветов.
В цифровых мониторах управление цветом осуществляется раздельно по каждому лучу. При использовании трех сеток (на каждую из которых может подаваться один из двух сигналов: 0 или 1) на экране могут быть воспроизведены 23 = 8 цветов: это цифровой RGB-монитор.
Если, кроме трех таких сеток, в мониторе установлена общая сетка, управляющая интенсивностью всех трех лучей сразу (сетка интенсивности - Intensity), то такой монитор называется IRGB-монитором и способен воспроизвести на экране 24 == 16 различных цветов.
В третьей разновидности цветных цифровых мониторов для управления цветом каждого луча установлено по две сетки. Поскольку сетки находятся на различном расстоянии от электронной пушки, их влияние на электронный луч различно - одна из сеток может ограничить интенсивность луча на 1/3, другая - на 2/3, вместе они способны полностью отпереть или запереть электронный луч. Такой цифровой монитор называется RGBrgb-монитором, он способен воспроизвести на экране 26 = 64 различных цвета.
По эргономическим характеристикам мониторы делятся на обычные;
с пониженным рентгеновским излучением (LR - Low Radiation) - соответствующие стандарту на ограничение электромагнитных излучений; с антистатическим экраном (AS); работающие в энергосберегающем режиме - снижающие потребление энергии в режиме ожидания (“Green”).
Связь ЭВМ с монитором осуществляется с помощьюадаптера - устройства, которое должно обеспечивать совместимость различных мониторов с микропроцессорным комплектом ЭВМ.
Существуют пять стандартных видеоадаптеров, в полной мере обеспечивающих совместимость различных по конструкции мониторов с ЭВМ:
· MDA - монохромный дисплейный адаптер;
· CGA - цветной графический адаптер;
· MGA - монохромный графический адаптер;
· EGA - улучшенный графический адаптер;
· VGA - видеографическая матрица.
Кроме них существуют и другие адаптеры, например - Геркулес, PGA, SVGA и др. Но они не поддерживают некоторые общепринятые режимы работы мониторов и вследствие неполной совместимости не позволяют реализовать любое программное обеспечение IBM PC.
Адаптер MDA, разработанный фирмой IBM, является одним из самых ранних адаптеров, может воспроизводить лишь алфавитно-цифровую информацию и небольшое количество служебных символов. В нем отсутствуют графические возможности. Он обеспечивает разрешающую способность экрана 80 х 25 символов, размер точечной матрицы символа 9х14 пикселов.
Адаптер CGA, производимый той же фирмой, обеспечивает воспроизведение информации только со средним разрешением и ограниченным количеством цветов (этот адаптер был предназначен для работы с цифровыми RGB-монигорами). Обеспечивает разрешающую способность 80 х 25 символов на экране, имеет точечную символьную матрицу 8х8 пиксел. Из-за небольшого объема видеопамяти (всего 16 Кбайт) в графическом режиме адаптер обеспечивал при низкой разрешающей способности (320 х 200 пиксел) воспроизведение 4 цветов (способность монитора - 8 цветов), а при нормальной разрешающей способности мог работать только в монохромном режиме. Поскольку монитор позволял воспроизвести большее количество цветов, все цвета были разделены на две палитры: палитра 0 -зеленый, красный и коричневый (+ черный), палитра 1 - голубой, фиолетовый и белый. Переключение палитр производится с помощью прерывания BIOS.
Адаптер EGA начал выпускаться с 1984 г. и был оснащен видеопамятью емкостью 64, 128 или 256 Кбайт. Адаптер разрабатывался для монитора RGBrgb, способного воспроизводить 64 цвета. Но малый объем видеопамяти позволял работать с 4 палитрами по 16 цветов.
Видеографический матричный адаптер VGA, разработанный в 1988 г., позволял реализовать 640*480 точек в графическом режиме при 64-256 (зависит от объема видеопамяти) одновременно отображаемых цветах из 262 144 возможных. В текстовом режиме адаптер VGA позволяет отображать на экране 80 х 25 или 80 х 50 символов. Количество цветов, отображаемых в этом режиме, ограничено 16 цветами из 256 возможных. Ограничение на количество воспроизводимых цветов накладывает архитектура адаптера, стремление сделать его совместимым с адаптером EGA.
Исторически сложилось, что дисплеи могут работать в одном из двух режимов:символьном или графическом,
В символьном режиме на экран может выводиться ограниченный состав символов, имеющих четко определенный графический образ: буквы, цифры, знаки пунктуации, математические знаки и знаки псевдографики. Состав этих символов определен системой кодирования, применяемой в данной ЭВМ. В Robotron 1715 состав символов определяется кодом КОИ-7; в ЕС ЭВМ - кодом DKOI, в IBM PC - кодом ASCH.
Для вывода символа на экран дисплея сначала определяется позиция, в которой должен появиться символ (номер символа в строке и порядковый номер строки), а затем по коду символа определяется его форма, которая и высвечивается на экране. Предельное количество символов, одновременно размещаемых на экране, называется информационной емкостью экрана. В символьном режиме на экране монитора IBM PC может быть высвечено 40, 80 или 132 (VESA
Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 9602;