ОСОБОЕ МЕСТО В.ХОДАСЕВИЧА.


Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев. 1880-1934)

 

Писатель родился в семье знаменитого Московского профессора математики МГУ, мать – пианистка. Вначале юноша ориентировался на естественные науки, но постепенно интересы смещаются, его друг Сергей Соловьев был из семьи известного интеллигента-философа Владимира Соловьева. Именно здесь будущему писателю придумали псевдоним – А.Белый, т.е. священный, утешительный цвет, слияние всех цветов. У него были необыкновенного цвета глаза, он летал, а не ходил, запрокинув назад голову со светлыми кудрями, он себя называл «сын эфира». В 1900 году студент МГУ Борис Бугаев решил стать писателем. В кругу московских символистов Белый развивал и отстаивал концепцию религиозно-философского, теургического символизма, направленного на преображение бытия. Белый – поэт-мифотворец, был убежден, что жизнь и искусство должны слиться воедино. Он выстроил триаду, синтезирующую все уровни деятельности художника-теурга: мифотворчество-словотворчество-жизнетворчество. Он стремился к обновлению синтаксиса, синтезу поэзии и музыки. Как пример этому слиянию обычно называют его четыре симфонии (1902-1908) – их цель созерцание тайны мира – Вечной Женственности. Симфонии – это попытка дать синтез приемов поэзии, прозы, музыки, которую Белый понимал как мироздание, везде ритм образов, ритм смысла, сразу развивается несколько тем, написаны ритмизованной прозой, нет единого повествования, отдельные сцены составляют содержание. В 1903 году Белый организовал кружок «Аргонавты» (Арго, золотое руно), поиск «золотого руна» истины в океане искусства, членов кружка сближает чувство одиночества в мире:

Сирый, убогий в пустыне бреду,

Все себе кров не найду.

(1900 г.)

Первый сборник «Золото в лазури» (1904) здесь подчеркнутая связь с романтической, бальмонтовской линией русского символизма. Это и метафора – символ солнца, заключенное в названии (солнце на голубом небе), и лейтмотивы солнца в стихах (ананас), насыщенность всех образов золотыми красками (златосветный, золотея), прямое обращение к Бальмонту в первых же стихах сборника, очень много стихов-посвящений: Вл.Соловьеву, Мережковскому, Блоку, Брюсову. Общий мотив книги – мотив «возлюбленной» Вечности:

Образ возлюбленной – Вечности –

Встретил меня на горах.

Сердце в беспечности

Гул, прозвучавший в веках.

В жизни загубленной

Образ возлюбленной,

Образ возлюбленной – Вечности

С ясной улыбкой на милых устах.

В сборнике много стилизаций (18 век с условными картинками из жизни вельмож), много филосиофских раздумий, эксперименты с преданиями, сказками, мифами (кентавры, фавны, гномы, великаны), есть и стихотворения религиозно-философской окраски:

Опять с несказанным волненьем

Я ждал появленья Христа.

Всю жизнь меня жгла нетерпеньем

Старинная эта мечта.

Многим стихам присуща сказочность, романтичность волшебной страны. В стихотворении «На горах» к герою на утес притащился горбун седовласый, который из подземных теплиц принес ему ананасы:

Голосил низким басом,

В небеса запустил ананасом.

Поэт хочет найти золотой поток, но чаще свет оказывается где-то вдали –

Опять горизонт золотой

Подернулся дымкой багровой,

но поэт верит «золотому блеску», ждет осуществления своей мечты, ведь он – «Любил только звон колокольный / И – закат». Поэт верит, что за солнцем можно отправиться подобно аргонавтам: «За солнцем, / За солнцем, свободу любя, / Умчимся в эфир / Голубой!»

Но такая оптимистическая направленность стихов оказалась неоправданной. Заявленное изначально ожидание света, Солнца, Вечной Женственности не реализовалось, поэт не находит практического пути к новому, он не знает, есть ли конец этому пути:

Я вновь один в своей пещере горной,

Над головой полет столетий быстрый.

Все первоначальные темы сгорают, оставляя после себя лишь «Пепел» – так называется поэтический сборник (1909). Разочарование в прежних истинах переводит взгляд поэта с Вечности на землю, здесь поэт ориентируется на демократическую гражданскую поэзию. Книга «Пепел» посвящена памяти Н.А.Некрасова, в ней много скрытых цитат из Некрасова, аллюзий, он вслед за Некрасовым едет по железной дороге, превращается в странника. Поэт воссоздает доступные ему картины народной жизни, ориентируется на интонации народных песен, танцевальных ритмов: «Арестанты», «Странники», «В полях» и т.д. Россия видится поэту убогой, ледяной и кем-то проклятой: «Там убогие стаи избенок, Там убогие стаи людей».

Роковая страна, ледяная,

Проклятая железной судьбой –

Мать Россия, о, родина, злая,

Кто же так подшутил над тобой?

(Родина, 1908)

В «Пепле» можно выделить и тему Города, который изображен как «всклоченный бродяга», от ужасов которого убегает поэт: «За мной грохочущий город / На склоне палящего дня». Если до создания «Пепла» Белый – пророк, теург, которому так и не удалось стать аргонавтом, то в «Пепле» – он беглец, которому не удалось войти в мир народной жизни, это хождение привело к разочарованию:

Над страной моей родною

Встала – Смерть.

Основную тональность сборнику придает стихотворение «Отчаяние»:

Довольно; не жди, не надейся –

Рассейся, мой бедный народ.

В пространство пади и разбейся

За годом мучительный год!

Важнейшие темы сборника – Россия, Деревня, Город – иногда автор как бы перевоплощается в своего героя.

Сборник «Урна» (1909) представляет иную грань поисков Белого – это философская лирика. Книга первого издания была посвящена В.Брюсову, в ней ощутима поэтическая манера Брюсова, многие стихи носят элегический характер, в сборнике есть стихи, напоминающие записи о личной драме. Белый пытается отойти от прошлого, он обращается к образу Брюсова, одинокого, вознесенного на вершины, он считает его магом – созидателем русской поэзии.

Созидатель

Брюсову

Грустен взор. Сюртук застегнут.

Сух, серьезен, строен, прям –

Ты над грудой книг изогнут,

Труд несешь грядущим дням.

Вот бежишь: легка походка;

Вертишь трость – готов напасть.

Режешь времени поток

 

Маг

Упорный маг, постигший числа

И звезд магический узор.

Ты шел путем не примиренья

Ты знаешь: мир – судеб развязка.

Изображая такого Брюсова, Белый как бы примеривал себе ее роль, но это не согласовывалось с его поэтическим темпераментом. Центральные разделы книги – «Зима», «Разуверения» – основаны на описании «зимы души», ночи, скорби. В книге не просто философские размышления, а и спор Белого с неокантианством, например, в разделе «Философская грусть»:

На робкий роковой вопрос

Ответствует философ этот,

Почесывая бледный нос,

Что истина, что правда ... метод.

У многих стихов этой книги есть адресаты: Брюсов, Вл.Соловьев, Л.Толстой, И.Кант и даже таинственная «Снежная дева». В книге – философские раздумья о сложных вопросах бытия, что отражается и в названиях стихотворений: «Жизнь», «Рок», «Смерть», «Время», «Совесть». В этих стихах выдержан высокий пафосный тон, с подчеркнуто книжной, возвышенно-отвлеченнной лексикой (твердь, буря мировая и т.д.). Считается, что философская лирика этого сборника создавалась в традициях Пушкина, Баратынского, Тютчева. За четыре года (1904-1908) создано несколько поэтических сборников, но произошел нервный срыв, а в начале 1909 года Белый уехал заграницу.

«Серебряный голубь» (1909) – первое прозаическое произведение, печатался первоначально в журнале «Весы» (1909, N 3-12). Толчком к написанию послужили события первой русккой революции, как пишет Белый, «запойное чтение» Гоголя летом 1906 года. Всерьез к работе над романом приступил с начала 1909 года, он представлял, что пишет первую часть трилогии «Восток или Запад». События в романе происходят летом 1905 года, в России, автор не скрывает совей ориентации на Гоголя. Россия первых страниц «Серебряного голубя» – праздничная, патриархальная, село Целебеево очень напоминает Малороссию («Вечера на хуторе»). Главный герой Дарьяльский воплощает интеллигенцию, которая ищет новые пути, он попадает в религиозную секту «голубей», главарь этой деревенской секты столяр Кудреяров (фамилия как у фольклорного разбойника). Дарьяльский попадает в сложную ситуацию, он не может сделать выбор между «ведьмой» Матреной и чистой Катей, этот треугольник напоминает сюжеты из жизни символистов. Попытка Дарьяльского приобщиться к народу кончается трагически: сектанты его убивают. Помимо сюжета в романе видное место занимает «сказ» – повествование от лица рассказчика из народа, стилизация под Гоголя. «Серебряный голубь» задумывался как первая часть трилогии «Восток или Запад», замысел второй части перерос в произведение, почти не связанное с проблематикой «Серебряного голубя».

Роман «Петербург» писал в 1911 по 1913 годы, он вышел в 1916 году, в 1922 году Белый значительно переработал роман (8 глав, пролог и эпилог). Это многоплановое, многоступенчатое произведение, место действия – Петербург, столица Российской империи, место встречи азиатского Востока и послепетровского Запада. Время действия – девять дней октября 1905 года, на которые проецируется прошлое и будущее мировой истории. Сюжет может быть пересказан: террорист Дудкин дает Николаю Аполлоновичу Аблеухову бомбу (сардиницу ужасного содержания), а более важное в партии лицо – Липпанченко – требует, чтобы Николай подложил эту бомбу своему отцу – сенатору Аполлону Аполлоновичу Аблеухову. Бомба с часовым механизмом попадает к сенатору, а тот оставляет бомбу в своем кабинете. Сын не может найти бомбу, не может от нее избавиться. Ночью в пустом кабинете раздается взрыв. Отец решил, что сын хочет его убить, а сын не может доказать обратного. Еще до взрыва террорист Дудкин, сойдя с ума, убивает Липпанченко, который оказался провокатором. Роман завершается тем, что все его герои покидают город, а Петербургу, по мнению автора, суждена гибель. А.А.Аблеухов – не бог Аполлон, а немощный, выживший из ума старик, а та власть, которая вроде бы есть у него, призрачна. Но и партия террористов тоже не сила, ее представитель Дудкин «спортсмен от революции». Очень много реминисценций: семья Аблеуховых скорее всего пародия на семью из романа «Анна Каренина»; Дудкин напоминает Евгения из «Медного всадника». Студент Николай Аблеухов имеет черты, сходные с Белым, автор пытался в его образе представить судьбу интеллигенции, попавшей в жернова исторического перелома. Эпилог романа подсказывает возможность выхода из бесконечности петербургских проспектов. Николай Аблеухов уезжает в Египет, в Египте он приобретает внутреннее зрение, это начало пути посвяшения. Белый здесь говорит о необходимости обращения к общим проистокам, к древнему Египту, не нужно противоборство Востока с Западом.

Несколько лет Белый живет вне России, путешествует с Асей Тургеневой. В 1916 году возвращается в Россию. В 1917-1918 годах живет в России, участвует в работе новых советских учреждений. В 1921 году уезжает в Германию, некоторое время жил в Берлине, произошел разрыв со Р.Штейнером – антропософом, идеями которого Белый увлекался несколько лет. Рудольф Штейнер – глава антропософской школы, Доктор, как его называли, разработал учение о циклической эволюции Мирового Космического духа и определил место в ней человека. При помощи ряда специальных духовных упражнений – «медитаций», человек, по мысли Штейнера, может вызывать в себе особые состояния и тем самым постепенно стать самосознающей частью космоса, обрести способность познать Христа. Белый ездил за Штейнером по городам и странам Европы, а с 1914 года жил рядом с философом в местечке Дорнах, близ Базеля.

В 1922 году Белый публикует много произведений в Берлине. В 1923 году Белый вернулся на родину. Пишет мемуарную трилогию «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933), «Между двух революций» (1934). Эта трилогия написана ритмизированной прозой, воссоздает культуру и атмосферу серебряного века, общественную жизнь России. Мемуары очень субъективны, недостоверны, но без них нельзя изучать историю русской литературы начала ХХ века.

 



Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 1876;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.014 сек.