БАКТЕРИИ И БИОСФЕРА
Представления общей бактериологии, сформировавшиеся уже к началу нашего столетия, с очевидностью свидетельствовав ли об исключительном значении бактерий для жизни на Земле. Благодаря работам Л. Пастера, С. Н. Виноградского, М. Бейеринка и других ученых стало ясно, что без круговорота биогенных элементов, который возможен только при участии бактерий, жизнь на Земле немыслима. Глобальная роль бактерий в создании фундамента жизни в самом широком понимании этого слова была, однако, оценена не бактериологами, а одним из выдающихся натуралистов нашего века русским ученым Владимиром Ивановичем Вернадским (1863—1945) в его учении о биосфере.
Впервые термин «биосфера» применил австрийский геолог Э. Зюсс (1831—1914). В своей монографии о геологическом строении Земли, изданной в 1875 г., Зюсс писал: «Одно кажется чужеродным на этом большом, состоящем из сфер небесном теле, а именно—органическая жизнь... На поверхности материков можно выделить самостоятельную биосферу» (цит. по Лапо, 1987). Начиная с 1911 г. этим термином стал пользоваться В. И. Вернадский, создавший учение о биосфере. В 1926 г. увидела свет его монография «Биосфера». По В. И. Вернадскому, «биосфера представляет оболочку жизни—область существования живого вещества» и, кроме того: «биосфера может быть рассматриваема как область земной коры, занятая трансформаторами, переводящими космические излучения в действенную земную энергию — электрическую, химическую, механическую, тепловую и т. д.». Биосфера представляет собой высший уровень экологической интеграции. Советский геолог А. В. Лапо в 1987 г. обобщил формулировки В. И. Вернадского и представил основные функции живого вещества в биосфере в следующем виде:
1. Энергетическая функция заключается в поглощении солнечной энергии при фотосинтезе, трансформации химической энергии путем разложения энергонасыщенных веществ и передаче энергии по пищевой цепи разнородного живого вещества.
2. Концентрационная — в избирательном накоплении в ходе ' жизнедеятельности определенных видов веществ: а) используемых для построения тела организма; б) удаляемых из него при метаболизме.
3. Деструктивная—в минерализации небиогенного органического вещества: а) разложение неживого неорганического вещества; б) вовлечение образовавшихся веществ в биологический круговорот.
4. Средообразующая—в преобразовании физико-химических параметров среды (главным образом за счет небиогенного вещества).
5. Транспортная - в переносе вещества как против градиента силы тяжести, так и в горизонтальном направлении.
Из перечисленных пяти функций только последняя—транспортная—относительно мало зависит от активности бактерий, хотя косвенно, благодаря образованию летучих и других легко подвижных продуктов, они участвуют и в этих процессах. Энергетическая и концентрационная функции свойственны любым живым организмам, а в деструктивной и средообразующей деятельности бактериям принадлежит решающая роль. Таким образом, бактерии способны обеспечить все функции живого вещества, необходимые для существования биосферы, тогда как существование биосферы за счет активности одних только эукариот, без бактерий, представляется немыслимым. Именно деятельность бактерий обеспечивает замкнутость круговорота основных биогенных элементов в биосфере. Так, усреднение данных соответствующих наблюдений показало, что вещество наземных растений обновляется примерно за 14 лет, но в океане вся масса живого вещества обновляется за 33 дня, а его фитопланктон — каждый день. Однако продолжительность общепланетарных циклов углерода, азота и фосфора измеряется миллионами лет.
Решающая роль бактерий в реализации круговорота биогенных элементов стала очевидной уже на заре развития общей микробиологии, однако только в последние годы предпринимаются попытки количественной оценки глобальных эффектов деятельности тех или иных конкретных форм бактерий.
Биогеохимический круговорот в биосфере не является замкнутым. Степень воспроизводства циклов достигает в лучшем случае 90—98%. Этапы циклов и организмы, в них участвующие, постоянно изменяются, т. е. биосфера представляет собой эволюционную систему. Как «былые биосферы» В. И. Вернадский определял оболочку Земли, когда-либо подвергавшуюся воздействию жизни. Он считал, что земная кора захватывает в пределах нескольких десятков километров ряд геологических оболочек, которые когда-то были на поверхности Земли. При этом нужно иметь в виду, что по существующим представлениям око до 1,5 миллиарда лет, т. е. около половины периода существования жизни на Земле, в биосфере существовали только бактерии Они обеспечивали непрерывность и устойчивость первично! биосферы. Примитивные бактериоценозы последовательно осуществляли все необходимые звенья первичного круговорота веществ. Предполагают, что первичные организмы обладали малым количеством неспецифических ферментов, имевших широкий спектр действия. Существование биосферы обеспечивалос жизнедеятельностью сравнительно небольшого количества- видов, характеризовавшихся значительной физиологической лабильностью и полифункциональностью. Только в результата эволюции бактерий и биосферы в тот период появились предпосылки для возникновения более совершенных организмов. К сожалению, о том, что представляли собой биосферы, населенные одними бактериями, практически ничего неизвестно. Некоторых ученые, открывшие и исследовавшие в последние годы представителей архебактерий, считают, что когда-то эти организмы, в частности метаногенные, были доминирующими обитателями Земли. Подобная точка зрения является дискуссионной. Особый интерес в связи с этим представляет недавно опубликованная небольшая по объему книга Г. А. Заварзина «Бактерии и состав атмосферы». В ней впервые дан научно обоснованный анализ возможной эволюции некоторых прошлых бактериальных сообществ.
Существование будущих биосфер тоже немыслимо без деятельности бактерий, приспособившихся соответствующим образом к изменившимся средам обитания. В наше время человеческая деятельность является основным фактором, определяющим условия жизни на Земле. Есть уже немало наблюдений, свидетельствующих о способности бактерий приспосабливаться к изменяемой человеком среде, в частности их адаптация к ксенобиотикам—химическим соединениям, отсутствующим в природе синтезированным людьми. Кроме того, наблюдается приобретение бактериями резистентности к токсическим для них веществам, вырабатываемым промышленностью, лекарственным препаратам или отходам производства. В условиях изменяемой человеком биосферы мы несомненно столкнемся с новыми аспектами экологии бактерий, разумный контроль условий окружающей человека среды немыслим без знания экологии бактерий. Ее изучение необходимо для создания биосферы нового качества—ноосферы, представления п котооой были с оптимизмом сформулированы В. И. Вернадским: «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, ставится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не зная этого, приближаемся, и есть ноосфера.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 444;