Место психологии в системе наук о человеке




Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии (рис. 1). Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Рис. 1. Классификация А. Кедрова

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 7-19. В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам. Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это "свойство высокоорганизованной материи". Если же иметь в виду психику человека, то к словам "высокоорганизованная материя" нужно прибавить слово "самая": ведь мозг человека – это самая высокоорганизованная материя, известная нам. Знаменательно, что с той же мысли начинает свой трактат "О душе" выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как "оно – знание о наиболее возвышенном и удивительном". Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания. Чтобы пояснить это, воспользуюсь одним сравнением. Вот рождается на свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения. И вот постепенно, из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастает совершенно особое ощущение – ощущение собственного "Я". Где-то в подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы: "Кто я? Какой я?", а позже и "Зачем я?". Те психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку средством для освоения внешнего мира – физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания. Точно такой же процесс можно проследить в масштабе всего человечества. В первобытном обществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевали с соседними племенами, получали первые знания о природе. Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная, жизнь? Этот момент и был рождением самосознания человечества, т. е. рождением психологического знания. Событие, которое когда-то произошло, можно коротко выразить так: если раньше мысль человек направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отважился на то, чтобы с помощью мышления начать исследовать само мышление. Итак, задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой другой науки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя. Только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием. Наконец, в-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях. Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто – значит овладеть этим "нечто", научиться им управлять. Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями – задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.

Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология – это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека. И хотя это мнение не является сейчас общепринятым, в последнее время все громче звучат голоса, призывающие осмыслить эту особенность психологии, которая делает ее наукой особого типа. В заключение надо сказать, что психология – очень молодая наука. Это более или менее понятно: можно сказать, что, как и у вышеупомянутого подростка, должен был пройти период становления духовных сил человечества, чтобы они стали предметом научной рефлексии. Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно, в 1879 г.: в этом году немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным. Еще раз подчеркну: это – наука особого типа. Перейдем к следующему пункту нашей лекции – вопросу о соотношении научной и житейской психологии. Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом. Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но, повторяю, и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.

Вернемся к вопросу о месте психологии в системе наук.

Связь с естественными науками вполне очевидна.

Наиболее явная связь с биологическими науками. Психология заимствовала некоторые общебиологические теоретические положения для обоснования закономерностей развития психики. На стыках со многими биологическими дисциплинами появились смежные отрасли. Сложнее усмотреть связь психологии с физикой. Психология в определенных отношениях и направлениях отражает то мировоззрение, которое определяется основными открытиями в области физической картины мира. В ряд психологических теорий вошли такие понятия, как “энергия”, ”поле”. Связь психологии и химии аналогична, но в ряде случаев более определенна. Существуют области, относительно которых выдвигаются и химические, и физиологические, и психологические теории (например, механизмы памяти). Существует психофармакология – дисциплина, изучающая закономерности воздействия на психику лекарственных препаратов. Ряд психологических направлений ориентировано на понимание психологии как естественной науки. Однако, не менее сильна связь психологии с науками гуманитарными. С историей психологию сближает интерес к особенностям душевного облика человека в различные исторические эпохи и в различных культурах. С социологией психология связана через изучение закономерностей взаимодействия личности и ее социального окружения. Политическая психология изучает особенности человека и групп, обусловленную их включенностью в политическую жизнь. Искусствоведение и психология находят область соприкосновения в подходах к проблемам художественного творчества и личности художника, восприятие художественных произведений. Обратите внимание: если в отношении фундаментальных естественных наук психология в основном заимствует у них некоторые объяснительные принципы, то в отношении гуманитарных дело обстоит иначе: психологи не только “берет”, но и предлагает свои способы понимания явлений. Мы не коснулись связи психологии и философии. Хотя эта связь чрезвычайно важна. Для психологии определенные философские концепции выступают в качестве методологической основы. Кроме того, в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления. Непосредственна связь и с педагогикой. Психология старается выявить психологические механизмы, лежащие в основе педагогических взаимодействий, изучить закономерности педагогического процесса, определить условия оптимальной организации. Таким образом, место психологии в системе других наук можно определить следующим образом: если основные науки представить в виде тетраэдра, а за его вершины взять математику, философию, биологию, технику, то место психологии будет посередине, т.к. и исторически, и актуально она связана со всеми основными областями знаний. Т.е. психология – это наука, занимающая промежуточное положение между естествознанием и гуманитарными науками, использующая естественно-научные методы для изучения проблем, традиционно относящихся к гуманитарному знанию. Однако, несмотря на огромный объем данных других наук о человеке, задействованный в книге, психология занимает в ней центральное место и выполняет функцию концептуальной опорной конструкции.

2.Отрасли психологии

Отрасли психологии

Современная пси представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Зоопси изучает психику животных. Детская пси изучает развитие сознания, психических процессов деятельности, условия ускорения развития. Соц пси изучает социально-психологические проявления личности ч-ка, его взаимоотношения с людьми. Педагогическая пси изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей пси (инженерная, авиационная), изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: пси труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности ч-ка, закономерности развития трудовых навыков. Патопси изучает отклонения в развитии психики. Юридическая пси изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса, психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная пси изучает поведение ч-ка в условиях боевых действий. Таким образом, для современной пси характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвлённость на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Происходит стыковка пси со всеми науками.

 

3.Предмет психологии

Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Во-первых, как писал Л.С. Выготский (1896-1934), «предмет психологии – самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ ее познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут». Во-вторых, психология как наука развивается в условиях крайнего плюрализма разных точек зрения и мнений по поводу решения самых фундаментальных вопросов, в том числе проблемы предмета психологии.

Психологию трактовали как науку о субъективном опыте, сознании, поведении и т.д. При этом считалось, что доподлинно известно, что такое «непосредственный субъективный опыт», «сознание», «поведение». Наиболее распространенным и ненаучным является тавтологичное определение: «психология – наука о психике» (или как стало сейчас модно говорить – о психической реальности). Это определение, которого стыдятся. Следует утешиться лишь тем, что до настоящего времени не предложено ничего лучшего. По крайней мере, в этом определении фиксируется, что существует некая особая реальность, отличная от прочих видов реальности, которая может быть изучена с помощью научных методов. Но психическая реальность в истории изучается и рядом других отраслей науки. На этом основании, в частности, необходимо дифференцировать понятия «объект науки» и «предмет науки». В рамках этой оппозиции объект – это часть объективной реальности, а предмет – совокупность (система) признаков объекта, выделяемых определенной отраслью с точки зрения значимых для нее проблем, с помощью используемых ею методов и на основе выработанного ею понятийно-терминологического аппарата. Один и тот же объект по-разному представляется в различных науках. Предмет – определенная проекция объекта. Учитывая, что в истории психологии сложились различные представления об ее предмете, кажется, что сначала наиболее правильным будет проследить историческое развитие взглядов на предмет психологии, а затем попытаться дать некое его синтетическое определение, понимая, что это, может быть, просто невозможно, в силу того что «психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания».

1. Душа как предмет психологии (до XVII века)

Психология в качестве самостоятельной отрасли знания сформировалась, отпочковавшись от философии. На протяжении же более двух тысячелетий психология развивалась как раздел философии в качестве философского учения о душе. Представление о психике как о душе, либо как о некоем автономном нематериальном начале человеческого бытия, посреднице между духом и человеческим телом, либо как об особо тонкой разновидности вещества в истории европейской культуры было выработано в Древней Греции. Термины, которые использовались греческими философами для наименования этого начала, были «псюхе», «пневма», «квинтэссенция». Термины «псюхе» и «пневма», как и русское «душа», этимологически близки словам, обозначавшим воздух, дыхание. Это соответствовало пониманию души как жизненной силы, покидающей тело вместе с последним вздохом, как особо тонкого вещества. Стоит помнить, что представления о душе были и идеалистическими, и материалистическими. Атомисты (Демокрит) понимали под душой вполне физическую сущность. Это лишь совокупность атомов – самых мелких круглых, гладких, необыкновенно подвижных атомов, рассеянных по всему телу. По своей форме и активности это атомы огня. Душа понимается им как продукт распределения атомов в теле. Аристотель (трактат «О душе») понимал душу как актуализацию потенциала тела, как его функциональное свойство. А для Платона душа – это идеальная и истинная сущность вещи, её максимальное совершенное воплощение.

2. Явления сознания как предмет психологии (XVII в. – середина XIX в.)

В отличие от представления о душе как о космическом начале, понятие о сознании возникает как результат использования новой методологии при анализе внутреннего мира человека. Открытие этой новой реальности связано, прежде всего, с именем французского философа Рене Декарта. Он обнаруживает в составе внутреннего мира самодостоверное суждение «cogito ergo sum», которое интерпретирует как непосредственное свидетельство существования мыслящей субстанции. Трактовка сознания как самодостоверной реальности открывала путь к систематическому использованию особого метода ее изучения – интроспекции. На основе интроспекции устанавливаются такие свойства психической реальности, как ее эвидентность (самоочевидность), рефлексивность, интенциональность, субъектность. В качестве специальной разновидности лабораторного эксперимента интроспекция наиболее последовательно использовалась в научных школах Вундта (1832-1920) и Титченера (1867-1927). Особый поворот к сознанию связан с именем Дж. Локка, когда центр тяжести философского мышления стал сдвигаться с проблем онтологических к проблемам гносеологическим. В середине XVIII века сложилась первая наукообразная форма психологии – английская эмпирическая ассоциативная психология (Д. Гартли), достигшая особого расцвета в середине XIX век (Дж.Ст. Милля, А. Бэна, Г. Спенсера). Дж.Ст. Милль указывает на зависимость сознания в конкретном психологическом функционировании от логики. По мнению Дж. Ст. Милля, существуют законы ума, отличные от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим. Александр Бэн переносит акцент с внутренних состояний сознания на двигательную, объективно наблюдаемую активность организма. Построение адекватных ответов осуществляется с помощью механизма «конструктивной ассоциации» на основе проб и ошибок, и тем самым деятельность сознания сближается с деятельностью организма. Для Спенсера предметом психологии является взаимодействие организма со средой. Но при этом объективная психология должна заимствовать свои данные у субъективной психологии, орудие которой – «заглядывающее внутрь себя сознание». Приоритетным методом исследования остается интроспекция.

3. Психология как самостоятельная наука (60-е гг. XX века – сейчас): мультипарадигмальность

Оформившись в самостоятельную науку, психология тотчас же разбилась на множество психологических школ, которые, раз возникнув, продолжают существовать и ныне. Конкуренция психологических концепций началась с возникновения научных программ Сеченова и Вундта.






Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 6903; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2022 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.032 сек.