Специфика философского осмысления мира
Древние утверждали, что философия появилась из удивления. Об удивлении как источнике философии и философствования говорили в Пифагорейской (Пифагор, Филолай, Алкмеон, Гиппас, Лисид, Ксенофил, Архит) и Элейской философских школах (Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский,VI-V вв. до н.э. )
Эта мысль была четко сформулирована Аристотелем и Платоном.
В частности, Аристотель утверждал, что «Ибо удивление теперь и прежде побуждает людей к философствованию… Тот, кто спрашивает и удивляется, ощущает свое невежество…И вот, чтобы избавиться от невежества, они начали философствовать. Причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем мало - помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении Вселенной («Метафизика»)»
Платон отмечал: «Это чувство – удивление – чрезвычайно свойственно философу: ибо у философии нет иного начала чем это» («Теэтет»).
У Р. Декарта есть сочинение о том, в чем заключается сила удивления. Он отмечает как положительные так и отрицательные стороны удивления, предостерегая против чрезмерного удивления тем, что не заслуживает внимания. «С удивлением связано уважение или пренебрежение в зависимости от того, чему мы удивляемся – величине ли предмета, или его незначительности».
Т. Гоббс определял удивление как «чувство радости по поводу чего-то нового».
Эрнст Симон Блох писал, что «удивление – наше лучшее свойство на сегодняшний день».
Ф.М. Достоевский: «Ничему не удивляться есть, разумеется, признак глупости, а не ума». По мнению Павла Флоренского, «удивление есть зерно философии».
Мартин Хайдеггер считал, что наука рождается только тогда, когда человека захватывает «отчуждающая странность сущего», когда она пробуждает в человеке удивление. «Только на основе удивления – т. е. открытости Ничто – возникает вопрос «почему?».
Освальд Шпенглер: «Растение живет, не зная этого. Животное живет и знает об этом. Человек удивляется своей жизни и задает вопросы».
«Человек - единственное существо, удивляющееся своему собственному существованию».
Карл Ясперс побудительными импульсами к философствованию считал удивление, сомнение, сознание потерянности и коммуникацию.
Удивление – это феномен чувственно-эмоциональной и интеллектуальной жизни человека; состояние, вызванное сильным впечатлением от чего-либо необычного или неожиданного, т.е. неизвестного.
Это базовая, родовая эмоция человека. Об этом очень образно сказал Л. Кэррол в «Алиса в стране чудес»: «Алиса удивилась, как это она не удивилась, но ведь удивительный день еще только начался и нет ничего удивительного в том, что она еще не начала удивляться».
Философия всеми средствами пытается поддержать это чувство человека. Этим она отличается от обычного знания, которое, удивляя сначала, в процессе привыкания к нему перестает это делать.
Философское удивление – это способность понять, чему мы удивляемся.
Удивляемся тому, что есть, и стремимся его понять и оценить.
При этом, как писал М. Мамардашвили «…проработка даже малюсенькой темы, связанной с психикой или нашим сознанием, неминуемо обнажает и выявляет извечные темы».
Дело в том, что есть нечто всеобщее, глубинное, что проявляется в индивидуально-множественном. Удивляясь последнему, философствующий человек проникает в эти всеобщие начала.
Причем, человек проникает не только умом, а во всей полноте своих эмоциональных, нравственных, эстетических и ценностных характеристик, как целостное существо. Он пребывает в раздумье, т.е. философствует.
Философия – это царство вопросов и поиска соответствующих ответов.
«Знание может быть только у того, у кого есть вопросы», - писал Х.-Г. Гадамер.
Вопросы:
1) Определяющие цели и масштабы рационального поиска («Что лежит в основе всего сущего» - Фалес);
2) Вопросы-сомнения («Познаваем ли мир»);
3) Вопросы, выражающие скептицизм (Что есть истина)?
4) Вопросы, инициирующие иронию (Обманывать, это плохо?);
5) Вопросы, ведущие к критическому анализу («Как возможна метафизика»);
6) Вопросы-парадоксы (Аппории Зенона);
7) Схоластические вопросы и т.п.
Философия это искусство задавать вопросы, ставить миро- и человеко- постигающие проблемы.
При этом главная цель не в том, чтобы найти ответ на вопрос, а в том, чтобы его осмыслить.
Ибо вопросы философии вечны, а ответы обусловлены временем.
Поэтому философия выражает себя не столько в знании, истинах, ответах, сколько в вопросах. Смысл философствования – открыть вопросы, неотделимые от сущности человека. Только находясь в пространстве этих вопросов человек обретает самого себя.
Поль Рикер писал: «Великий философ – это тот, кто открывает новый способ спрашивать».
И. Кант сформулировал основные вопросы философии:
- что я могу знать? (метафизика)
- что я должен делать? (этика)
- на что я могу надеяться? (религия)
- для чего я живу? (антропология).
Какая бы сфера жизнедеятельности не подвергалась философскому осмыслению, так или иначе происходит процесс постановки этих вопросов в определенном ракурсе и поиск соответствующих ответов.
При этом особенностями философского знания являются:
1) Метафоричность и символичность языка (например Огонь у Гераклита это не пламя, а «пыл, жар, энергия», символ не иссякающего бытия. «Этот мир не создан никем ни из (многих) богов, ни из людей, а вечно был, есть и пребудет Огнем, мерами возгорающим и мерами угасающим»).
Огонь имеет сознание и волю, носитель высшей справедливости и т.п.
У Фалеса – вода это не природное явление, а начало бытия, животворящаяся сила, символ Жизни! «Все из воды», «Все есть жизнь».
Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю».
Демокрит: «атомы» - не в современном понимании, а как неделимое бытие, нечто, что не превращается в ничто – пустоту.
2) Критичность философской мысли.
Философские раздумья – это не просто процесс осмысления явлений окружающего мира, но и их оценка, принятие определенной социальной позиции.
Например, за известным древнегреческим философом Гераклитом (VI-V в. до н.э.) утвердились в свое время два прозвища – «Темный» и «Плачущий». Первое он получил за сложность своих произведений, а второе – за то, что оплакивал людей, считая, что они губят себя дурной жизнью. В конце концов он ушел в горы и стал отшельником.
За резкое осуждение господствующих нравов его считали человеконенавистником.
В своих Письмах он писал: «Удивляются, почему всегда мрачен Гераклит, не удивляются, почему всегда подлы люди. Поубавьте малость свою порочность, и я тотчас улыбнусь… О люди! Хотите узнать, почему я никогда не смеюсь? Не потому, что ненавижу людей, а потому, что ненавижу их пороки…Я удивляюсь смеющимся – тому, что они радуются своим беззакониям, тогда как или следует грустить о своей неправедности …Все враги, никто не друг другому. Могу ли я смеяться, видя столько врагов? Чужое богатство вы считаете своим …свободных обращаете в рабство … законы нарушаете, беззакония вводите в ранг закона».
Показательна в этом плане и жизнь Пифагора (VI-V до н.э.), который в возрасте 40-50 лет покинул родной остров Самос, так как не хотел мириться с единоличным правлением тирана Поликрата.
В Кротоне он организовал свою школу и знаменитый Пифагорейский союз – философско-религиозную общину последователей Пифагора, которая правила не толькоКротоном, но и другими южно-италийскимигородами. Их переустройства в Кротоне не понравились жителям и пифагорийцы были сожжены (осн. идея – правление «лучших» и переустройства общества на основе улучшения нравов).
Демокрита (V в. до н.э.), в отличие от Гераклита, прозвали Смеющимся, так как он смеялся, видя тщетность и ложность человеческого существования (ослепил себя в конце жизни).
Сократ – скульптор, воин, судья, философ, был приговорен к смерти за критичность мысли. Ученик Сократа полководец Алкивиад писал о нем: «он приводил меня часто в такоесостояние , что мне казалось – нельзя больше жить так, как я живу» (ввел метод майевтики – вопросы реплики и замечания в процессе беседы, искусство самовопрошания).
Платон (его звали Аристокл, а прозвище Платон означает «широкий») также пытался, как и пифагорейцы, переустраивать общество. В 40 лет он сблизился с Дионисием старшим, правителем Сиракуз, стремясь изменить государственный строй, чем вызвал недовольство правителя и он выдал его спартанцам,чем превратил его фактическив раба. На невольничьем рынке о. Эгина Платон был выкуплен на волю одним из своих последователей.
Вернувшись в Афины в 387 г. он в роще герояАкадема купил участок земли и основал свою школу – Академию. Позже он еще дважды ездил на Сицилию, стремясь воплотить в жизньсвои идеалы, но едва опять избежал заключения. Последний труд Платона – «Законы» (вслед за «Государство», «Политика»), главная добродетель-справедливость. Но идеальное государство Платона должно тщательно все регламентировать и регулировать. Считал, что нужно отменить семью и частную собственность.
Воспитатель А. Македонского Аристотель (V-IV вв. до н.э.) также много внимания уделял социальному устройству. Он основал собственную школу близ храма Аполлона Ликейского –Ликей. Он занимался этикой, политикой, экономикой. Разработал концепцию политии – формы правления «средних людей». Считал, что государство должно обеспечивать счастье человека. Считал размышление великой добродетелью.
Стоическая философия римлян и т.п.
3) Диалогичность философии
Философия предполагает как утверждение чего-либо, так и отрицание. Это также диалог с теми, кто уже решал подобные задачи и осмысливал подобные проблемы ( Одна из работ Платона так и называется - «Диалоги», «Диалоги» Плутарха, диалоги в философии Ш. Бубера, М. Бердяева, Т. Сковороды и др.). Философия – это искусство вопросов, обострения проблемы для ее осмысления и поиска ответа.
4) Мировоззренческий смысл философии.
Есть лишь один поистине серьезный философский вопрос – вопрос о самоубийстве. «Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на основной вопрос философии».
А. Сент-Экзюпери: «Когда мы осмыслим свою роль на Земле, даже самую скромную и незаметную, тогда только мы будем счастливы».
Р. Декарт: «Прежде всего я хотел бы выяснить, что такое философия …слово «философия» обозначает занятие мудростью и что под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может, познать человек, это же знание, которое направляет самое жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках».
Он же указывал, что «каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют, поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов».
Сенека: «Наука о добре и зле, которая только и составляет предмет философии».
5) Антропологический, гуманистический характер.
Слово философского знания означает «дух, преходящий веками».
Главная цель философии – это осмысление места и роли человека в мире, сущности человека и сущности мира, принципов взаимоотношений человек – человек, человек – мир (общество и природа). Смотреть на мир философски – значит видеть в нем свое отражение.
«Познай самого себя – призывал Сократ».
«Познай себя – и ты познаешь весь мир», - гласит фраза на фронтоне храма Дельфийского Оракула.
«Познай самого себя, и ты познаешь Богов и Вселенную», - говорил древнегреческий философ Хилон.
Один из трактатов Г. Сковороды назывался «Наркис, или Познай себя». «Познать себя и уразуметь Бога – один труд».
В современной науке известен так называемый «эффект Кирлиан» - метод газоразрядной визуализации (1949 г.), позволяющий фотографировать ауру человека и др. живых существ. Доказано, что человек и мир существенным образом взаимосвязаны: например, любые внешние факторы, в том числе и общение и поведение людей меняют структуру и биохимический состав жидких сред организма (фильм «Живая вода» - исследования памяти воды Станислава Зенина). Эти изменения происходят и на клеточном уровне, меняя структуру ДНК. Установлено, что многие беды человека являются следствием негативного энергоинформационного воздействия.
Мысли, слова, музыка воздействуют на молекулы воды, а значит и на организмы.
Геннадий Ив. Шипов создал теорию торсионного поля, согласно которой одно из семи тел человека является физическим, остальные шесть связаны с тонким миром – торсионным полем, т.е. сознанием человека, которое не локализовано в голове («Контроль сознания», фильм Моуди «Жизнь после жизни»).
Это торсионное поле генерирует человек и оно может быть как положительным, так и отрицательным в зависимости от человеческого поведения.
Именно это имел в виду Павел Флоренский, различающий мир дольний и мир горный – мир высоких идеалов и устремлений человека.
6) Ценностное содержание философии.
Ценности устанавливают характер взаимосвязей человека и мира, определяют духовный мир, а значит и сущность человека, его жизненные ориентиры)Основоположник аксиологии (теории ценностей) Макс Шелер (1874-1928) в своей концепции особо подчеркнул приоритетную значимость духовных ценностей, духа и духовного порыва в жизни человека. По этому поводу он писал: «Взаимное проникновение первоначально бессильного духа и первоначально демонического, т.е. противящегося всяким духовным идеям и ценностям слепого порыва»; становление идеации и одухотворение порыва, стоящего за образами и предметами, и одновременное усиление, т.е. оживотворение, духа – вот цель и завершение конечного бытия и свершения». Говоря о роли духовных ценностей в определении сущности и жизнедеятельности человека, М. Шелер выделил основные пары ценностей и соответствующих неценностей:
– ценности святого – неценности порочного;
– ценности разума (истина, простота, правосудие) – неценности лжи, безобразия, неправдосудия;
– ценности жизни и чести – неценности бесчестия;
– ценности удовольствия – неценности неудовольствия;
– ценности полезного – неценности бесполезного.
При этом указав, что «беспорядок сердца происходит всякий раз, когда человек предпочитает ценность более низкого ранга ценности более высокого ранга, или неценности – ценностям».
На духовные ценности прежде всего сориентировано поведение, поступки и действия людей как личностей и самостей. Эти ценности определяют цели человеческой деятельности и они же служат нравственным оправданием совершаемых человеком поступков.
Поэтому, анализируя поведение людей в конкретных исторических условиях, необходимо прежде всего выяснить, какие духовные ценности и в какой иерархии определены соответствующей культурой и какие механизмы обеспечивают их восприятие и «переход» во внутренний мир личности. При этом следует учитывать, что чем «выше» ранг ценности, определяющей действия человека, чем более она социально-значима для утверждения его сущностных сил, свободы и индивидуальности, тем более выражено в человеке личностное «самостное» начало.
7) Рационалистический способ объяснения мира
Основан на принципах и методах теоретического познания – понятиях, суждениях, умозаключениях, концепциях, логически-последовательно обосновании философских позиций, доказательстве.
8) Философия создает целостную картину мира, рассматривая все его элементы во взаимосвязи, развитии, многоплановости и относительности, прогнозируя возможные варианты культурного развития.
Таким образом, характерными чертами философского знания являются:
- метафоричность и символичность языка;
- критичность;
- диалогичность;
- мировоззренческий смысл;
- антропологический, гуманистический характер;
- ценностное содержание;
- рационалистический способ объяснения мира;
- создание целостной картины мира.
Предметом философии как науки и мировоззрения выступает преимущественно рационально-теоретическое, умозрительное осмысление отношений «человек – мир», поиск смысла человеческой жизни, места и роли человека во Вселенной, его сущности, а также оценка происходящего.
Эти черты философии полностью реализуются философией культуры и философией искусства.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 921;