Вопрос 2.Философия культуры: предмет, особенности, место в системе наук о культуре


Все перечисленные особенности философии касаются и философского осмысления культуры. Все, к чему философия имеет отношение, принимает форму идеи. Т.е. не просто понятие культуры, основанное на различных эмпирических данных (более 350 определений). Философия культуры ставит задачу постижения культуры в её целостности и всеобщности:

1. Она рассматривается философией в системе других сфер человеческой жизнедеятельности, как необходимая часть и условие человеческого мира;

2. Это рассмотрение происходит как процесс рационально-логического, доказательного анализа, с использованием соответствующего категориального аппарата;

3. Культура рассматривается как определённая система, ведущим элементом которой является духовность и духовные ценности – именно они прежде всего отличают одну культуру от другой и определяют их специфику. При этом общечеловеческие ценности объединяют культуры и позволяют установить их взаимодействие и взаимопонимание;

4. Культура рассматривается как продукт и необходимый атрибут человеческой деятельности, как условие человеческой свободы, и достоинства, как процесс самореализации сущностных сил человека.;

5. Культура представляется как системный элемент конкретного общества, отражающий конкретно исторические условия и соответствующее мировоззрение;

6. Культура рассматривается как преемственный процесс деятельности многих поколений людей, как столкновение и взаимодействие различных культурных позиций, форм, традиций и т.п., как процесс взаимоотношений и диалога субкультур – т.е. культур определённых социальных субъектов (этносов, классов, религиозных групп и т.п.), культур прошлого, современного и будущего времени. При этом наблюдаются различные точки зрения на сущность и роль культуры в развитии личности и общества. Формируются различные, дискутирующие между собой культурологические теории и концепции, споры и обсуждения различных точек зрения;

7. Философское осмысление культуры – это не просто описание и анализ структуры. Видов и функций культуры, но и оценка её феноменов сточки зрения их необходимости для человека и общества, прогрессивности или регрессивности, перспективы и ценности для будущего развития человечества;

8. Философское осмысление культуры осуществляется не только путём формулировки и использования строгих понятий и категорий– ценность, цивилизация, традиция, новация, образование, воспитание, искусство и т.п. Но и при осмыслении других сфер жизнедеятельности человека философия широко использует язык образов, метафор, ассоциаций, иронии и даже сарказма, ибо мудрости- это не просто знание, а прежде всего-убеждение в объективной и субъективной (т.е. нравственной)правильности соответствующих позиций, оценок, деяний и целей. Убеждение, как известно- это знание соединённое с чувством, т.е. проникшее во все уровни духовности человека и ставшее безусловным руководством к действию, основой определённой мировоззренческой социальной позиции. Поэтому для побуждения соответствующих чувств и для функционирования образного мышления активно используются символический, образный, метафорический язык.

Приведем некоторые определения культуры, сформулированные различными учеными. Например, отмечая неоднозначную роль и природу культуры в обществе, Павел Флоренскийговорил: «Культура – это та веревка, которую можно бросить утопающему и которой можно удушить своего соседа. Развитие культуры идёт столь же на пользу добра. Сколько и на пользу зла».

Дмитрий Лихачев:«…Культура не вызывается настроением как дух из кувшина. Человек принадлежит ей целиком… Культура как раз обладает свойством продолжать время, соединять прошлое, настоящее и будущее».

Ф. Бок: «Культура – это то, когда ты становишься чужаком, когда покидаешь свой дом».

Гегель: «Каждое художественное произведение принадлежит своему времени, своему народу, своей среде».

Э. Тайлор: комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком, как членом общества;

К. Юнг: формы поведения, привычного для группы, общности людей, социума, имеющие материальные и нематериальные черты;

Ч. Моррис: в широком смысле слова – система знаков;

Э. Кассирер: процесс прогрессирующего самоосвобождения человека. Язык, искусство, религия, наука – различные фазы этого процесса;

З. Фрейд: слово «культура» характеризует всю совокупность достижений и институтов, отдаливших нашу жизнь от жизни звероподобных предков и служащих двум целям: защите человека от природы и упорядочиванию отношений людей друг с другом;

А. Швейцер:«Главное в культуре – не материальные достижения, а то, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека»;

Л.Н. Толстой (эпилог «Войны и мира»): «… духовная деятельность, просвещение, цивилизация, культура, идея – все это понятия неясные, неопределенные…»;

Ю. Лотман: совокупность текстов, точнее – механизм, создающий совокупность текстов;

Ю. Лотман, Б. Успенский: знаковая система;

Л. Коган: «система, выступающая мерой и способом формирования и развития сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности»;

И. Херман: целостность человеческого развития, выводящего его за природные границы.

Д.Андрад считал, что то, что освоено и разделяется всеми членами общества – это культура, а то, что отдельным индивидом – личность. Личность – это результат индивидуального опыта.

М. Коул определял культуру как совокупность артефактов – материальных и идеальных объектов, созданных человеком.

Р. Шведер рассматривал культуру и личность как две стороны одной медали. Не существует культура реальности, культура была бы независима от участия в ней людей.

Современный культуролог Л.Е. Кертман наметил три основных подхода, позволивших ему сгруппировать это многообразие определений (кстати, Л.Е. Кертман утверждает, что их – более четырехсот): антропологический, социологический и философский.

Первый подход – характеризуется признанием самоценности культуры каждого народа, на каком бы этапе своего развития он ни находился, а также признанием равноценности всех культур на земле.

Второй подход – стремится выявить специфические признаки культуры. Здесь культура трактуется как фактор организации и образования жизни какого-либо общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества, жизнь которого все более и более зависит от произведенных им ценностей.

Третий подход – путем анализа выделяет в жизни общества некоторые черты, характеристики, закономерности, составляющие основание культуры или причину ее развития. Философский подход предполагает проникновение в сущность культуры, которая понимается как «содержание» или «способ бытия» общества.

Философия ставит задачу постижения культуры в ее целостности и всеобщности. Этика, эстетика, история культуры, культурология тоже изучают культуру, но изучают ее определенные аспекты. Но только философия культуры решает вопрос, чем культура является для человека, что считать современным и важным в культуре и какой она должна быть. Т.е. предметом философии культуры является идея культуры, изучение сущности и специфики культуры как универсальной жизнедеятельности человека, сравнительный анализ общих принципов и законов её функционирования, которые прямо не отражающиеся в эмпирии.

Предметом философии культуры является изучение сущности культуры как универсальной жизнедеятельности человека, общих принципов и законов ее функционирования, взаимодействия с обществом, человеком и природой; исследование культуры как универсальной идеи; принципов, закономерностей и особенностей ее развития; сущность и роль в жизнедеятельности личности и общества, значение для самореализации сущности и творческих сил человека, ее смысл и ценность не только как существующего, но и «должного» бытия.

Для философии культуры культура - это не явление, а прежде всего идея. В. М. Межуев пишет: «Всё, к чему философия имеет отношение получает в ней форму идеи, становится идеей… И идея культуры видима – это не просто сумма накопленных о культуре эмпирических и теоретических обобщений, а особого рода «концепт», призванный решать иную задачу, чем просто понимание культуры в её многообразных и наглядно воспринимаемых формах проявления».

Философия культуры ставит перед собой задачу постижения культуры в её целостности и всеобщности. Как и философия в целом. Философия культуры в своём развитии предстаёт как множество учений со своей терминологией и методологией, историческим своеобразным решением соответствующих проблем.

Идея культуры, как и любая другая философская идея, это продукт своего времени и каждая эпоха по-своему решала вопрос о том, чем является культура для человека. Поэтому при изучении философии культуры следует учитывать особенности соответствующей эпохи, выделяя при этом общие проблемы и задачи анализа культуры.

Люди всегда жили в культуре и создавали её решая общие для всех людей задачи овладения силами природы, развития общества, формирования человеческой личности и т.п.. Каждое поколение решало эти проблемы по – своему, создавая соответствующую культуру. Но культура при этом всегда оставалась культурой- феноменом, имеющим свою природу, особенности и закономерности, свою сущность, которая всегда является одной и той же и является главным познавательным интересом для философии культуры.

Таким образом, философия культуры - это раздел философского знания, который связан с анализом сущности культуры, как универсального и всеобъемлющего феномена, закономерностей её функционирования и развития, роли и значения в жизни человека и общества. При этом культура, в отличие от научного подхода, предстаёт не как предмет эмпирического исследования и теоретического знания, а как идея, как идеал, т.е. не только такой какой «она есть», а такой, какой культура «должна быть». Культура становится идеей, идеалом, символом человеческого мира, а не совокупностью предметов и явлений.

Культура для философа не просто то, что существует в опыте, то, что придаёт этому опыту человеческий смысл и значение. Фиксируя этот смысл в форме понятия, пытаясь представить его в обобщенном виде, философия вырабатывает идею культуры.

Различие научного и философского подхода (т.е. описательного и оценочного) наблюдается в процессе использования слова «культура» в языке. Когда о человеке говорят, что он культурный – ему дают положительную оценку (т.е. возможно и не культурное поведение) в соответствии с какой либо формой или образом (т.е. то, что присуще как качество субъекта).

В этом проявляется философский подход (этика- важнейший раздел философии). Для науки же культура обозначает класс предметов, созданных человеком, независимо от какой либо оценки.

То есть философская идея культуры содержит в себе не только определение сущности и закономерностей развития культуры как токовой, но и её оценку как нормы и образа человеческой жизни. Знание культуры, в частности, не делает человека культурным- знать и быть, это не одно и то же.

Хотя истоки философии культуры просматриваются уже в философской мысли Нового времени, но в качестве самостоятельной философской дисциплины она возникает лишь на рубеже 19-20 в.в. в лоне немецкой философии. Понятие философии культуры ввел представитель немецкого романтизма Адам Мюллер.

По словам В. Виндельбанда «Философское понимание культуры начинается лишь там, где кончается психологическое или историческое (т.е. научное) установление фактического её содержания..». Философия культуры фиксирует внимание не на фактах культуры, а на принципах, позволяющих отнести эти факты к культуре.

И главная проблема философии культуры – проблема культурного самосознания человека, его способности отличать в культуре высокое от низкого, временное от вечного, главное от второстепенного.

Без философии многое можно узнать о культуре, но нельзя осознать, что ты сам в культуре, личность, имеющая свою собственную культурно определяющую индивидуальность.

Приведем некоторые определения культуры, сформулированные различными учеными:

Э. Тайлор: комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком, как членом общества;

К. Юнг: формы поведения, привычного для группы, общности людей, социума, имеющие материальные и нематериальные черты;

Ч. Моррис: в широком смысле слова – система знаков;

Э. Кассирер: процесс прогрессирующего самоосвобождения человека. Язык, искусство, религия, наука – различные фазы этого процесса;

З. Фрейд: слово «культура» характеризует всю совокупность достижений и институтов, отдаливших нашу жизнь от жизни звероподобных предков и служащих двум целям: защите человека от природы и упорядочиванию отношений людей друг с другом;

А. Швейцер:«Главное в культуре – не материальные достижения, а то, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека»;

Л.Н. Толстой (эпилог «Войны и мира»): «… духовная деятельность, просвещение, цивилизация, культура, идея – все это понятия неясные, неопределенные…»;

Ю. Лотман: совокупность текстов, точнее – механизм, создающий совокупность текстов;

Ю. Лотман, Б. Успенский: знаковая система;

Л. Коган: «система, выступающая мерой и способом формирования и развития сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности»;

И. Херман: целостность человеческого развития, выводящего его за природные границы.

Д.Андрад считал, что то, что освоено и разделяется всеми членами общества – это культура, а то, что отдельным индивидом – личность. Личность – это результат индивидуального опыта.

М. Коул определял культуру как совокупность артефактов – материальных и идеальных объектов, созданных человеком.

Р. Шведер рассматривал культуру и личность как две стороны одной медали. Не существует культура реальности, культура была бы независима от участия в ней людей.

Современный культуролог Л.Е. Кертман наметил три основных подхода, позволивших ему сгруппировать это многообразие определений (кстати, Л.Е. Кертман утверждает, что их – более четырехсот): антропологический, социологический и философский.

Первый подход – характеризуется признанием самоценности культуры каждого народа, на каком бы этапе своего развития он ни находился, а также признанием равноценности всех культур на земле.

Второй подход – стремится выявить специфические признаки культуры. Здесь культура трактуется как фактор организации и образования жизни какого-либо общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества, жизнь которого все более и более зависит от произведенных им ценностей.

Третий подход – путем анализа выделяет в жизни общества некоторые черты, характеристики, закономерности, составляющие основание культуры или причину ее развития. Философский подход предполагает проникновение в сущность культуры, которая понимается как «содержание» или «способ бытия» общества.

Философия ставит задачу постижения культуры в ее целостности и всеобщности. Этика, эстетика, история культуры, культурология тоже изучают культуру, но изучают ее определенные аспекты. Но только философия культуры решает вопрос, чем культура является для человека, что считать современным и важным в культуре и какой она должна быть.

Т.е. предметом философии культуры является идея культуры, изучение сущности и специфики культуры как универсальной жизнедеятельности человека, сравнительный анализ общих принципов и законов её функционирования, взаимодействия с обществом, человеком и природой.

Особенности философии культуры:

1. Наука: чем культура является до нас и без нас, объективно. Ф.к.: чем культура является для нас. Философия- это форма мировоззрения.

2. Это незавершенное, постоянное осмысление культуры, несущее на себе отпечаток соответствующей эпохи. История сменяющих друг друга разных теорий и мыслей о культуре.

3. Обращенность к современности.

4. Умозрительное знание. Культуру нельзя видеть как вещи. Это не изучение ее многообразных проявлений, а обоснование и видение культуры как мира человека. Познание не сущего, а должного. Уайт в 1959 году ввел термин культурология и написал, что культурология упраздняет философию.

5. Философия-тоже часть культуры. Философ смотрит на мир глазами своей культуры, через определенные смыслы и значения. Это-мировоззрение, субъективность. Наука- объективные факты, независимо от мировоззрения.

6. Идея культуры, а не понятие.П.Копнин: «В идее предмет отражается в аспекте идеала, т.е. не только таким, каким «он есть», но и таким, каким «должен быть». Идея направляет практическую деятельность, образуя идеальную форму будущей вещи или процесса». Надежды, цели, идеалы, а не только память, традиции.

7. Оценочное, а не описательное знание.

8. Связь с наукой. Без научного изучения культура – отвлеченное понятие. бБез философского осмысления – пустое множество. Философия культуры придает систематическое единство формам культуры и типологическое различие.

9. Философия акцентирует внимание не на фактах, а на принципах, позволяющих относить эти факты к культуре.

10. Вопросы культурной избирательности, «высокого» и «низкого» в человеческой жизни.

11. Это процесс рационально-логического, доказательного анализа с использованием соответствующего категориального аппарата.

12. Культура рассматривается как элемент общества, в связи с другими его сферами, как его условие, как процесс самоорганизации и реализации сущностных сил человека.



Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 392;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.016 сек.