Классический позитивизм и культурология.
Отчетливое противопоставление ориентациям Просвещения на разум как на средство переустройства общества, обоснованное идеалами «положительного» научного знания об обществе, проявляется во французской философии конца XIX в. Это говорит о разрушении классической модели культуры на французской почве и переходе от философии культуры к культурологии. Наиболее показательна в этом отношении философия Огюста Конта (1798-1857). Он как будто не выходит за пределы классического философствования, обращаясь к истории идей, вырабатывая «общий взгляд на последовательное движение человеческого духа». Более того, оставаясь в русле исторического подхода в изучении культуры и общества, Конт считал «вполне убедительным объяснением исторического развития человечества его разум», но дело в том, что саму философию Конт понимает совершенно иначе, чем его предшественники. Исторический взгляд на «весь ход развития человеческого ума» необходим Конту, чтобы «лучше объяснить истинную природу и особый характер положительной философии», поскольку беспорядок в человеческих умах вызван одновременным применением трех совершенно несовместимых философий: теологической, метафизической и положительной. И замысел Конта состоит в том, чтобы показать историческую ограниченность первых двух и объяснить «истинную природу» последней. Вопрос переносится в область формирования научного
знания, «главный основной закон» которого гласит, что «каждая из отраслей нашего знания проходит последовательно три различных теоретических состояния: теологическое, или фиктивное; метафизическое, или абстрактное; научное, или положительное» («Курс позитивной философии»).
На теологической(греч. theos - бог и logos - учение) стадии развития человеческий ум обращен к поиску многочисленных сверхъестественных факторов, которые и рассматриваются в качестве первопричины явлений природы и общества. Для этой стадии характерно религиозное объяснение мира, господствующее в древности, античности и Средневековье — до XIV в. Метафизическая(греч. metaphysica - дословно «то, что после физики» - понятие, обозначающее философию как умозрительное знание о «мире в целом») стадия начинается с XIV в. и продолжается до начала XIX в. На этой стадии развития культуры естественные факторы заменены абстрактными силами. Предел развития данной стадии состоит в замене многих сущностей одной великой сущностью -природой.
Однако, по Конту, подлинное познание природы и общества начинается лишь на положительной ступени развития, когда осознается «невозможность достижения абсолютных знаний» и научный поиск направляется на поиск «неизменных естественных законов».
Таким образом, философия должна отказаться от своих вечных вопросов (о происхождении и назначении мира и т.д.) и превратиться в «положительное знание», опирающееся на факты и имеющее своим результатом теории, объясняющие эти факты (как, например, ньютоновский закон тяготения). Конт демонстрирует наиболее радикальный отказ от прежней философии культуры, но при общей ориентации на методы
естественных наук он открыл пути реализации специальных эмпирических методов исследования и создания особой науки об обществе, названной им «социологией». В русле социологического исследования общества, опирающегося на эмпирические данные, философия культуры отчетливо трансформировалась в культурологию как науку о культуре, имеющую свой эмпирический базис и свои методы исследования. Но это не значит, что социология указала культурологии лишь эмпири-
ческий путь исследования. Работы Конта обогатили теоретический арсенал культурологии такими проблемами, как социальная динамика и социальная статика (социальные изменения и стабильность), историческая типология культуры, институциональное деление культуры и выявление функций таких институтов культуры, как религия, мораль и т.д.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 378;