Профессионально-личностное самоопределение, самосовершенствование и саморазвитие в становлении личности педагога
Испокон веков учитель осознавал свою деятельность как особую миссию — быть духовным наставником юношества, учителем жизни. Вспомним прекрасные строки А. С. Пушкина, посвященные любимому педагогу питомцев Царскосельского лицея А.П.Куницыну:
Он создал нас,
Он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена.
Если воспитывать и образовывать — это учить жизни, помогать растущему человеку самоопределиться в ней, то учитель не может, не имеет права сам жить стихийно, не работая над собой.
В гуманистических педагогических воззрениях всех эпох особое значение придавалось роли самоопределения, самосовершенствования и саморазвития в становлении личности учителя. К.Д.Ушинский считал стремление к поиску человеком своего места в жизни врожденной потребностью человека, признавая, что от учителя и всей воспитательной системы зависит характер и результаты этого поиска. Достижение человеком счастья он связывает с выбором и определением им главной цели, смысла жизни, в качестве которого должно выступать то главное дело его жизни, тот труд, в котором он обретет свое человеческое призвание и «выполнение которого значит для него больше, чем жизнь» (6, с. 380). Столь высокое значение в жизни имеет только свободный труд, такой, который становится результатом осознанного выбора, осуществляемого в процессе серьезной духовной работы по самопознанию, осмыслению своей роли на земле, своего места в жизни. Работы педагога пронизаны его убеждением в том, что помочь растущей личности в ее жизненном и профессиональном самоопределении может только воспитатель, который сам прошел данный путь.
Л.Н.Толстой видел сущность воспитания не в воздействии воспитателя на воспитанников, а в создании той атмосферы, той среды, в которой ребенок развивается, поэтому им упраздняется вопрос о воспитании и ставится вопрос о личности и образе жизни воспитателя, о его работе над собой. Убежденность в приоритетности личностного совершенствования над профессиональным и в необходимости разработки целой области науки, направленной на самосовершенствование воспитателя, проявляется в высказывании Л.Н.Толстого: «Для того, чтобы воспитание детей было успешно, надо, чтобы воспитывающие люди не переставая воспитывали себя, помогали бы друг другу все более и более осуществлять то, к чему стремятся. Средств же для этого, кроме главного внутреннего – работы каждого человека над своей душой… - может быть очень много. Надо искать их, обдумывать, прилагать, обсуждать… думаю, что это целая и важнейшая область науки воспитания себя для воздействия на детей» (7,с.446).
Выдающийся педагог конца XIX века П.Ф.Каптерев видел важнейшее условие становления учителя как свободного и самостоятельного деятеля в его работе над своим собственным развитием и усовершенствованием. По его мнению, учитель, стоящий в стороне от культуры, от трудов по ее усвоению и личному совершенствованию, сам не развивающийся, не может содействовать развитию других и в личностном плане стоит значительно ниже ученика, находящегося в процессе постоянного поиска и работы над собой (8, с.600-601).
Между тем, сложившаяся логика педагогического образования выглядит подчас несколько абсурдно, поскольку мы учим заниматься воспитанием и образованием тех, кто сам не в полной мере воспитан и образован. Нельзя полагаться на то, что полученное высшее педагогическое образование автоматически сделает студента личностью, готовой к выполнению своих профессиональных функций. Осознание сущности и значения профессионально-личностного самоопределения, самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития и других «само», овладение способами их осуществления является важнейшей задачей самого будущего педагога. Попробуем для начала разобраться в смыслах и содержании, вкладываемых в данные понятия.
Самоопределение рассматривается как «процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы» (9, с.81). Уже данное определение позволяет выявить множественность смыслов и граней этого сложного явления.
Самоопределение выступает как динамичное явление, как процесс,
как механизм становления личностии соотносится в этом своем значении с такими понятиями, как «выбор», «принятие решения», «поступок»; и одновременно - как статичное, стабильное состояние субъекта (результат выбора), связанное с установлением границ своего «Я», своего места в мире и в жизни, обретения определенной устойчивой системы ценностей, смыслов, позиции, установок, характеризующих отношение человека к окружающему миру и самому себе. Необходимо отметить относительность самоопределения как стабильного состояния субъекта, связанное с тем, что на протяжении не только жизни, но и достаточно небольшого ее периода происходит расширение в сознании личности границ своего «Я», изменение системы отношений, взаимодействия с миром, позиции, ценностных ориентаций, установок.
Следующей особенностью самоопределения выступает его одновременный деятельностный и ценностно-смысловой характер. Выбор, осуществляемый личностью в процессе принятия решений, включает в себя не только действие, но и отношение личности к тем аспектам бытия, относительно которых происходит ее самоопределение.
Кроме того, самоопределение, с одной стороны, может выступать как достаточно длительный, непрерывный процесс, а с другой, - как одномоментный акт, характеризующий конкретные действия человека в момент принятия решения в определенной проблемной ситуации.
И, наконец, неоднозначность понятия «самоопределение» связана с множественностью векторов его направленности: на себя, на самопознание и определение своей сущности; и вне себя – на определение своего места в мире и отношения к нему, включения в различные сферы жизнедеятельности. Самоопределение, направленное на себя, чаще всего рассматривается как личностное самоопределение, а все остальные его виды соотносятся с теми сферами жизнедеятельности, в которых самоопределяется человек.
Специфика личностного самоопределения заключается в том, что это процесс и результат осознания личностью своей индивидуальности, уникальности, своих возможностей (могу) и желаний (хочу) в их соотнесенности друг с другом и с окружающим миром («Я - Я», «Я-другие», «Я-общество», «Я-мир», «Я-сверхличностная реальность») и выбора основных стратегий и направлений личностного роста.
Профессиональное самоопределение несводимо к выбору профессии, оно выступает не как определенный акт или стадия профессионального становления, а как его сущностная основа, своеобразный механизм, и представляет собой не прекращающийся на всем протяжении профессионального пути процесс поиска и обретения человеком смыслов своей профессиональной деятельности, открытия и реализации своего «Я» как профессионала, осуществления выбора в проблемных ситуациях, которые ставит перед ним постоянно изменяющаяся и усложняющаяся профессиональнаядеятельность. Характер и направленность данного процесса во многом определяется тем, как он соотносится с процессом личностного самоопределения.
Необходимость постоянного профессионально-личностного самоопределения учителя вызвана сложностью и противоречивостью процессов его личностного и профессионального становления. Существуют определенные переломные этапы профессиональной жизни, характеризующиеся существенными личностными сдвигами. Такими этапами, по мнению психологов, выступают возрастные периоды 28-34, 40-45, 50-55 лет (10, с. 92).
Практически каждый этап профессиональной деятельности учителя осложняется соответствующим кризисом. Кризис профессиональной адаптации связан с началом педагогической деятельности и отражает сложность процессов профессиональной самоидентификации и освоения профессиональной деятельности. Кризис рутинной работы, или так называемый «педагогический криз», возникает периодически через 10-15 лет работы и характеризуется психологической усталостью, спадом творческой активности, ощущением однообразия и стереотипности деятельности, чувством одиночества, напряженности, неверия в себя Кризис последнего периода профессиональной деятельности характеризуется снижением уровня профессионализма, понижением самооценки, ощущением исчерпанности своих возможностей, возникновением различных защитных мотивов и т.д. Данные кризисы значительно осложняются разнообразными контекстами: общественно-политическим, культурно-историческим и индивидуально-экзистенциальным. В них своеобразно отражаются как глобальные цивилизационные и социальные кризисы, так и присущие личности кризисы развития.
Непрерывный характер профессионально-личностного самоопределения диктуется не только потребностями постоянно развивающейся личности, но и современными социальными условиями, когда человек вынужден менять сферы своей деятельности, а также связан с изменением характера и содержания самой профессиональной деятельности учителя, побуждающей его к самоопределению в новой социальной и профессиональной ситуации. Эти изменения особенно ощутимы в деятельности педагога в условиях смены образовательных концепций, кардинальных изменений в содержании многих учебных дисциплин, появления новых учебных предметов, образовательных технологий и т.д. Все это подтверждает необходимость постоянного и непрерывного профессионально-личностного самоопределения и саморазвития педагога. Но наиболее интенсивно оно осуществляется в юности, на этапе освоения профессии.
Основными составляющими профессионально-личностного самоопределения являются самопознание и самопонимание. В большинстве психологических исследований понятия «самопознание» и «самопонимание» отождествляются и рассматриваются как синонимы. Вместе с тем, более точным является разграничение самопознания как процесса сбора данных, накопления и первичной информации о самом себе, с самопониманием как особой формой самосознания, процессом осмысления этой информации, ее интерпретации. Результатом самопознания оказываются новые знания о себе, а самопонимания – новый смысл того, что человек уже знал о себе. Таким образом, самопознание без самопонимания позволяет получить человеку новые знания, но не наделяет их новым смыслом, не позволяет открыть что-то новое в себе.
Психологи считают, что эффективное и адекватное понимание самого себя невозможно вне понимания окружающего мира, смысла человеческой жизни в целом и смысла собственного бытия, понимания своих отношений с окружающим миром. Именно понимая что-то во внешнем мире, человек и углубляется в себя, и возвышается над собой (11).
Таким образом, самопонимание тесно связано не только с самопознанием, но и с пониманием, процессами «проживания», прочувствования человеком своих внутренних состояний, с рефлексией, выступающих в качестве основного его механизма, самооценкой как формой реализации рефлексии, ведущих его к самоидентификации - обретению своего «Я», своей целостности.
Профессионально-личностное самоопределение выступает как процесс, включающий в себя:
соотнесение учителем результатов самопознания, самопонимания с результатами познания и понимания: своих возможностей, сложившейся системы ценностей и смыслов, взглядов и представлений - с ценностями, смыслами, нормами, задаваемыми педагогической культурой;
осуществление выбора, построения на этой основе своей профессиональной «Я-концепции» как совокупности представлений о себе как педагоге: о своих профессиональных смыслах, ценностях, возможностях, перспективах, направлениях профессионально-личностного роста и совершенствования.
«Любое самоопределение включает, с одной стороны, построение образа себя, иерархию актуальных потребностей, целей, устремлений, особенностей индивидуальных качеств; с другой – образа ситуации или прямого требования к самоопределяющемуся, в котором выявляется образ требуемого «Я» и, наконец, с третьей – сопоставление первого второму или второго первому, с фиксацией одной из сторон как определяющей» (12). Будучи универсальной для любого акта профессионально-личностного самоопределения, данная логика определяет внутреннее содержание той деятельности, которой вы будете далее заниматься на практических занятиях-тренингах или самостоятельно работая с данным пособием. Она состоит из следующих этапов:
1) осознания цели и предназначения своей собственной жизни, своего человеческого и профессионального призвания на основе осмысления ведущих философских концепций смысла жизни;
2) познания и осознания своего «Я» (эмоционального, интеллектуального, социального и духовного) в контексте педагогической деятельности;
3) построения жизненных и профессиональных перспектив (целей, планов жизни и профессиональной деятельности, направлений профессионально-личностного самосовершенствования);
4) определения требований, предъявляемых к профессиональной деятельности и личности учителя на основе построения модели его личности (профессиограммы);
5) соотнесения с данной моделью своих возможностей и потребностей;
6) разработки программы профессионально-личностного самосовершенствования;
7) овладения способами профессионально-личностного саморазвития и самосовершенствования;
8) определения роли изучаемых дисциплин в профессионально-личностном росте и становлении учителя.
Итак, самоопределение является первым, но далеко не единственным шагом в сложном и трудном пути профессионально-личностного становления педагога. Оно выступает основой самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития учителя. Эти понятия, близкие по своему значению, употребляются обычно как взаимозаменяемые. Чаще других используется для обозначения работы человека над самим собой термин «самовоспитание», который обозначает сознательную и целенаправленную деятельность человека по развитию своих способностей, формированию и совершенствованию положительных и исправлению негативных качеств и свойств. В то же время более адекватными и точными для обозначения процессов и деятельностей, ведущих к профессионально-личностному росту педагога, являются понятия «саморазвитие» и «самосовершенствование».
Саморазвитие – процесс активного, последовательного позитивного качественного изменения личности, которое является результатом не внешних воздействий, а ее собственных усилий. Саморазвитие можно рассматривать и как деятельность личности, направленную на изменение тех своих психических и личностных свойств, которые уже есть, заложены в природе человека или предшествующим этапом его развития, например: памяти, мышления, внимания, эмоциональной сферы, общих и профессиональных способностей и задатков, и т.д.
Самосовершенствование (в какой-то мере аналог самовоспитания) – это деятельность человека, направленная на формирование у себя новых и усиление имеющихся позитивных качеств и свойств, умений и навыков, а также на коррекцию своих недостатков. Вместе с тем, понятие «самосовершенствование» несет в себе более гуманный смысл, так как, в отличие от самовоспитания, предполагающего воздействие на самого себя, означает опору человека на лучшее в себе, расширение этого лучшего и продвижение к собственной вершине (самосовершенству), достижение акме (греч. acme - расцвет, вершина).
Интенсивно развивающаяся в последние десятилетия наука акмеология (О.С.Анисимов, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина, А.А.Реан и др.) рассматривает саморазвитие и самосовершенствование педагога в качестве основных условий становления его как полноценного субъекта своей жизни и профессиональной деятельности, способного достичь вершин мастерства, личностной и профессиональной зрелости и полностью реализовать свой творческий потенциал.
Еще одной составляющей процесса, ведущего к личностному и профессиональному росту педагога, является самообразование. Традиционно самообразование рассматривается как приобретение знаний путем самостоятельных занятий, то есть, как самостоятельное обучение (научение). Иная трактовка самообразования связана с пониманием его как процесса самосозидания, самостроительства человека, осуществляемого посредством просвещения себя, самостоятельного приобщения к культуре. Самообразование – один из основных путей самоопределения и самосовершенствования человека, поскольку только через вхождение в культуру он выстраивает тот идеальный образ себя, который служит ориентиром в его движении к лучшему, высшему в себе. Итак, самообразование не сводимо к простому накоплению информации. «Образоваться — значит понять других, себя, смысл жизни, свою ответственность перед жизнью, перед культурой. Следовательно, для развивающегося человека культура — и непосредственная форма существования (жизнь, энергия, общение), и основание для самоопределения, для сознательного делания себя» (13, с.24).
Русский философ начала XX века. В. В. Розанов протестовал против самообразования, нацеленного на обременение сознания, памяти множеством ненужных сведений, его цель он видел в духовном развитии человека, возведении его к свободному и сознательному состоянию. «Сознательность эта должна состоять в свободном окидывании взором разных миров, в полном отчете себе, что именно оставляешь и чего ищешь, когда переходишь от одного к другому... и первая ступень к ней — углубление в свой собственный мир, его живое ощущение и ясное понимание» (14, с.42).
Самоопределение, саморазвитие, самосовершенствование и самообразование – процессы, основная цель которых – обеспечить личностный и профессиональный рост педагога. Что же такое личностный и профессиональный рост? Обыденное понимание сущности данных понятий существенно сужено стремлением рассматривать личностный рост как изменение социального статуса человека, а профессиональный – как продвижение в его карьере. Психологи выделяют два процесса, лежащие в основе личностного становления человека и определяющего основное направление его профессионального становления - персонализацию и персонификацию. Процесс персонализации, как отмечает А.Б.Орлов, представляет «трансляцию» человеком себя миру, другим людям в качестве сильной или обладающей властью «персоны». Данный процесс связан с его стремлением быть «авторитетным», «референтным» или «привлекательным» и ведет чаще всего к тому, что человек стремится быть адекватным не самому себе, а предзаданной социальной (в том числе профессиональной) роли. Таким образом, в основе персонализации лежит самоотождествление человека со значимой для него ролью. Процесс персонификации наоборот проявляется в стремлении быть самим собой, ведет к увеличению зон актуализации человека и к отказу от личностных «фасадов». Успешно протекающий процесс персонификации повышает степень позитивности, эмпатичности человека и представляет собой более целостный, интегративный процесс, нежели персонализация личности. Он позволяет человеку избежать полного самоотождествления себя с определенной профессиональной ролью, а его отношение к миру определяют внутренние мотивы и бытийные ценности, в которых проявляется истинная сущность индивида, его внутреннее «Я» (15, с. 58-60).
Очевидно, что преобладание процесса персонализации над процессом персонификации и проявляется чаще всего в стремлении человека к достижению высокого статуса, положения в обществе как к главной цели своей жизни. А поскольку достижение определенного статуса чаще всего связано с профессиональной ролью, именно она начинает определять отношение человека к окружающим и к самому себе, к основному направлению своей жизни и профессиональной деятельности, приводя к профессиональным деформациям, искажениям в профессионально-личностном развитии.
Личностный и профессиональный рост педагога прежде всего связан с качественным изменением его личностного и профессионального потенциала: расширением сознания и самосознания, открытием истинного, сущностного в себе, обретением профессионально и личностно ценных смыслов и целей своего бытия, индивидуального способа осуществления себя в профессии.
Безусловно, нельзя отрицать значение и роль повышения статуса и продвижения в карьере как одного их показателей профессионального роста педагога. Согласно мнению психолога Е.А.Климова, это процесс, осуществляемый «на двух взаимосвязанных, но различных уровнях: гностическом (в форме перестройки сознания, включая самосознание) и практическом (в форме реальных изменений социального статуса, места человека в системе межлюдских отношений)» (16, с.62-63). При этом второй уровень должен выступать логическим продолжением и результатом первого. К сожалению, в реальной жизни часто встречается стремление к его достижению в обход предыдущего. Практически речь идет о направленности, ценностно-смысловой ориентации процессов личностного и профессионального становления, отражающей основной способ существования человека в мире и во взаимодействии с другими людьми: ориентированный на внешнее – статус, положение («казаться») или на внутреннее – реализации своей сущности, актуализации своего Я («быть»).
Наиболее полно сущность личностного роста человека раскрыта в гуманистической психологии. А.Маслоу утверждает, что в природе человека заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования, они заключаются в творчестве как универсальной функции человека, которая ведет к его самовыражению и самоактуализации, «понимаемой как непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершения своей миссии или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание, и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как непрерывное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности» (17, с. 49). В какой степени человек актуализирует свой потенциал, является делом его личного выбора. Потребность к личностному росту и самоактуализации – высший уровень в иерархии человеческих потребностей. Именно в этом направлении должно осуществляться его самоопределение и саморазвитие.
Основное содержание последующих разделов пособия и сопряженных с ними практических занятий, заданий для самостоятельной работы и направлено на организацию процессов профессионально-личностного самоопределения, саморазвития и самосовершенствования, обеспечивающих поддержку вашего профессионально-личностного роста.
Подумайте об этом:
Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же мы поймем, что воспитывать других можем только через себя, воспитывая себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить?
Л.Н.Толстой
* * *
Каждое время имеет, в сущности, ту школу, которую оно заслуживает... Школа — это, скорее всего, симптом, показатель нашего внутреннего «я»... Оставаясь такими, каковы есть, мы не можем воспитывать, не вправе; и так как воспитывать все-таки нужно... то вопрос о великой реформе нас самих принудительно встает перед нами.
В.Розанов
* * *
Человек – это существо, сам способ бытия которого – это все еще не принятое решение о том, кем оно хочет быть и стать.
М.Шелер
* * *
В нашей жизни не столько важно положение, в каком мы находимся, сколько направление, в каком мы движемся.
О.Холмз
* * *
Судьба – не случайность, а предмет выбора; ее не ожидают, а завоевывают.
У.Брайан
* * *
Советуем прочитать:
1. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. – М., 1989.
2. Князева М. Ключ к самосозиданию. — М., 1990.
3. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды./Составители Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская.- СПб, 1996.
4. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., 1988.
5. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. — М., 1991.
Источники:
1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996.
2. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. – М., 1989.
3. Философия образования для XXI века. – М., 1992.
4. Сойфер В.Н. Международная соросовская программа образования // Соросовский образовательный журнал. – 1995. - №1. – С.7-13.
5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М., 1997.
6. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. – Т.2. – М., 1990.
7. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1989.
8. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М., 1982.
9. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. / Сост. Н.Б.Крылова. – М., 1995.
10. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
11. Знаков В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия // Психологический журнал. – 2000. – Т.21. - №2. – С.7-16.
12. Анисимов О.С., Глазачев С.Н. Педагогические технологии в экологическом образовании: проблемы и подходы // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб.науч.труд. / Под ред. С.Н.Глазачева. – Волгоград, 1996. – С.92-108.
13. Розин В.М. Обучение, образование, культура // Вестник высшей школы. – 1987. - №2. – С.20-26.
14. Розанов В.В. Сумерки просвещения. – М., 1990.
15. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы. Проекции, практики: Учеб.пособие. – М., 2002.
16. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессионального консультирования. – М., 1983.
17. Маслоу А. Психология бытия. Пер. с англ. – М., 1997.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 426;