Способы осознания и осмысления внутреннего мира личности
Большинство философских учений приводит нас к выводу о том,, что единственный достойный человека способ жизни, способ реализации себя как личности есть путь осознанного самосовершенствования. В фундаменте самосовершенствования личности лежит развитие самосознания. Личность не сводится только к сознанию и самосознанию, — утверждают психологи. Но без сознания и самосознания не существует личности.
Проблема развития самосознания не может быть решена без формирования внутреннего мира как значимого для человека.
Родившись, человек входит в мир, который его окружает и с которым он взаимодействует. Но есть и дугой мир — наших чувств, переживаний, мыслей, иллюзий, мечтаний, который мы называем внутренним миром. Соответственно существованию этих двух миров двойственно и наше сознание. Оно включает две составляющих: одна направлена вовне, в мир внешний, на окружающие нас предметы и людей, другая — на внутреннюю сущность самого себя, на созерцание себя, своего духовного мира. Таким образом, по И. М. Сеченову, сознание возникло сразу в двух формах — предметного сознания и самосознания. Результатом деятельности предметного сознания является знание о мире, самосознания — знание человека о самом себе и своих возможностях.
Первоначально процесс формирования «Я» человека связан с развитием сознания, то есть способностью человека идеально отражать окружающую действительность.
«Самосознание является относительно поздним продуктом развития сознания, — пишет С. Л. Рубинштейн. — Только с момента выделения себя из окружающего, осознания своей самостоятельности, своей обособленности от окружающих людей ребенок приходит к самосознанию» (1, с.239-240).
Вместе с тем развитое самосознание не изолирует человека от окружающего мира, а обогащает его представления об этом мире. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, человек открывает для себя целый мир новых чувств, красоту природы, звуки музыки, ощущения собственного тела.
Если сознание делает более гибкой, целесообразной и результативной внешне направленную деятельность человека, то самосознание, обращенное внутрь психической и физической сущности человека, повышает надежность, устойчивость, стабильность самого человека. Вот почему совершенствование человека как самоорганизующейся и самопрограммирующейся личности возможно только при одном условии — развитии ее самосознания.
Деформация сознания современного человека, о которой говорят сегодня философы, происходит потому, что нарушается гармония между внутренним и внешним миром. Мир чувств и переживаний, оставаясь невостребованным, все больше тускнеет и гаснет, происходит его духовное обеднение. Механистичность сознания современного человека является результатом умственной ориентации его на предметный мир. «Мир начал выглядеть механистичным, материалистичным, логизированным, жестко детерминированным. Духовность, сознание, смыслы, свобода, спонтанность — все это ушло на задний план, перестало быть вездесущей самостоятельной сущностью... Успех такого видения мира очевиден, как очевидны и неудачи: мы до сих пор так и не узнали ничего о природе человека и, более того, утратили близость с природой и потеряли связи со Вселенским (духовным) началом жизни», — отмечает В. Налимов (2, с. 16).
Философы говорят о возникновении сегодня нового миропонимания. Мир начинает выступать в сознании современного человека нелогизированным, не поддающимся четкому и однозначному определению, спонтанным и многозначным, воспринимаемым и отражаемым через собственное «Я» человека. Когда я осознаю свой внутренний мир, я по-другому начинаю смотреть на внешний мир. Тогда ничто во внешнем мире не воспринимается в виде застывших форм. Мое мышление все время находится в движении, мое сознание рождает стихийные, спонтанные формы, мыслеобразы, которые никогда не являются завершенными, плоскими, догматичными. Тогда мир воспринимается мной во всем его многообразии, изменчивости, тогда мое сознание становится открытым изменяющемуся миру. Открывая себя, я открываю окружающий меня мир в движении, я готов к постижению нового, еще не изведанного, а следовательно, к постоянному изменению и совершенствованию себя.
Итак, внутренний мир может и должен стать миром деятельности человека так же, как и внешний мир. На что же должна быть направлена эта деятельность? Каковы способы ее реализации?
Самоопределение и самосовершенствование включают в себя четыре основных взаимосвязанных компонентов: самопознание, самопонимание, самоконтроль и саморегуляцию.
Важнейшим инструментом каждого из них является рефлексия.
В нашем обществе сформировалось довольно негативное отношение к этому свойству человеческого сознания. Идеалом является человек действия, а склонность к рефлексии и самоанализу воспринимается как слабость, как «самокопание». Между тем без рефлексии невозможно ни познание себя, ни движение человека вперед по пути духовного самосовершенствования. Попробуйте ответить на вопрос: в каких случаях рефлексия — благое дело и способствует развитию духовных сил личности, а в каких случаях носит отрицательный характер и мешает нормальному развитию личности?
Что подвержено рефлексии человека? Мир его ощущений, чувств и переживаний, его мысли и поступки. Задумывались ли вы над тем, какие мысли преобладают в вашем сознании, почему они возникают, как развивается мысль, положительное или отрицательное направление она приобретает? Анализируете ли вы постоянно возникающие у вас чувства и переживания, оцениваете ли свои поступки и действия? Если да, то у вас развита способность к рефлексии.
Каждый ли человек осмысливает все то, что он ощущает, чувствует, переживает, думает? Безусловно, есть люди, внутренний мир которых развит на интуитивном уровне. Они рефлексируют лишь иногда, но чаще всего не осознают и не понимают, что с ними происходит. И как результат — те алогичные, немотивированные поступки, которые совершают молодые люди, ставящие порой в недоумение не только окружающих, но и самого провинившегося: неужели я мог это сделать? Для того чтобы человек мог понять себя, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, он должен владеть рефлексией. Рефлексия включает в себя самонаблюдение и самоанализ.
Итак, рефлексия — основной путь получения новых знаний о самом себе и о других, которые не приходят к человеку извне, но только через себя, через постоянное осознание того, что с тобой происходит ежеминутно, «здесь и теперь».
Почему современный человек так редко обращается к своему внутреннему миру? Что мешает ему погрузиться в него, прочувствовать его, отрефлексировать свои состояния? Безусловно, наша включенность во внешний мир. Но во многом — ложные ориентации, заложенные в системе социальных установок, нацеливающие человека в основном на внешнюю деятельность. Сегодня мы ищем те пути, которые позволили бы человеку заглянуть в себя, научиться управлять собой. Человечество уже наработало многие приемы и способы, позволяющие человеку сосредоточиться на самом себе и воздействовать на себя. Эти приемы составляют область специфического знания, которое называется психотехникой.
Владение психотехникой необходимо врачам, психологам, педагогам, всем тем, кто занимается физическим и духовным совершенствованием и самосовершенствованием человека. Смысл всех существующих психотехник — достижение и поддержание высокой психической, духовной и физической формы посредством направленного мысленного сосредоточения. Большинство программ, направленных на саморазвитие человека, основано на четырех принципах или способах самопознания и саморегуляции.
С п о с о б п е р в ы й : р е л а к с а ц и я. Релаксация — это физическое и психическое расслабление. Цель релаксации — подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего физического и нервного напряжения или, наоборот, обеспечение возможности собраться. Релаксация необходима:
— для подготовки тела и психики к углубленному самопознанию, самовнушению;
— в стрессовых моментах, конфликтных ситуациях, требующих выдержки, самообладания;
— в ответственных и трудных ситуациях, когда нужно сбросить страх, излишнее напряжение (учитель перед уроком, студент перед экзаменом и т. д.).
На чем основано действие релаксации?
Между состоянием тела и состоянием нервной системы существует взаимосвязь: наше тело расслабляется по мере того, как успокаивается мозг, а мозг успокаивается в зависимости от того, как расслабляется тело. Следовательно, для того чтобы вызвать внутреннее состояние покоя, нужно уметь расслабить свои мышцы, свое тело. Попробуем проверить.
Сожмите губы, зубы, сдвиньте брови — сделайте сердитую маску. Ваше состояние? А теперь расправьте брови, разомкните зубы, раздвиньте губы в улыбке. Ваше самочувствие? Вы убедились в единстве телесного и психического состояния человека?
Это лишь минутные состояния. Но есть состояния, которые закрепляются и постоянно воспроизводятся нами, превращаясь в наше внутреннее напряжение, скованность. Это напряжение не улавливается нашим сознанием, но создает преобладающее самочувствие, которое проявляется в теле в так называемых мышечных зажимах. Оно мешает нам свободно жить, чувствовать, двигаться, мыслить. У пожилых людей зажимы легко определить по морщинкам.
Надбровье, переносье, веки сильно напряжены у людей, привыкших сосредоточенно и бесплодно думать над тяжкими проблемами. Рот, губы, челюсть — у тех, кто страдает от одиночества, раздражителен. Шея, затылок, плечи — у неуверенных в себе, излишне ответственных людей, часто еще совсем молодых, тех, кого родители подавляли.
Руки, согнутые в локтях, пальцы рук, готовые сжаться в кулаки, челюсти — в желваки, брови — в судорогу сосредоточенности — зажимы, свойственные людям раздражительным, беспокойным, избыточно деятельным.
Смех в неподходящей ситуации — тоже зажим, свидетельствующий о том, что человек испытывает чувство неловкости, растерянности.
Как же человек может расслабиться? Прежде всего необходимо принять удобную позу, закрыть глаза (наиболее известна поза «кучера»: лежа на спине или сидя, откинувшись в глубоком кресле).
Первый шаг к релаксации — правильное дыхание. Делая глубокий брюшной вдох и медленно выдыхая ртом, вы снимаете напряжение тела и мозга, подготавливая себя к более уравновешенным реакциям, освобождая внутреннее видение.
Другой способ — расслабление мышц и сосудов с помощью ощущений «тяжести» и «тепла», вызываемых целенаправленным мысленным сосредоточением на определенной части тела.
Третий прием — психическое замедление. Попробуйте, например, представить себя черепахой и переключитесь мысленно на ритм ее движения.
Четвертый прием — сосредоточение внимания на предмете (например, блестящей свече, маятнике) и отключение от мыслей. Подробнее с этим и другими приемами вы познакомитесь в ходе практического занятия.
Необходимо помнить, что выход из состояния релаксации, если она глубокая, должен быть постепенным. Для внутренней тонизации организма надо напрячь мышцы: согнуть и разогнуть руки или хотя бы просто напрячь и расслабить их, дышать глубоко. Эффект выхода из состояния релаксации наступает значительно позже, если сначала открыть глаза, а потом только напрячь мускулы и углубить дыхание.
Итак, ваше тело расслабилось и готово к погружению в себя. Для того чтобы вы смогли прочувствовать свои физические, эмоциональные, интеллектуальные состояния, вам не обойтись без других психотехнических приемов.
С п о с о б в т о р о й: к о н ц е н т р а ц и я. Концентрация — это сосредоточение сознания на определенном объекте своей деятельности. Вы сидите в саду и слышите разные звуки. Поют птицы, жужжат насекомые, шелестит ветер. Среди привычных вам звуков вдруг возникает один, который привлекает ваше внимание. Вы концентрируетесь на нем, прислушиваетесь, выделяя этот звук среди других.
Для того чтобы прочувствовать свое внутреннее состояние, вы можете сосредоточиться на своих зрительных, звуковых, вкусовых, телесных и других ощущениях, на эмоциях и настроениях, чувствах и переживаниях, на потоке своих мыслей, на образах, которые возникают в вашем сознании, и т. д.
В основе концентрации лежит управление вниманием. Навык сосредоточения базируется на следующих свойствах внимания:
— на умении фокусировать свое внимание на определенном предмете;
— на развитии произвольного внимания, возникающего под влиянием сознательно поставленной цели и требующего волевого сосредоточения;
— на достаточно широком объеме внимания — он позволяет одновременно сосредоточиться на разных внутренних процессах: на ощущениях в теле, на зрительных и слуховых образах, на умственных операциях и т. д.;
— на умении переключать внимание с внешних объектов на внутренний мир личности, с одного ощущения, чувства, мысли — на другие;
— и наконец, на умении задерживать внимание на одном объекте.
Долгие созерцания испокон веков использовались для медитаций и вызова особого творческого состояния.
С п о с о б т р е т и й: в и з у а л и з а ц и я. Визуализация — это создание внутренних образов в сознании человека, т. е. активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, а также их комбинаций.
Визуализация помогает человеку активизировать его эмоциональную память, воссоздавать те ощущения, которые он испытывал когда-то, и таким образом обогащает его чувства, развивает интуицию. Воспроизводя в своем сознании образы внешнего мира, мы более глубоко постигаем этот мир и осознаем свою связь с ним. Наконец, с помощью визуализации мы заставляем работать свое подсознание, то есть то, что находится за пределами осознаваемого нами, но определяет, формирует наши чувства, мысли, характер.
Так, можно, например, в состоянии релаксации попробовать увидеть образ зеркала и себя в этом зеркале. И после небольшого интервала времени люди, занимающиеся визуализацией, видят образ какого-то животного, зверя или что-то другое. То, что видит человек, указывает ему на особенности его характера и поведения в жизни. Проявляются, выплывают из подсознания загнанные внутрь чувства и переживания. Одним такие упражнения дают ощущение усиления внутренней гармонии и просветления, другим — помогают понять себя и найти пути решения своих проблем.
С п о с о б ч е т в е р т ы й: с а м о в н у ш е н и е. Самовнушение — это создание установок, воздействующих на подсознательные механизмы психики. Самовнушение — это утверждение, что успех возможен, выраженное от первого лица в настоящем времени. Сила самовнушения — в способности создать свой собственный положительный образ и постоянно этот образ укреплять с помощью слов, обращенных к себе. Эти слова усиливают веру в то, что вы в состоянии достичь своей цели, и указывают направление, по которому надо идти.
Правила самовнушения
Самовнушение:
— должно быть позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным. Нельзя внушать себе негативное;
— должно быть облечено в простые, четкие и понятные фразы, выражено в утвердительной форме и не может содержать частицы «не». Формулы самовнушения начинаются со слов: я хочу.., я могу.., я буду.., я есть..;
— предполагает многократное повторение формул, лучше всего их произносить ежедневно утром после сна и вечером перед сном.
Самовнушение — основной способ самопобуждения или саморегуляции. Вместе с тем это способ самопознания. Формулы самовнушения необходимы для того, чтобы вызвать состояние релаксации: «Моя правая рука тяжелая...» «Я совершенно спокоен...» или визуализации: «Перед моим внутренним взором появляется цвет... Я ясно вижу свой цвет...»
Релаксация, концентрация, визуализация и самовнушение — приемы, на которых основаны различные техники саморегуляции и духовного самосовершенствования, такие, как аутотренинг (АТ) и медитация. Наиболее древняя и сложная из них — медитация. Согласно Большой Советской Энциклопедии, медитация есть умственное действие, направленное на приведение психики человека к состоянию углубленной сосредоточенности (3, с.562). Медитация предполагает полное отключение человека от внешнего мира и погружение в глубину собственного «Я».
Аутогенная техника была разработана в 20 — 30-е годы нашего века немецким психотерапевтом Г. Шульцем. Ее цель — психическое и физическое оздоровление человека с помощью самовнушения в состоянии релаксации. Если приемами АТ может овладеть любой человек, то медитативная техника требует больших волевых усилий и самодисциплины.
Философы отмечают появление сегодня нового способа познания себя и мира — с помощью медитативного мышления, которое выступает своего рода альтернативой традиционному логическому мышлению. Они утверждают, что только с помощью медитативного мышления человек может познать себя, проникнуть в тайны природы, прикоснуться к реальности наших связей с планетами, с Землей, где мы живем, с людьми, с другими народами.
Мы являемся свидетелями и участниками удивительных преобразований, происходящих в самосознании всего человечества, отдельных людей. Открывается множество новых путей, ведущих к духовному совершенствованию человека. Какой из них изберете вы?
Подумайте об этом:
Мы мечтаем о путешествии во Вселенную; но разве не заключена Вселенная внутри нас? Мы не знаем глубин нашего духа.
Новалис
* * *
Мироздание гораздо обширнее, чем мы его себе представляем; углубитесь внутрь себя, и вы найдете там громадные, еще не открытые области. Каждый человек властелин такого царства, перед которым ничто владение любого царя.
Г. Д. Торо
* * *
Думается, что познание души много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы. Добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях и безусловного труднее всего.
Аристотель
* * *
Нам некуда бежать, кроме как внутрь самих себя, в самость, как средоточие нравственных ценностей.
А.Маслоу
* * *
Высшая стадия духовной культуры наступает тогда, когда мы понимаем, что должны контролировать свои мысли.
Чарлз Дарвин
* * *
Все мы очень озабочены тем, как использовать ту небольшую часть нашего сознания, которую называем рассудком... Мы учимся сначала в школе, затем в институте, а все равно ощущаем себя несчастливыми, мы сомневаемся, мы ничего не знаем. Знать же мы начинаем только тогда, когда с уровня рассудка мы попадаем на уровень духа.
А. Эверетт
* * *
Самовнушение... это влияние воображения на духовный и физический аспекты человеческого бытия. Когда воля и воображение вступают в конфликт друг с другом, всегда побеждает воображение, исключений здесь быть не может.
Эмиль Кюи
Советуем прочитать:
1. Алиев Х. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции. — М., 1990.
2. Водейко Р. И., Мазо Г. Е. Как управлять собой. — Минск, 1983.
3. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. — М., 1989.
4. Иванов Ю. М. Йога и психотренинг. — М., 1990.
5. Леви В. Искусство быть собой. — М., 1991.
6. Петров В. Самовнушение в древности и сегодня. — М., 1986.
Источники:
1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т.2. – М., 1989.
2. Налимов В.В. Вездесуще ли сознание? // Человек. – 1991. - №6. – С.
3. БСЭ. – Т.15. – М., 1974.
4. Уотсон Д. Путь к здоровью и творческой активности // Твое здоровье. – М., 1990. – С.3-7.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 407;