Александровский Парк
Александровский парк площадью 188 га по проекту Н. Жирара, работами руководили садовые мастера К.Шредер и М.Кондаков. Пейзажный парк расположен на месте бывшего Зверинца (лесного массива для содержания диких зверей) и создан по аналогии с английскими пейзажными парками, пришедшими на смену регулярным. Проект парка создан А. Менеласом и И. Ивановым. Парковую среду заполнили декоративные постройки в духе средневековой готики .
Исторические стили садово – паркового искусства
История садово-паркового искусства насчитывает более восьми тысячелетий. Стили садов, сформировавшиеся за столь длительное время, подобно другим видам искусства (архитектуре, живописи, литературе) являлись отражением эпохи. До XIX века сады большей частью создавались для знати и служили «визитной карточкой» правящей элиты. Именно поэтому в садах с такой силой и выразительностью проявились национальные и религиозные особенности, а также мировоззрение человека и отношение его к природе.
В настоящее время выделяют следующие стили садово-паркового искусства:
Регулярный стиль
Регулярный стиль зародился в древнем мире, еще в древнем Египте архитектурное построение городов и садов имело четко выраженный геометрический характер со строгой прямолинейностью всех линий. Развиваясь и совершенствуясь веками и тясячелетиями, этот принцип достиг своего расцвета в XVII веке во Франции и связан с именем Людовика XIV. Его правление – апогей французского абсолютизма. Легенда приписывает Людовику XIV изречение «Государство – это я».
- Версаль – загородная резиденция короля – наиболее ярко отражает идею централизации власти и прославления «короля-солнца». Прямые аллеи, лучами сходящиеся к центру (дворцу); символика власти, отраженная в парадных цветниках; причудливые формы стриженых деревьев, зеркальная гладь искусственных водоёмов – все это символизирует абсолютную власть монарха не только над людьми, но и над природой. Рельеф выражен мало, вся композиция носит плоскостной характер.
- Формирование среды идет по линиям подчинения природы, геометрическим формам, противоположным свободным мягким линиям полей, рек, лесов.
- Ярко выражена основная ось композиции – стержень всего регулярно распланированного пространства. На ней располагаются центральный дом усадьбы, водные каскады и лестницы. Подчиненное положение занимают лучевые и диагональные аллеи, ведущие от центра в глубину парка. Вся планировка сада строится по законам симметрии.
- Территория оформлена террасами, оканчивающимися подпорными стенками. Террасы соединяются между собой лестницами, которые являются одним из главных декоративных элементов сада.
- Главный вход расположен в нижней части сада для того, чтобы еще при входе гости были поражены величием всей композиции.
- Партерная часть сада оформлена изысканными цветниками с использованием цветного песка, гравия, украшена скульптурами и декоративными вазонами.
- В саду отдается предпочтение растениям, хорошо поддающимся стрижке и долго сохраняющим форму.
Теперь, зная основные принципы создания регулярного сада, можно утверждать, что данный способ построения предусматривает полную «искусственность» создания и даже противопоставление природе, всячески подчеркивает рукотворность всех элементов сада. Однако необходимо учесть, что создание сада в регулярном стиле требует относительно больших пространств и непрерывной работы профессионального садовника.
Можно выделить следующие характерные признаки регулярных садов:
Пейзажный стиль
В ландшафтном искусстве обычно выделяются два главных стилевых направления: пейзажный и регулярный сад. Первый создается по принципу подражания природным ландшафтам, второй - противопоставляется им. Этот стиль называют также ландшафтным, природным, естественным, натургарденом.
Пейзажный принцип организации сада зародился еще в Древнем Китае, в Европе же наибольшей популярностью пользовался в Англии и Франции ХVIII -ХIХ вв., в эпохи классицизма и романтизма. Также пейзажный принцип характерен для японского сада, сада русского модерна и "кантри". Отличается живописным свободным стилем планировки. Архитектор наслаждался красотой естественной непрямой линии, стремился воспроизвести увиденные природе формы и сделать их более выпуклыми, яркими и отчетливыми. Лишенные оград просторные сады и парки предназначались для отдыха и длительных прогулок в идиллической атмосфере. Обширные пространства парков и садов следовало рассматривать непременно в движении, во время сентиментальных променадов, при которых за каждым изгибом садовой дорожки открывались все новые очаровательные ландшафты и перспективы, походящие на талантливые театральные декорации.
В пейзажном саду отсутствует геометрическая правильность, живописные группы деревьев свободно размещаются на полянках и лужайках, извилистая дорожка напоминает зарастающую тропинку в диком лесу. В таком саду цветущая лужайка как будто запущена, хотя садовник ежедневно навещает ее своими ножницами. Пейзажный сад может ввести в заблуждение относительно своей "культурности" зарастающими уголками, заброшенными прудами, заболоченными участками и "дикими" скалами. Хотя о присутствии человека забыть сложно: нет-нет да и появится за поворотом деревянная скамейка, мостик или беседка.
Нужно сказать, что столь жесткое деление на стили очень условно, ведь даже самые пейзажные английские парки очень часто включали в свой состав огромный цветник перед домом, разбитый в регулярном стиле.
Пейзажный стиль не случайно сохраняет большую привлекательность и в наши дни - век сумасшедших ритмов и скоростей. Ландшафтный сад способен затормозить бег времени, он предлагает человеку приобщиться к нехитрым радостям природы, ощутить прелесть живописной лужайки, романтической скамьи под кроной раскидистого дерева и затейливого берегового изгиба. Поправленная рукой художника, иногда существенно измененная естественная природа с ее живописными холмами и рощами, тихими озерами и петляющими ручьями, уединенными павильонами и гротами, лишенная искусственной симметрии и показной декоративности, стала считаться эталоном среды обитания.
Закладывая сад природного стиля, старайтесь использовать все, что уже имеется на участке. Сохранив имеющийся рельеф местности, который послужит отправной точкой при планировке пейзажа, вы значительно уменьшите объем затрат, а участок только выиграет при правильном и умелом использовании его естественных особенностей. Прежде чем без разбора вырубать взрослые деревья, а потом успешно декорировать образовавшиеся проплешины, окиньте свои угодья не разрушительным, а созидательным взглядом. При таком рассмотрении старое разросшееся дерево, которое поначалу казалось слишком громоздким, может стать центром композиции.
Водоем. Водоемы максимально приближены к природным: маленький пруд, спускающийся по камням водопад или ручеек, бегущий вдоль деревьев и огибающий беседку. В месте его пересечения с дорожкой устраивается небольшой мостик. Может случиться, что вам повезло и у вас есть собственный водоем или ручеек. Его нужно обследовать, составить план использования и благоустройства. Там, где есть небольшие ложбинки, лучше всего устроить пруд или болотную клумбу.
Скалы. Каменная стенка сухой кладки - один из самых красивых архитектурных элементов сада и прекрасный биотип. Камни, аккумулирующие тепло, привлекают множество растений и животных. Высокий солнечный бугор можно превратить в альпийскую горку. Эти элементы напоминают нам о естественных скалах и валунах, которые так живописны в дикой природе.
Декоративные группы. При желании и возможности имеющийся ландшафт может быть дополнен крупномерными посадками. Деревья в группах, посаженные на достаточном расстоянии друг от друга, приобретают красивую, низко опущенную равномерную крону. Сажая деревья и кустарники куртинами, вы получите игру света и тени, чередование открытых и закрытых пространств, и это сразу же зрительно расширит ваш участок. Не стоит перегружать небольшой участок деревьями, на шести сотках вполне достаточно 5-9 экземпляров. Подойдут березы, черемуха, клен, липы.
Не забудем о декоративных кустарниках. Хотя сирень, чубушник и арония черноплодная (рябина) не аборигены нашей местности, они настолько широко распространены, что без них не обходится ни один участок. Эти растения неприхотливы, растут на любых более или менее окультуренных почвах, предпочитают солнечные места, но хорошо переносят и легкое затенение.
Лужок. Пестрый ковер трав в таком саду просто необходим. Летом он превращается в море цветов и привлекает массу пчел и бабочек. Открытые пространства, лужайки обогащают игру света и тени, придают объем участку, производят впечатление смены растительных картин. Ассортимент декоративных многолетников следует подбирать в соответствии с общим решением участка в стиле природного сада. Возможно, вам изначально достался участок на лугу, тогда и особых усилий не потребуется, просто постарайтесь по возможности сохранить имеющуюся луговину и по возможности обогатите ее посадкой нивяника, герани луговой, колокольчика персиколистного, колокольчика скученного, зверобоя продырявленного, вероники дубравной, мака самосейки, клевера лугового.
Природные сады можно создавать на участках практически любых размеров, они исключительным образом располагают к релаксации, весьма демократичны и органично вписываются в природное окружение. Надо только помнить при проведении таких работ, что у деревьев со временем изменяется форма и цвет кроны, соответственно поменяется соотношение открытых и закрытых пространств. Пейзаж приобретает совсем другой вид, и может даже утратить живописность.
Используемая литература и материалы:
1. Горохов В.А., Лунц Л.Б. Парки мира. - М.:Стройиздат,1985.-328 с.,ил
- Залесская Л.С.,Микулина Е.М. Ландшафтная архитектура: Учебник для вузов.-2-е изд.,перераб. и доп.-М.:Стройиздат,1979.-240 с., ил.
- Боговая И.О., Фурсова Л.М. "Ландшафтное исскуство", Москва, ВО "Агропромиздат", 1988 г
- В.Ф. Гостев, Н.Н. Юскевич Проектирование садов и парков, М., Стойиздат, 1991, 340 с ил.
- http://www.alta-d.ru/encyclopedia/landdesign/301003.htm
- http://www.expo-flora.ru/index.php?id
- http://www.baugroup.ru/lib_land_Istoriya.html
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 366;